Голосование завершено
Давиденко Людмила Александровна (более 5 лет) - «Путешествие по экологической тропе»
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Путешествие по экологической тропе»
Основная образовательная область «Познание»
Интеграция: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Труд», «Социализация».
Тема: «Путешествие по экологической тропе».
Детский сад: МБДОУ Д / с «Золотой петушок» филиал «Титовский» Место проведения: д/сад и территория, прилегающая к нему.
Возраст: 5-6 лет
Актуальность:
Любовь к родине
начинается о любви к природе. Именно под этим лозунгом детское экологическое
движение страны проводит все мероприятия. Которые направлены на то, чтобы наши
дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
*Заложить любовь к Родине, к краю, к родной природе, эффективнее в дошкольном возрасте.
*Одним из приоритетных направлений является формирование навыков
практической и исследовательской деятельности и развитие интеллектуально –
творческих способностей детей.
*Экологическая грамотность – это система знания об окружающем мире, о правилах
поведения в природе, бережном отношении к объектам живой и неживой природы и
человеку.
*Одной из интересных инновационных форм экологического воспитания является
создание экологической тропы.
Экологическая тропа – это специальный
образовательный маршрут в природных условиях. Где есть экологически значимые
природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с
естественными биоценозами, многообразием растений и животных.
Экологическая
тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком
Основная цель
экологической тропы – во взаимосвязи трех компонентов: обучения, воспитания и
отдыха. При этом в задачу обучения
входит расширение естественнонаучного кругозора детей, а воспитание направлено,
на «формирование у посетителей тропы чувства любви к природе,
заинтересованности в ее сохранении,
личной ответственности каждого за ее судьбу»
Задачами экологической тропы является показ причинно – следственных
связей в природе, взаимодействие природы и общества. Тропа дает возможность
осуществить комплексный подход к изучению и охране природных комплексов на
определенном природном участке.
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе
Экологические беседы, сказки;
Наблюдения;
Элементарные опыты;
Экологические конкурсы, викторины;
Решение экологических ситуативных задач;
Чтение художественной литературы;
Обсуждение и проигрывание ситуаций;
Труд в природе;
«Красная книга природы»;
Экологические досуги, развлечения, праздники;
Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные)
Хозяин тропинки «Лесовичок» - сказочный персонаж.
Жил в лесу Лесовичок,
Очень мудрый старичок,
Он командовал всем лесом,
С величайшим интересом.
Все дедулю уважали,
Все дедуле угождали:
Белки шишки собирали,
Зайцы овощи сажали,
Пчелки медик добывали,
Мышки зерна собирали,
Волки домик охраняли,
Мишка с кличкой Михаил —
Правою рукою был…
Так бежит за годом год,
Дедушка в лесу живет,
Старичок Лесовичок
Очень милый мужичок.
Тип занятия: комбинированный
Основной метод проведения занятия: словесный, наглядный, практический.
Методы и приёмы: создание игровой ситуации, беседа о деревьях, рассказывание и рассматривание птиц, подвижная игра «Скворушки», правила поведения на природных объектах, чтение стихотворения о березе, сюрпризный момент.
Этапы создания и оформления тропы:
1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, которая будет находиться в экологической комнате, и схемы в группах с учетом возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет экологической тропинки.
3) Подбор хозяина экологической тропы – сказочного персонажа.
4) Составление рекомендаций /для воспитателя/ по работе с детьми на каждом объекте.
Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:
– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
Оборудование.
По экологической тропе дети проходят по видовым точкам-объектам отмеченным указателями. В состав экологической тропинки входят объекты , такие как:
Точка № 1 «Лесная опушка» - клен
Точка №2 «Цветник»
Точка № 3 «Пенек»
Точка № 4 «Привал»
Точка № 5 «Царство насекомых»
Точка № 6 «Птичий городок»
Вывод:
Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.
Основными участниками воспитательно - образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги.
Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.
В результате реализации:
• повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;
• улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;
• повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие потому, что проводим мы его не в группе, а на улице.
- И, сегодня, у нас на занятии гости, поприветствуем их.
Мы скажем небу: «Здравствуй!»
«Пусть утро будет ясным!»
— Природе скажем мы.
Пусть будет мир прекрасным!
И даже в день ненастный
Ему желаем счастья, любви и красоты!
Здравствуй, солнышко родное,
Здравствуй, небо голубое!
Мы навстречу вам откроем
И ладошки и сердца.
Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки окружающим.
Ребята, утром я обнаружила необычное письмо. Послушайте его.
«Дорогие мои маленькие друзья! Я «Лесовичок» – хранитель экологической тропы.
Я присматриваю за природой вокруг. Вам, как моим помощникам, я поручаю сегодня вместо меня пройтись по экологической тропе д/сада и все внимательно осмотреть. Все ли в порядке? Я буду вам благодарен за работу. Предлагаю вам карту- путеводитель, которая приведет вас к природным объектам,
-Ребята, а вы, знаете, что такое экологическая тропа? /нет/ А, простая, тропа? /да/
-Это путь, по которому куда-то идут люди;
-Это дорожка, у которой есть начало и конец;
-Она обязательно куда-то ведет.
-Да, конечно, путь, обязательно приводит куда-то или до чего-то. Но, мы сегодня пойдем не по простой тропе, а по экологической. Значит, путешествие наше будет с определенной целью – сохранить природу в наилучшем ее состоянии, а если придется (необходимо, то и спасти ее от непредвиденных ситуаций.
-Ребята, кто знает, что такое природа? /это все вокруг нас, это животный и растительный мир/
-Скажите, природа бывает какой? /живой и неживой/
-Какие объекты природы относятся к живой природе? /деревья, кустарники, трава, цветы, птицы, насекомые, животные /
-Объясните, почему? /Потому что, они могут расти, дышать, питаться, болеть, плодиться (размножаться)/
-А, что относится к неживой природе? /небо, тучи, облака, солнце, вода, песок, земля, воздух, ветер/
-Почему? / потому что не растут, не дышат, не питаются и т. д. / --Хорошо, ребята.
Воспитатель смотрит на карту и объявляет: объект № 1 «Лесная опушка»
Первый объект «Дерево». Отгадайте загадку.
Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист – ладошкой,
С длинной ножкой (Клен)
Правильно. Ребята, скажите, клен – это объект живой природы или неживой? /живой/Клён – листопадное растение. Листья обычно лопастные. Цветут рано весной. Плод двукрылатка, распадающаяся на два односемянных плодика. Клёны отличные медоносы, очень декоративен своей листвой. Он формирует плотную крону, которая защищает от летнего солнечного зноя и пыли, а также является шумопоглотителем. Большинство видов клёна представляет собой деревья 10-40 метров высотой. Продолжительность жизни 150-200 лет и более. Кленовые листья и «вертолётики» часто используют в детском творчестве, так как они имеют декоративный вид.
Воспитатель: А кто из вас расскажет стихотворение о клене:
Клён ты мой опавший,
Клён заледенелый!
Что стоишь склонившись
Под метелью белой?
Или что увидел?
Или что услышал?
Словно за деревню
Погулять ты вышел.
Воспитатель: Молодец. Давайте, прикоснемся к стволу и поздороваемся с ним. /Здороваются/ - Рассмотрим строение дерева. Что есть у клена?
(корень, ствол, ветки, листья, плод двукрылатка)
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай, чей листок?»
Воспитатель: Вот, мы и осмотрели клен, посмотрим в путеводитель и продолжим путь к следующему объекту №2 «Зеленая аптека» отмеченного шариком по стрелкам—указателям направления.
Дети передвигаются от объекта к объекту с речевкой:
Береги природу друг,
будет красота вокруг.
Воспитатель: Мир
растений — величайшее чудо природы, царство красоты и наше целительное
богатство. С глубокой древности человек использовал естественные блага
растительного мира и как источник своего пропитания, и для облегчения своих
недугов. По существу любое растение создано природой во благо, а задача
человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это
своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С.Кирсанов:
Я
не степью хожу
-Я хожу по аптеке,
Разбираясь
в её травяной картотеке.
Отгадайте загадку.
В поле бескрайнем сестрички стоят,
Жёлтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички - белы реснички (Ромашка).
Молодцы, ребята.
-Рассмотрите наш цветник, назовите знакомые вам растения (ответы детей). Какие вы еще знаете?
-Скажите, растения нашего цветника являются объектами какой природы? (живой)
-Что нужно для роста растений? (Солнце – согревает своим теплом, дает свет; воздух – попадает в почву и они дышат; вода – увлажняет почву;
почва – питает растения).
-Скажите, как можно любоваться цветами, не срывая их? (понюхать, зарисовать, любоваться, наблюдать, фотографировать).
-Кто знает, как нужно ухаживать за ними? (нужно рыхлить землю, поливать, срезать засохшие листики)
-Ребята, в нашем цветнике есть засохшие листики? (да, есть ) Давайте наведем порядок - уберем сухие листья.
Детям предлагается убрать засохшие листики.
- Молодцы, теперь посмотрим в карту, следующий объект №3 «Пень»
Пройдем к ней, не забудем про речёвку
Дети передвигаются от объекта к объекту с речевкой:
Береги природу друг,
будет красота вокруг.
Отгадайте загадку:
Был я деревом когда-то
И шумел листвой, ребята,
Потерял свою красу,
Стал я ниже всех в лесу (Пень).
- Ребята, что перед нами? (пень). Является ли пень живой природой? (Ответы детей).
Ребята, нужно уважительно и почтительно относиться к старым деревьям и пням, бережно относиться к окружающей природе, к любому объекту живой и неживой природы. (Показать детям возможность дать вторую жизнь погибшему дереву).
Объект №4 «Привал»
Давайте поиграем в словесную игру «Загадывание желаний» Цель: помочь детям выразить свою индивидуальность, высказывая самые заветные мечты, и в то же время учить их соизмерять свои действия с окружающей природой, с действиями товарищей, как бы вписывая в общий сюжет свои элементы. Закрепить знание экологической заповеди «Не навреди». Ход игры: Детей хорошо расположить по кругу. Пусть представят себе, что здесь сбываются все желания. Каждый ребенок по очереди загадывает такие желания, например: - Если бы я был котом, я бы... - Если бы я был каким-нибудь зверьком, я бы... - Если бы я стал птицей, я бы... - Если бы я стал насекомым, я бы... - Если бы я был цветком, я бы... - Если бы я стал деревом, я бы... - Если бы я был слоном, я бы... Каждый ребенок составляет небольшой рассказ, продумывая свою жизнь в этой роли. Можно заранее договориться — реальные или фантастические рассказы составляем. Когда дети освоят эту игру, можно объединить «желания». Каждый следующий загадывающий свое желание ребенок может вписываться в сюжет предыдущего рассказа и т.д.
Подвижная игра «Птицелов» Цель: учить различать и имитировать крики различных птиц; развивать умение ориентироваться с закрытыми глазами. Ход игры: Играющие выбирают себе названия птиц. Встают в круг, в центре птицелов с завязанными глазами. Птицы водят хоровод Во лесу в лесочке, На зеленом дубочке Птички весело поют. Ах, птицелов идет, Он в неволю нас возьмет. Птицы, улетайте! Птицелов хлопает в ладоши и начинает искать птиц. Кого поймали, кричит подражая какой-либо птице. Водящий должен угадать имя игрока и птицу.
Пора к следующему объекту, ребята, смотрим на карту объект №5 «Царство насекомых» давайте перейдем к нему.
Дети передвигаются от объекта к объекту с речевкой:
Береги природу друг,
будет красота вокруг.
Отгадайте загадку:
С листьев тлю она съедает,
следить за садом помогает.
Вот она взлетела ловко.
Это – (Божья коровка).
Божья коровка — семейство жуков. Удивительные способности божьих коровок – их неприхотливость, прожорливость. Они защитники садов и полей.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение «Божья коровка»
Вот так чудо! Вот потеха!
Всколыхнулся сад от смеха:
Тучкой с неба очень ловко,
Вниз пикируют коровки,
Словно капельки-дождинки.
Красные мелькают спинки.
Слышен лёгкий шелест крыльев.
В сад десантники спустились.
На капусту часть их села,
Тлю на ней мгновенно съела.
Кто-то чистит помидоры.
У коровок жёсткий норов:
Крох всех вредных с грядок гонят,
Ведь от них растенья стонут,
Не дают цветам раскрыться,
Стали серыми их лица.
А коровки боевые. Всё почистили, помыли.
Чёрно-красной взвились тучей,
Сильным воинством могучим.
И куда пришла беда, Вмиг слетятся все туда.
Благодарны им растенья, Труд полезный, без сомненья.
Сад всех радует здоровьем. Вот спасибо вам, коровки!
- Сколько лапок у божьей коровки? (шесть)
-Как передвигается? (умеет ползать, а может и летать)
-Чем питается? (поедает тлю)
-Чем полезна для людей? (божья коровка поедает огромное количество тли. Тля наносят большой вред растениям, растущим в саду и огороде).
-Зачем ей яркий наряд? (Своим ярким нарядом коровка предупреждает, что ее есть нельзя, она не съедобная)
Следующая загадка:
На
цветке сидит цветочек,
в два всего лишь лепесточка.
Лепестки цветные, по краям резные!
Посидит и улетает.
Если кто не угадает,
То подскажет мамочка:
"Да ведь это ... (Бабочка)
Молодцы, ребята!
Бабочки
– это насекомые с полным превращением. Их вид очень разнообразен, а их
представителей можно встретить практически в любой точке планеты. Наверняка вы
обращали внимание на то, что у бабочек рисунок на крылышках одинаковый –
зеркальное отражение изображения. Кушают бабочки цветочный нектар, но некоторые
виды могут питаться фруктами и мёдом. В общем, бабочки – сладкоежки. Не так
давно были разгаданы некоторые загадки про бабочек. Например, некоторые бабочки
в течение своей жизни вообще ничего не кушают. Представляете? Оказалось, что
они живут за счёт запасов с тех времен, когда ещё были гусеницами.
А теперь послушайте стихотворение «Бабочка»
Над травой порхает ... бантик?
Нет, наверно это фантик разноцветный от
конфет?
Знает кто из вас ответ?
Ой, есть крылышки у чуда!
Прилетело ты откуда?
Тихо бабочка присела, отдохнула и взлетела.
Так с цветочка на цветок я порхаю весь денёк.
-Сколько у бабочек крыльев? (4)
-Чем питаются бабочки? (листвой, травой)
Динамическая пауза «Бабочка»
Утром бабочка проснулась.
(Плавные взмахи руками)
Потянулась, улыбнулась.
(Выполнять движения в соответствии с текстом)
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
-Ой, ребята, я что-то слышу, а вы? (Нет, что?)
-Давайте с вами прислушаемся, /пауза/ что слышите? Птицы поют.
Объект №6 «Птичий городок»
-Ребята, а как вы думаете, птиц можно отнести к живой природе? (Да, это живая природа, они, как и всё живое - питаются растут болеют, размножаются)
-Скажите, каких птиц вы знаете? (ответы)
-Ребята, отгадайте загадку: Между веток новый дом
Только круглое окошко
Не пролезет даже кошка
(Скворечник) - это объект, сделанный руками человека
-Для каких птиц делают скворечники? / для скворцов /
-Откуда он взялся на участке? /мы повесили весной /
-Кто приготовил это искусственное гнездовье для птиц? / наши папы, дедушки /
-Какие еще птицы могут селиться в них? /синички, воробьи, трясогузки/
-Дети, а как мы с вами заботимся о птицах?
-зимой мы их подкармливаем: насыпаем корм в кормушки: семечки, хлебные крошки, зернышки, крупу;
-весной мастерим для них скворечники и вешаем их на деревья.
-Мы потрудились хорошо, на территории нашего сада скворечников много.
-Давайте поиграем в П/игру «Скворушки» -- объект «Спортивный отдых»
Правила:
Число игроков, принимающих участие в игре, должно быть нечетным. В разных местах игровой площадки чертятся круги по числу пар играющих. Это «домики-скворечники». В каждом таком «скворечнике» размещается по два «скворца» - дети. В результате один «скворец» останется без домика и пары.
По сигналу воспитателя «День» скворцы вылетают из своих домиков и разбегаются ( «летают») по игровой площадке. Они бегают, прыгают, машут руками- «крыльями». По сигналу воспитателя «Ночь»: «Скворцы прилетели.»дети спешат вернуться в любой свободный домик- «скворечник», чтобы занять его в паре.
Опоздавший «скворец» остается без пары и без дома, игра повторяется несколько раз. По окончании игры воспитатель подводит итоги, хвалит детей. – Молодцы, повеселились и размялись.
Ну, вот мы и закончили нашу работу. Хозяин экологической тропы «Лесовичок» будет доволен. Ребята, посмотрите, а вот и он, наблюдает за нами, как мы трудимся. Посмотрите, он приготовил нам угощение. Давайте скажем – спасибо.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
-Вот, и, закончилось наше путешествие по экологической тропе. Ребята, какие природные объекты д/сада мы с вами сегодня осмотрели? (Ответы детей)
-Скажите, что вам запомнилось больше всего?
-Вспомните как мы помогали Лесовичку? (ответы детей)
-Молодцы, ребята. Наше занятие подошло к концу. Спасибо за внимание.
В завершении нашего путешествия прошла акция с родителями «Берегите красоту нашей планеты». Дети своими руками изготовили памятки. За основу было взято стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо!» (хорошо – это когда мы ухаживаем за растениями; плохо – ломаем веточки деревьев и т.д.)
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Путешествие по экологической тропе» По экологической тропе дети проходят по видовым точкам-объектам отмеченным указателями. В состав экологической тропинки входят объекты, такие как: Точка № 1 «Лесная опушка» - клен Точка №2 «Цветник» Точка № 3 «Пенек» Точка № 4 «Привал» Точка № 5 «Царство насекомых» Точка № 6 «Птичий городок»