Голосование завершено
Хамиева Диляра Маратовна (13) - Экология моего села: вчера, сегодня, завтра.
МБОУ «Мещеряковская основная общеобразовательная школа Буинского муниципального района РТ»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИИ НА ТЕМУ:
Экология моего села: вчера, сегодня, завтра.
Работу выполнила: ученица 8 класса Хамиева Диляра.
Руководитель: учитель биологии Каримов М.В.
2017
Оглавление
Стр.
Введение____________________________________________ 3
Основная часть___________________________________________ 5
Немного из истории________________________________________ 5
Настоящее села____________________________________________ 5
Экология села_____________________________________________ 6
Экологические акции, в которых мы участвуем_________________ 9
Вывод. Заключение ___________________________________ 11
Список литературы________________________________________ 13
Приложение_______________________________________________ 14
Введение.
Цель работы : Выявить экологические проблемы села Мещеряково и разработать программу их решения.
Задачи работы:
1. Изучить экологическое состояние села Мещеряково, выявить наиболее острые экологические проблемы.
2. Определить основные источники загрязнения села Мещеряково.
3. Разработать программу решения экологических проблем села.
4. Изучить имеющуюся публицистическую литературу и документы.
5. Обобщить данные, полученные в результате опроса жителей села.
6. Овладеть навыками ведения учебно-исследовательской работы.
Место исследования: село Мещеряково Буинского муниципального района
Республики Татарстан.
Основные методы: поисковый, исследовательский, сопоставительный и обобщение.
Актуальность проблемы: Современные экологические проблемы волнуют всех, и от их решения зависит состояние жизни современного человека, но мало кто задумывается, что виновником всех этих проблем является сам человек. Экологически грамотные действия отдельно взятого человека ведут к значительному улучшению экологической обстановки в конкретном регионе.
Новизна работы: Экологическая обстановка села волновала немало людей, но зачастую они ограничивались простым перечислением проблем, связанных с экологией. Я в своей работе попыталась дать характеристику экологических проблем, выявить основные источники загрязнения, показать влияние различных источников загрязнения на организм человека, разработать программу решения экологических проблем села Мещеряково.
Обоснование выбора темы:
Я заинтересовалась проблемами села Мещеряково, поэтому решила написать учебно-исследовательскую работу по этой теме. Работа над исследованием продолжалась около года. Я вела наблюдения за состоянием окружающей среды, следила, какие изменения происходят в нашем населенном пункте, собирала материалы периодической печати, которые появлялись в нашей районной газете, беседовала с жителями села, особо ценные сведения были получены у старожилов. Одной из главных задач моей деятельности было изучение свалок, которые устраивают местные жители в окрестностях деревни. Собирала фотоматериал по данной проблеме, знакомилась с необходимой научной литературой. Собранный материал был проанализирован совместно с учителем биологии, и мы решили расширить сферу наблюдений и деятельности. В результате были создан ряд схем, характеризующих экологические проблемы села и показывающие их влияние на человека.
В дальнейшем была разработана программа решения экологических проблем села. На мой взгляд, она заслуживает большого внимания и думаю, что эта программа обязательно найдет сторонников и на уровне администрации сельского поселения и района. Данная программа немаловажное значение имеет для самих жителей.
Основная часть
“Плоха та птица, которая
загрязняет собственное гнездо”
народная пословица
Немного из истории
Село Мещеряково образовано 1662 году. Основали ее вернувшиеся со службы в царской армии служилые татары в количестве 40 человек во главе с Байбулатом. Потом к ним присоединились рейтары которые служили в конных войсках. Согласно историческим документам до 1859 года населенный пункт именовался Байбулатово в честь обоснователя деревни – Борисова Байбулата. Село Байбулатово переименовано в с. Мещеряки в 1859 году.
В 1795 году в селе было 32 хозяйства, в которых проживала 100 мужчин, 115 женщин, а в 1913 году 171 хозяйство, в них насчитывалось 614 мужчин, 636 женщин, имелось 2 мечети, 1 школа.
Мещеряковское сельское поселение граничит со Старостуденецким, Альшиховским, Малобуинковским сельскими поселениями, городом Буинском, Нижненаратбашским и Адав-Тулумбаевским сельскими поселениями.
В селе имеется детский сад на 30 мест. Мещеряковская основная общеобразовательная школа была основана в 1933 году.
Настоящее села
Необычайно красива окружающая природа. Родники с чистой и прозрачной водой, река Карла протекающая по зеленым лугам. Сосновый лес, примыкающий к селу. Все это нужно увидеть собственными глазами, чтобы никогда больше не забыть.
Родники используются человеком в хозяйственных нуждах. Неописуемый восторг всех, особенно детей вызывают луга, окружающие деревню. Летом пастухи гоняют сюда скот.
Природа очень красивая и вызывает восхищение людей, которые здесь живут и тех, кто видит ее в первый раз.
Многое изменилось в селе за последние
десятилетия. В селе действует 2 продуктовых магазина, колбасный цех -
кафе, кафе-магазин, автосервис, автомойка, магазин запчастей, автозаправка и ГУП «Буа лес».
Эксплуатируется одна скважина. Скважина устарела и подлежит замене. Отопление
– газовое, то есть село газифицирована. Недалеко от села проходит железная дорога.
Автомобильная дорога – трасса федерального значения проходит по центральной
улице. Другие улицы не асфальтированы, поэтому в ненастную погоду здесь
бездорожье. Основное занятие местных жителей это – земледелие и животноводство.
Благо для этого есть все возможности. Естественные пастбища для выпаса
домашнего скота, делают вполне приемлемым стремление местных жителей держать
скот. Также есть места, где можно заготавливать на зиму сена. Огромные поля для
выращивания зерновых культур. Много выращивается и сахарной свеклы.
Экология нашего села
Охрана окружающей среды, экология – эти понятия входят в наш быт и все больше начинают определять поведение человека, его сознательную деятельность.
Экология – комплекс наук, исследующих различные аспекты отношений живых организмов и условий среды. Не смотря на то, что сам термин «экология» появился в конце девятнадцатого века, исследования по различным вопросам уходят корнями в античные времена. Большой вклад в развитие экологии внесли А.Гумбольдт, Ч.Дарвин. Предшественниками современной экологии являются Т.Мальтус и Ж.Б. Ламарк, которые в начале девятнадцатого века дали первые прогнозы разрушения целостности природы и природных комплексов под влиянием жизнедеятельности человека. Основные теоретические понятия экологии были разработаны в первой половине двадцатого столетия. Исследования влияния человека на окружающую среду особое развитие получили во второй половине двадцатого века, когда обострились отношения человека и природы, и появилась реальная угроза экологического кризиса.
Основной объект современной экологии – это отношения внешней среды и человека. Его я и буду изучать в своей учебно-исследовательской работе. Современные ученые-экологи считают, что человек, увлеченный бурной хозяйственной деятельностью, не заметил, как стал разрушать и губить природу. Это можно наблюдать не только в крупных промышленных городах, но и в любом населенном пункте. Село Мещеряково тоже не является исключением.
Экологические проблемы нашей деревни можно свести ко всем знакомому слову « загрязнение». Загрязненный лес, загрязненный воздух, загрязненная вода и почва. Существует естественное, природное загрязнение, но с ним природа, как правило, справляться умеет. Самое страшное загрязнение создает деятельность человека. (Фото №1)
Воздух важный экологический ресурс. Он является средой, в которой проводят значительную часть жизни птицы, некоторые виды млекопитающих. Человек не может существовать без воздуха, следовательно, от его чистоты зависит состояние человека и любых живых организмов.
В современной деревне сегодня воздух не назовешь чистым по нескольким причинам:
- трасса федерального значения проходит по центральной улице;
- очень много сжигается различных видов топлива, особенно в зимнее время;
- автомобили и другие средства передвижения есть почти в каждом доме. В составе выхлопных газов автомобиля содержится более 300 вредных веществ, в том числе и мельчайшие частички свинца. Если бы мы могли изобрести устройство, улавливающее эти частички, то за год набрали бы около килограмма редкого и дорогого металла и это только с одного автомобиля. А ведь свинец, проникая в организм человека, становится опаснейшим ядом и вызывает тяжелые болезни;
- бытовые отходы, в том числе мусор разного происхождения жители села предпочитают сжигать, а это также приводит к попаданию в атмосферу вредных, часто ядовитых веществ;
Поднятые в атмосферу частицы отравляющих веществ оседают на землю и воду. Когда-то наши предки собирали и пили дождевую воду, считая ее очень полезной для здоровья. Современный житель деревни станет это делать только в крайнем случае, так как знает о существовании кислотных дождей. Капли дождя соединяются с частицами отравляющих веществ, висящих в атмосфере, образуется кислота (серная, азотная), все это обрушивается на почву, воду, растения. Они загрязняются, гибнут, болеют. Нередко погибают овощи, которые мы выращиваем в своих огородах.
Большую проблему в селе представляют бытовые отходы. Как и положено есть место для свалки всех этих отходов. О существовании этой свалки знает каждый взрослый житель. Свалка, даже санкционированная, сама по себе является объектом опасности. Результаты изучения свалок учеными выявляют серьезные проблемы. На свалках резко повышено содержание углерода, азота, а также тяжелых металлов – цинка, свинца, меди, в десятки и сотни раз превышающее норму.
Изучая экологическую обстановку села, я установила, что жители устраивают немало несанкционированных свалок. Часто сваливают мусор в овраг (в народе – «Речка»), на дорогу, в канавы, в переулки, вывозят за деревню. Многие люди не думают о завтрашнем дне. Образовались свалки вокруг озера, близлежащего леса, таким образом, страдают больше всего когда-то излюбленные места отдыха сельчан. Мало кто задумывается, сколько вреда принесут в будущем эти несанкционированные свалки. Весной со стоками вся грязь попадает в водоемы, часть ее впитывается в грунтовые воды. Многие виды мусора разлагаются очень медленно, выделяя при этом ядовитые вещества. Брошенная бумага сгнивает только через 2 года, консервная банка или полиэтиленовый пакет – только через 50-60 лет, период распада пластиковой бутылки еще больше. Изучая свалки, установила, что чаще всего выбрасываются различные упаковки, пластиковые бутылки, битое стекло, старые тряпки, обувь, битая посуда. Реже можно встретить металл и бумагу, что вполне объяснимо: бумага сжигается, а металл собирается и сдается в пункт приема металлолома, что приносит немалый доход. Даже на самых старых свалках металлические изделия – редкость. (Фото №2)
Чистота – залог здоровья. С этим утверждением никто спорить не будет. Но в нашем селе, как и в других, чистоту наводят раз в год. После долгой и холодной зимы, когда начинает греть весеннее солнце, все люди устремляются на улицу. И тогда жители выходят на экологические субботники, и грязь, накопленная за зиму, вычищается, вывозится, сжигается. Но на этом, к сожалению все и заканчивается.
Нередко самыми грязными территориями становятся как не странно общественные места. Овраг «провинился» только тем, что расположен слишком близко, удобно сбросить мусор там, чем вести его на свалку.
В овраг многие стали сбрасывать и ценнейшее удобрение в хозяйстве - навоз, что приводит к еще большему расширению этого оврага и плохо сказывается на экологической обстановке села в целом. (Фото №3, 4).
В последнее время появилась еще одна проблема: многие из деревни уезжают, а дома остаются без присмотра, зарастая сорняками.
Почва современной деревни отравляется ядохимикатами. Ядохимикаты используют жители в борьбе с колорадским жуком. Никто и никогда не проверяет, как используются и хранятся те или иные пестициды. Купленные очень давно и уже непригодные пестициды могут оказаться где угодно. Никто не заботится о том, что наносит непоправимый вред себе, и окружающей среде. Чаще всего жители пользуются привычными и хорошо известными пестицидами. Колорадский жук очень быстро приспосабливается к яду, действие яда становится неэффективными и человек применяет двойную дозу пестицида. Жук возможно и погибает, но вместе с ним погибает и все живое. Часть же ядов «оседает» в картошке, а потом и в нас с вами.
В нашем посёлке есть несколько небольших озер, но мы не бережем и их. Летом жители гоняют к ним на водопой скот, моют машины и другую технику. Моющие средства небезвредные для обитателей озера. Здесь же купаются дети, ловят рыбу взрослые.
Экологические акции, в которых мы участвуем.
Учителя и учащиеся школы всегда принимают активное участие в мероприятиях, конкурсах, викторинах посвященных охране природы, благоустройству села и школы, помощь пожилым людям.
Каждый год проходит операция «Сделаем родной край чище», в ходе которой приводятся в порядок приусадебные участки ветеранов, пожилых людей.
Традиционным является изготовление скворечников, эта деятельность объединяет родителей и учащихся, все классы принимают участие в акции «Строим дом для птиц», а затем на уроках трудового обучения, учащиеся под руководством учителя Аксанова А.Т. развешивают скворечники возле школы и в сельских дворах. (Фото №5).
Проводим субботники приводим в порядок территорию школы, берег реки, спортивные площадки. Учащиеся старших классов убирают придорожную территорию села Мещеряково, до границы с.Тингаш и с. Студенец. (Фото №6).
Ежегодно проводятся следующие массовые экологические мероприятия:
-«Урок чистоты», где обсуждаются актуальные проблемы экологии, сохранения окружающей среды, бережного отношения к природе и животным;
-конкурс ЧИП (человек и природа);
-посадка саженцев пирамидальной тополи и ели на территории питомника Буинского лесничества. (Фото №7);
-традиционный праздник "День птиц";
- праздник «День земли» в рамках Международного Дня Земли;
- расчистка родника; (Фото №8).
-мероприятие «Земля – наш общий дом»;
-акция "Единый экологический урок";
-эколого-просветительская акция Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе»;
- акция Всероссийский экологический субботник - «Зеленая Россия» и др.
Вывод. Заключение
Изучив экологическую обстановку нашего села, я пришла к следующим выводам. Наши главные экологические проблемы это: зараженный воздух, зараженная почва, зараженная вода, грязный лес. Источники всех этих загрязнений разнообразные, самым распространенным источником загрязнения являются бытовые отходы, они загрязняют и отравляют не только почву, но и воду, и воздух. Главный виновник всех экологических бед нашей деревни – человек, проживающий на его территории. Заражая окружающую среду, человек вредит, прежде всего, себе. Результатом учебно-исследовательской работы является начало разработки общей программы по решению всевозможных экологических проблем на примере нашей деревни. Я думаю, что она должна основываться не только на методах наказания и устрашения людей, но и на доступных методах поощрения отличившихся жителей.
- Я считаю, что необходимо пропагандировать экологическую культуру среди всего населения.
- Повышать экологическую культуру всех людей, посещающих населенные пункты.
- Ставить в пример тех жителей, которые содержат в чистоте свой дом, свой приусадебный участок, близлежащие территории.
- Объявлять и проводить ежегодные конкурсы: «Лучший дом деревни», «Лучшая улица села». Я думаю, что эти конкурсы, могут помочь деревне стать еще красивее и чище, только проводиться они должны регулярно, надо обязательно подводить итоги конкурсов и награждать победителей: награды могут быть не только материальные, но и моральные. Например, репортаж по местному телевидению, табличка на дом «Дом образцового быта», статья в газете «Байрак». Положительный опыт, отмеченный администрацией сельского поселения, будет распространяться гораздо быстрее, чем призывы соблюдения чистоты и порядка.
-Повсеместно устанавливать запрещающие знаки на местах несанкционированных свалок.
-Указать санкции, которые последуют, в случае нарушения установленных правил.
-Вовлечение учащихся и трудящейся молодежи в группы, контролирующие экологическую ситуацию. Задачами этой группы будут являться выявление экологически опасных зон в селе, оказание помощи в поддержании чистоты села, своевременное информирование администрации села о злостных нарушителях экологического порядка.
-Привлекать жителей деревни в организации и проведении экологических мероприятий. Эти мероприятия могут быть самыми разнообразными.
- Следить, чтобы скашивались сорняки вокруг жилых домов.
Законы экологии: ничто не дается человеку даром, все должно куда-то деваться, природа знает лучше. Знание законов экологии, на мой взгляд, помогло бы всем людям избежать многих неприятностей, связанных с экологическими проблемами. Воздух, почва, вода, лес – уникальные экосистемы, их нужно беречь и охранять. Они очень ранимы, их равновесие легко нарушается и все это отражается на нас с вами.
Список литературы
1. Экология Татарстана. Научно-популярный экологический журнал. «Издательский Дом Маковского», г. Казань, 2013 год.
2. Миронов А.В., Знать и беречь природу. Казань. Татарское книжное издательство, 1984 год.
3. Государственный реестр особо охраняемых природных территорий р республике Татарстан. Издательство «Идел-пресс», г. Казань, 2007 год.
4. А. Б. Александрова, Красная книга почв республики Татарстан. Издательство «Фолиант», г. Казань, 2012 год.
5. http://infourok.ru/metodicheskaya-rekomendaciya-pr...
Приложение
Фото №1.Несанкционированная свалка
Пластиковые и стеклянные бутылки становятся источниками экологической опасности. Их можно встретить повсюду: на опушке леса, на берегу озера, на переулках улиц, даже возле домов, где есть лавочки, скамейки, состояние окружения нежилых домов желает лучшего.
Фото №2. Кто во что горазд!
Фото №3, 4. Овраг, в простонародье – «Речка». С каждым годом он становится шире. Превратился в настоящую свалку: жители близлежащих домов сбрасывают в овраг бытовой мусор, навоз.
Фото № 5. «Строим дом для птиц».
Фото № 6. Акция Всероссийский экологический субботник - «Зеленая Россия».
Фото №7. Посадка саженцев пирамидальной тополи и ели на территории питомника Буинского лесничества.
Фото №8. Расчистка родника.
Цель работы: Выявить экологические проблемы села Мещеряково и разработать программу их решения. Задачи работы: 1. Изучить экологическое состояние села Мещеряково, выявить наиболее острые экологические проблемы. 2. Определить основные источники загрязнения села Мещеряково. 3. Разработать программу решения экологических проблем села. 4. Изучить имеющуюся публицистическую литературу и документы. 5. Обобщить данные, полученные в результате опроса жителей села. 6. Овладеть навыками ведения учебно-исследовательской работы. Место исследования: село Мещеряково Буинского муниципального района Республики Татарстан.