Голосование завершено
Матвеева Наталья Юрьевна, Семёнова Нина Александровна (18 лет, 41 год) - Интегрированное внеклассное мероприятие (математика + литература) по теме "Шуми, шуми, зелёный лес"
Интегрированное внеклассное мероприятие (математика + литература) по теме "Шуми, шуми, зелёный лес"
Авторы: учитель математики Семёнова Нина Александровна, учитель русского языка и литературы Матвеева Наталья Юрьевна
Целевая аудитория: 6-7 класс
Цели:
Воспитание любви к родной природе, ее красоте и богатству, бережного отношения к лесным богатствам
Задачи:
познакомить с произведениями русских поэтов и писателей, в которых воспевается красота леса, поднимаются проблемы охраны леса;
применять знания при решении задач экологического содержания;
формировать у обучающихся представление о роли леса в жизни человека и природы;
повторить правила поведения в лесу;
развивать логическое, творческое мышление, познавательный интерес;
воспитывать экологическую культуру, прививать любовь к малой Родине.
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, развитие навыков самостоятельной деятельности, грамотно формулировать ответ на вопрос.
Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности, умение уважительно относится к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий согласно инструкциям учителя, делать выводы по результатам работы, умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.
Коммуникативные УУД: умение работать группами, высказывать свое мнение, овладевать навыками выступлений перед аудиторией.
Тип урока: комбинированный урок
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, решение практических задач, восприятие художественной литературы
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа, работа в группах, беседа.
Оформление:
На доске эпиграф
«Леса не только приносят пользу человеку,
украшают и оздоравливают Землю, но
поддерживают самую жизнь на Земле»
К.Паустовский
- магнитофонная запись звуков в лесу;
- памятки «Правила поведения в лесу»;
- выставка рисунков, фоторабот о лесе и природе родного края.
ХОД УРОКА.
I. Организационный этап.
УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ
-Ребята, закройте глаза, сядьте поудобнее и послушайте необычную музыку.
- Расскажите, что вы себе представили сейчас? (Ответы детей)
- Где мы можете услышать эту музыку? (В лесу)
- Мы сейчас послушали музыку леса.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
- Как вы думаете о чём сегодня на уроке мы будем говорить?
- Совершенно верно, сегодня на уроке мы будем о лесе: о его красоте, о его роли в жизни человека. А помогут нам узнать, какую роль в жизни человека играет лес такие школьные предметы, как литература и математика.
??I. Актуализация и совместное открытие знаний.
- Послушайте стихотворение Всеволода Александровича Рождественского и ответьте на вопрос: для чего нужен человеку лес? (Читает подготовленный ученик)
Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный
Средь пятен солнечных и строгой тишины,
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шуршит травой, роняя капли рос,
А сумрачный навес широколапых елок
Сплелся с листвой ольхи и молодых берез.
То духотой пахнет, то прошлогодней прелью,
То запахом грибным у срубленного пня,
Зальется иволга короткой четкой трелью,
И ветер прошумит в сухой истоме дня.
Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родного севера неприхотливый лес!
Ты полон свежести, и все в тебе живое,
И столько у тебя загадок и чудес!
Ты испокон веков сдружился с человеком,
Берет он для себя от щедрости твоей
Грибы и ягоды по солнечным просекам,
И пищу, и жилье, и мачты кораблей.
Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
-Какую роль играет лес в жизни человека?
(Составление кластера)
- Всеволод Александрович Рождественский очень точно показал насколько велико значение леса для человека, но особое внимание он уделяет эстетическому значению леса, тем чувствам, которые мы испытываем, когда приходим в лес.
- Русские писатели и поэты всегда восхищались красотой леса, писали о влиянии леса на душу человека. Лес наполняет нас радостью, лёгкой печалью, умиротворением – и мы очищаемся.
Послушайте стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева (Читает подготовленный ученик)
Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита –
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!
Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником,
- Там, где, обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом.
Над нами бредят их вершины,
В полдневный зной погружены –
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины.
- Писатели и поэты помогают нам не только увидеть красоту леса, но и послушать пение птиц, шуршание листа, тишину; почувствовать запах грибов, свежести, аромат хвои.
-Какие звуки мы услышали в этом стихотворении, какие запахи почувствовали?
Лес, природа - это ещё и мудрые наши учителя и наставники. Наши писатели и поэты умели увидеть это и в своих произведениях донести до нас. Прочитаем небольшие рассказы Александра Исаевича Солженицына.
ВЯЗОВОЕ БРЕВНО
Мы пилили дрова, взяли вязовое бревно — и вскрикнули: с тех пор как ствол в прошлом году срезали, и тащили трактором, и распиливали его на части, и кидали в баржи и кузовы, и накатывали в штабели, и сваливали на землю — а вязовое бревно не сдалось!
Оно пустило из себя свежий зелёный росток — целый будущий вяз или ветку густошумящую,
Уж бревно положили мы на козлы, как на плаху, но не решались врезаться в шею пилой: как же пилить его? Ведь оно тоже жить хочет! Ведь вот как оно хочет жить — больше нас!
КОСТЁР И МУРАВЬИ
Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.
Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались — бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и — какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! — и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там...
- Чему учит нас природа в этих рассказах?
А вот стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета «Учись у них - у дуба, у березы» (Чтение наизусть)
Учись у них - у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
-Чему мы можем научиться у деревьев?
УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ
- Лес не только являет украшением Земли и нашей жизни. Без древесины не может обойтись ни одна отрасль народного хозяйства. Из неё изготовляют около 20 тыс. наименований продукции. Это и пищевые продукты (спирт, фенол), и искусственный шёлк, лаки, краски.
Учёные подсчитали, что каждый человек расходует за свою жизнь
Давайте решим несколько математических задач и убедимся в том, что лес – это богатство, которое дано человечеству.
Задача. 1620 коконов шелкопряда заменяет1кг целлюлозы На изготовление 1 шелкового женского костюма идёт 540 коконов. Сколько женских костюмов можно сделать из 1 кубометра древесины, если из него получается 200кг целлюлозы
Решение
1.1620*200=324000(коконов заменяет 1м древесины)
2.324000:540=600(костюмов)
- Лес не только является источником древесины, но и очищает воздух. Он насыщает воздух неповторимой свежестью, поглощает различные вредные вещества, попадающие в атмосферу с промышленными выбросами, обогащает воздух кислородом. В среднем 1 га леса за час поглощает около 8 кг углекислого газа. Это столько, сколько за это же время выдыхают 200 человек. Дерево средней величины за 25 часов восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек.
Деревья улавливают на свои кроны 50 процентов пыли, содержащейся в воздухе. Один гектар зеленых насаждений в течение часа поглощает два килограмма углекислоты. Такое количество ее выделяют при дыхании 200 человек. В лесу воздух содержит бактерий в 300 раз меньше, чем в городе. За один тёплый солнечный день гектар леса поглощает из воздуха 220-280 кг углекислого газа и выделяет 180-200 кг кислорода.
По данным ученых-климатологов, содержание углекислого газа в атмосфере за последние десятилетия увеличилось на 12-15% , т.е. содержание углекислоты в атмосфере увеличилось на 360 млрд. тонн. И этот процесс продолжается. Автомобиль за тысячу километров пробега съедает кислорода годовую норму человека. Воздушный лайнер, перелетев океан, выбрасывает в атмосферу 100 тонн углекислоты. Развивая технику, мы должно задумываться и об улучшении состояния лесов, иначе человечество окажется перед угрозой экологической катастрофы.
Задача. Подсчитайте, сколько деревьев сможет выделить кислород, необходимый для дыхания учащимся нашего класса. Один человек потребляет в сутки 350г кислорода, а одно дерево за 1час вырабатывает 43 ? г кислорода.
Решение:
1.350*7=2450г (потребляют 7 человек)
2.43 ?*24=1050г (выделяет 1 дерево в сутки)
3.2450:1050=3(дерева)
Ответ:3 дерева
Задача. В крупных городах в воздухе находится 125- 500 мг/м3 углекислого газа при норме 3 мг/м? Во сколько раз превышена норма?
Решение :
125 : 3 = 41,6
500 : 3 = 166,6
Ответ: в 41,6 – 166,6 раз превышена норма содержания углекислого газа в воздухе больших промышленных городов.
УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ
- Но лесные богатства не бесконечны, лес беззащитен. Нам нужно его беречь: беречь от огня, беречь от топора, беречь от злых людей.
- Еще Некрасов, Пришвин, Достоевский, Чехов и другие стали писать о варварском отношении к природе, к лесу. Одной из важнейших причин гибели леса является его вырубка, в большинстве случаев – незаконная.
Прочитаем отрывок из поэмы Н. А. Некрасова «Саша» (Читает подготовленный ученик)
Саше случалось знавать и печали:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой, нахмуренной ели
Красные грозды калины глядели,
Там поднимался дубок молодой.
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились —
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал — и вон побежал,
В темную нору забилась лисица,
Машет крылом осторожнее птица,
В недоуменьи тащат муравьи
Что ни попало в жилища свои.
С песнями труд человека спорился:
Словно подкошен, осинник валился,
С треском ломали сухой березняк,
Корчили с корнем упорный дубняк,
Старую сосну сперва подрубали
После арканом ее нагибали
И, поваливши, плясали на ней,
Чтобы к земле прилегла поплотней.
Так, победив после долгого боя,
Враг уже мертвого топчет героя.
Много тут было печальных картин:
Стоном стонали верхушки осин,
Из перерубленной старой березы
Градом лилися прощальные слезы
И пропадали одна за другой
Данью последней на почве родной.
Кончились поздно труды роковые.
Вышли на небо светила ночные,
И над поверженным лесом луна
Остановилась, кругла и ясна,-
Трупы деревьев недвижно лежали;
Сучья ломались, скрипели, трещали,
Жалобно листья шумели кругом.
Так, после битвы, во мраке ночном
Раненый стонет, зовет, проклинает.
Ветер над полем кровавым летает —
Праздно лежащим оружьем звенит,
Волосы мертвых бойцов шевелит!
Тени ходили по пням беловатым,
Жидким осинам, березам косматым;
Низко летали, вились колесом
Совы, шарахаясь оземь крылом;
Звонко кукушка вдали куковала,
Да, как безумная, галка кричала,
Шумно летая над лесом… но ей
Не отыскать неразумных детей!
С дерева комом галчата упали,
Желтые рты широко разевали,
Прыгали, злились. Наскучил их крик —
И придавил их ногою мужик.
Утром работа опять закипела.
Саша туда и ходить не хотела,
Да через месяц — пришла. Перед ней
Взрытые глыбы и тысячи пней;
Только, уныло повиснув ветвями,
Старые сосны стояли местами,
Так на селе остаются одни
Старые люди в рабочие дни.
-Каким видела Саша лес до вырубки?
-Как изменилась жизнь в лесу с приходом лесорубов?
- Найдите глаголы, которые помогают Некрасову описать работу лесорубов?
-Как автор называет труд лесорубов? ( кончились поздно труды роковые)
- Для кого они роковые? (для обитателей леса и для самих лесорубов)
- Какие картины мы видим после завершения работы?
УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ
- У леса есть ещё один страшный враг! Какой?
- Верно, огонь!
-По данным российской официальной статистики, лесные пожары в год могут уничтожить до 70 миллионов м3 древесины и до 700 тыс. гектаров лесных насаждений. Проблемы серьёзные. За сезон 2010 г. в РФ, по оценке, полученной на основе спутниковых данных, такие пожары бушевали на территории около 10-12 миллионов гектаров.
-Лесной пожар - это стихийное бедствие. Он уничтожает деревья, птице негде свить гнездо, уходит зверь.
-Из-за ударов молнии и самовозгорания торфа возникает только 1/10 лесных пожаров, а остальные - по вине человека.
-Давайте посчитаем, каков процент вины человека. Каков ущерб природе наносит человечество?( 1/10 = 10 %, 100 % - 10 % = 90 %)
- Огонь - сигнал тревоги для диких зверей и птиц, даже простой костёр может спровоцировать их к бегству от этого места . В радиусе 100-150 метров от костра покидают надолго гнезда совы, дрозды, другие птицы, за это время насиживаемые яйца успевают остыть, а кладка погибает. Даже правильно разведенный, а затем тщательно затушенный костер может вызвать пожар, если останется хотя бы маленькая искорка, она через день-два способна разгореться. Поэтому находясь в лесу, не нарушайте правила пожарной безопасности. Давайте их вспомнить.
* При разведении костров используйте места вдали от кустарников и скошенной травы, хвойного молодняка и низко свисающих крон деревьев.
* Запрещается разводить костёр в лесопосадках, находящихся вблизи полей с созревшими сельскохозяйственными культурами.
* Для разжигания костров нельзя применять бензин и другие горючие смеси.
* Не поджигайте камыш, не выжигайте сухую траву под деревьями, на лесных полянах, в садах, на полях.
* Не бросайте горящие спички, окурки, тлеющие тряпки и ветошь.
* Не оставляйте костёр без присмотра, особенно в ветреную погоду.
* Уходя из леса, потушите костёр: залейте водой, присыпьте землей.
УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ
Наши мудрые предки очень трепетно относились к лесу, оберегали его и любили. Они знали, что являлись частью мира, который окружал их и стремились жить с ним в гармонии.
Поэтому сохранилось много пословиц, в которых говорится о пользе леса и призывающих беречь лес.
Возле лесу жить — голодному не быть.
Лес богаче царя.
Лес воду бережет, из-за лесу и тучка идет.
- Как вы понимаете эти пословицы?
Игра «Собери пословицу» (Проводится в группах)
Кто природу не бережёт, |
к тому болезнь приходит. |
Срубить дерево - пять минут, |
вырастить – сто лет. |
Одна искра |
целый лес сжигает. |
Не беречь поросли, |
не видать и дерева. |
Много леса — береги, мало леса — не руби, |
нет леса —посади. |
УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ
-Испокон веков лес был и остается верным другом и защитником человека. Ведь лес и накормит, и вылечит, и оденет, и согрет человека. Лес дает нам лекарственные растения, ягоды, грибы, древесину, чистый воздух, а взамен требует только одного – бережного обращения с ним.
- А как мы с вами можем сохранить и, может быть, даже приумножить наши леса?
Задача. Если каждый из 30 миллионов школьников посадит и вырастит хотя бы по 2 дерева, то какая площадь украсится лесами, выращенными школьниками? На одно дерево требуется участок длиной в 8м и шириной в 6м .
Решение.
6 * 8 = 48 кв.м (площадь для одного дерева)
48 * 2 = 96 кв.м (площадь, необходимая 2 деревьям)
96 * 30 млн = 2880 млн кв.м= 288000 га(займут леса, посаженные школьниками)
Ответ: 288000 га
Задача. Сбор макулатуры сохраняет лес.
Решение: 60 * 10 : 7 = 86 кг
IV. Закрепление. Подведение итогов
- Леса – богатства нашего края. Их нужно беречь. Отправляясь в лес, люди рвут букеты цветов: ландышей, подснежников. А чтобы ландыш зацвёл с того дня, как семечко упадёт в землю, должно пройти десять лет. Мальчик и девочка, поступившие в 1 класс, успеют за это время окончить школу.
-Находясь в лесу, не забывайте правила поведения, чтобы не нанести вред природе.
(Раздать памятки «Правила поведения в лесу»)
- Природа – это одно из самых главных богатств нашей Родины. Одна из частей этой природы – лес. Лес – наше богатство. Любить лес, охранять его – это долг каждого российского человека.
V. Рефлексия.
Составление синквейна.
Лес
Красивый, щедрый
Кормит, защищает, дарит
Лес нужно каждому беречь
Кладовая природы
Список литературы
Совайленко В.К.Система обучения математике в 5-6 классах- М. «Просвещение»1991г.
Ким Е.А. Нестандартные уроки математики 5-6 классы - Волгоград: «Учитель-АСТ», 2005г.
Добровольцева З. А., Кириллова С. В. Сборник задач по математике для учащихся 5-6-х классов (задачи с витально-экологическим содержанием). // Учебное пособие. Н. Новгород, 2004.
Антипова З.М., Литковская Н.П. Зелёные задачки. ТОИПКРО. Томск 2008
Интернет-ресурсы:
?http://dendrology.ru/books/item/f00/s00/z0000038/st002.shtml
?http://dendrology.ru/books/item/f00/s00/z0000038/st009.shtml
?http://www.valleyflora.ru/29.html
?http://rupoem.ru/nekrasov/slovno-kak-mat.aspx
?http://poetrylibrary.ru/stixiya/rozhdestvenskijV-1.html
Памятка «Правила поведения в лесу»
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е.Евтушенко
Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в лесу, на лугу, в парке, а не губить их.
Не охотиться на редких животных, не ловить, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнёзд.
Не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков и червячков.
He ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них.
He повреждать кору деревьев.
He разорять муравейники.
He рвать паутину и нe уничтожать пауков, они полезны.
He сбивать ногами несъедобные грибы, они нужны лесу.
Не сорить в лесу. Знайте, что брошенная бумага сгнивает через несколько лет, а разбитое стекло может служить причиной пожара, полиэтиленовый пакет разлагается в течение 226 лет.
Беречь лес от пожара. В огне гибнет все живое!
Цели: Воспитание любви к родной природе, ее красоте и богатству, бережного отношения к лесным богатствам Задачи: • познакомить с произведениями русских поэтов и писателей, в которых воспевается красота леса, поднимаются проблемы охраны леса; • применять знания при решении задач экологического содержания; • формировать у обучающихся представление о роли леса в жизни человека и природы; • повторить правила поведения в лесу; • развивать логическое, творческое мышление, познавательный интерес; • воспитывать экологическую культуру, прививать любовь к малой Родине.
Отправлен сертификат:Конкурс «ЭКОУРОК» - на лучшее занятие по экологии