Голосование завершено
Булгакова Наталья Анатольевна - Путешествие в храм природы
2017 год - Год экологии в России, Год особоохраняемых природных территорий (ООПТ).
2017 год - 80-летие Алтайского края. Малая Родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека.
Молодое поколение получает недостаточно информации о роли заповедных территорий в сохранении биологического разнообразия, природного и культурного наследия, возможностях ООПТ для развития познавательного экологического туризма и вклада в социально-экономическое развитие региона.
Предполагаемый информационный материал направлен на то, чтобы привлечь внимание молодежи к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранение биологического разнообразия и обеспечение экологической безопасности.
Студенты Славгородского педагогического колледжа присоединились к проекту «Всероссийский заповедный урок». Созданный проект «Заповедные острова. Сохраняя будущее» направлен на сбор материала о ООПТ родного города, с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории на заповедном уроке в колледже и школе.
Продолжением заповедного урока в педагогическом колледже, стало внеклассное занятие (экологический урок) в школе для учащихся 7-8 классов «Путешествие в храм природы». Это виртуальное путешествие по заповедным островам. Учащиеся совершили удивительное путешествие в храм природы, не покидая стен родной школы. Основная часть урока посвящена заповедной системе России, вторая часть урока посвящается заповедным территориям Алтайского края. Красной нитью через содержание уроков проходит любовь к родной природе.
Информация о природном и культурном наследии страны, края и города Славгорода использована в практике образовательных организаций для реализации целей экологического, духовно-нравственного воспитания молодежи.
Информационный материал методической разработки ориентирован на обучающихся, учителей-предметников, классных руководителей, студентов и преподавателей организаций среднего профессионального образования, педагогов организаций дополнительного образования.
Тигирекский заповедник
(Презентации: «Заповедные острова. Сохраняя будущее» и «Тигирекский заповедник» из методических рекомендаций Всероссийского заповедного урока. Сайт заповедныйурок.рф )
Заповедные острова. Сохраняя будущее
Фоторяд Педколледж
Фоторяд Школа
Тема занятия: «Путешествие в храм природы».
Форма занятия: виртуальное путешествие.
Продолжительность: 45 мин.
Место в учебном плане: экологический урок для учащихся 7-8 классов.
Урок способствует:
- формированию ценности человеческого общения;
- развитию нравственных и патриотических качеств личности;
- развитию познавательных потребностей и интересов;
- раскрытию индивидуальных особенностей и способностей учащихся.
Знания, умения, навыки, качества, которые приобретут (закрепят) учащиеся в ходе занятия:
- бережное отношение к природе, к окружающим;
- активная жизненная позиция, способность сотрудничать, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен воспитательный и познавательный процесс:
- уметь работать по правилам;
- находить самостоятельно нужную информацию;
- наблюдать, рассуждать и делать выводы.
Цель урока: создать условия для демонстрации школьникам ценностей особо охраняемых природных территорий России, края.
Задачи урока:
-образовательная: расширение и закрепление знаний об ООПТ, определение роли охраняемых территорий;
-развивающаяся: развитие навыков самостоятельной работы с источниками информации, коммуникативных умений учащихся;
-воспитательная: формирование основ экологической грамотности.
Оборудование: мультимедийная презентации: «Заповедные острова. Сохраняя будущее», «Тигирекский заповедник», видеофильм «Сообщество галофитов побережья озера Бурлинского», рекламные буклеты, Красная книга Алтайского края, раздаточный материал для работы в группах, физическая карта России, карта «Заповедники России», яблоко, нож.
План:
1. Организационный момент. Начало путешествия.
2.Основная часть. Заочное – путешествие«Путешествие в храм природы»:
1.Остановка «Заповедное дело в России».
2.Остановка «Заповедник «Тигирекский».
3.Остановка «Комплексный памятник природы города Славгорода «Сообщество галофитов побережья озера Бурлинского».
3. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.
Ход занятия:
Заповедники - это такие же уники, как картины
Рафаэля - уничтожить их легко, но восстановить
нет возможности» (И. Бородин).
Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие друзья! Приглашаем вас совершить удивительное путешествие, не покидая стен родной школы. При слове «путешествие» сразу вспоминаешь о дальних странах. Там можно встретить много необычного, чего нет там, где мы живём. Многие жители России мечтают увидеть и узнать о чём-то новом в далеких теплых странах, но не всегда за необычным надо ехать за пределы своей страны. Много удивительного можно увидеть и в нашем крае.
Наши гиды – студенты Славгородского педагогического колледжа.
Первый гид:Мы приветствуем вас и рады тому, что вы обратились именно в нашу туристическую фирму!
Второй гид:Сегодня мы не будем вам предлагать путешествие в Китай, Японию или Турцию. Мы приглашаем вас совершить путешествие в храм природы: по заповедным островам России и Алтайского края. Как вы думаете? Почему? (Указом Президента России 2017 год объявлен Годом экологии, годом особо охраняемых природных территорий. 28 сентября 2017 года отмечается 80-летие образования Алтайского края.
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Всегда в любое время суток,
Он нам открыт в жару и стынь
Входя в него, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь
(Сергей Смирнов).
Первый гид:И ничего страшного, что за окном не лето, а весна. Весна – это пора пробуждения природы. Природа края красива в любое время года. Скажите, почему возникает необходимость защиты и охраны природы?
Второй гид: Мы предлагаем вам совершить виртуальное путешествие. На сегодняшнем уроке «Путешествие в храм природы» вы узнаете об особо охраняемых природных территориях России, Алтайского края. Они предназначены для сохранения природных комплексов, редких видов животных и растений. Приглашаем вас к обсуждению очень важной и актуальной для нашей сегодняшней жизни проблемы: сохранение биологического разнообразия. «Заповедный урок» – это школа экологических знаний.
Первый гид:И онопройдет по маршруту, который состоит из следующих остановок: «Заповедное дело в России», «Заповедник «Тигирекский», «Памятник природы города Славгорода». Сегодня на уроке понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Сегодня вы будете работать в группах. В качестве источников информации вы будите использовать презентацию, буклеты и видео.
Второй гид:Начинаем наше путешествие. Счастливого пути!
Первый гид:Нет-нет, ребята, давайте проверим, кто из вас сможет подобрать больше эпитетов к словам на тему «Заповедные острова»! (Игра «Подбери эпитет
Ведущий 1: Внимание! Внимание! Первая остановка путешествия «Заповедное дело в России» (выходит эколог).
Эколог: Я эколог. Здравствуйте, уважаемые путешественники! Я рад встрече с вами. Я постараюсь, чтобы вам понравилось у меня. Невозможно говорить о заповедных островах нашего края, не узнав историю заповедного дела в России. Предлагаю вашему вниманию презентацию «Заповедные острова. Сохраняя будущее» (просмотр презентации; группы получают вопросы, на которые отвечают после просмотра презентации).
1 группа
А что такое заповедные острова?
Зачем нужны заповедные острова?
2 группа
Назовите виды заповедных территорий.
Сколько всего заповедников в России?
3 группа
Назовите самый первый заповедник страны.
Назовите заповедники России.
4 группа
Назовите ООПТ России, которые являются объектами Всемирного природного наследия.
5 группа
Какие виды животных сохранены от угрозы исчезновения?
Что такое познавательный туризм на ООПТ?
6 группа
Для размышления: «Какое животное стало символом 2017 года, Года экологии?». Почему?
-А сейчас я устрою состязание между группами, чтобы узнать лучшего. За каждый правильный ответ я буду выдавать волшебные жетоны-баллы, так мы и узнаем лучшего знатока заповедного дела в России.
Эколог: Ну, что ж молодцы, знаете историю заповедного дела в России. А давайте продолжим состязание и проверим, хорошо ли вы знаете ООПТ нашего края?
В Алтайском крае на 2016 год насчитывается:1 заповедник,1 природный парк (Ая), 37 заказников, 61 памятник природы (краевого значения).
Второй гид: Уважаемые путешественники! Мы прибываем на остановку «Тигирекский заповедник»» (выходит эколог-краевед).
Эколог-краевед:Здравствуйте-здравствуйте, мои дорогие! Прослышал я от главного эколога России, что в нашем крае объявились любознательные путешественники, интересующиеся заповедником «Тигирекский». Это не вы ли, часом, будете? (Дружно отвечают: «Мы!»). Я очень рад встрече с вами. Рад тому, что вы любознательны и что вы решились на это трудное путешествие. Вы познакомитесь с заповедником «Тигирекский», выполняя следующее задание. Внимание! Задание!
У вас на столах лежат буклеты. Ознакомьтесь с содержанием буклета (работа в группах), подготовьтесь отвечать на мои вопросы:
1. В каком году был создан Тигирекский заповедник?
2.Какие районы входят в состав заповедника?
3. Назовите основную цель деятельности заповедника.
4. Назовите самую высокую точку заповедника.
5.Сколько видов растений и животных охраняется в заповеднике?
(Буклеты возвращаются экологу-краеведу. На данном этапе используется презентация «Тигирекский заповедник». Задаются вопросы, с демонстрацией слайдов презентации).
Эколог-краевед:Вот сейчас я как раз и посмотрю, какие же виды животных и растений обитают на территории заповедника и какие из них редкие.
В каждой группе есть карточки с названием растений и животных. Ваша задача из всего разнообразия обитателей заповедника найти тех, кто находится в Красной книге. Просто рядом с изображением объекта пишите «К.К.». Ну что ж, а теперь каждая группа поделится своей информацией…
Эколог-краевед: Что ж, молодцы, ребята! Вы действительно порадовали сегодня меня своими знаниями! Участникам выдаются жетоны за правильные ответы. (Победителю, ответившему правильно на наибольшее количество вопросов, вручаю буклет «Заповедные острова. Тигирекский заповедник»).
Эколог г.Славгорода: Здравствуйте, друзья! Рад приветствовать вас на земле Славгородской. А вы знаете, что в нашем городе есть ООПТ? Этот комплексный памятник природы называется «Сообщество галофитов побережья озера Бурлинского». Приглашаю всех участников на остановку «Комплексный памятник природы города Славгорода». Я владею многим: полями, лугами, озерами, растениями и животными. Знаю, что путешествие у вас увлекательное. Молодцы, что родную землю Славгородскую узнать решили. Буду с вами откровенным, очень уж трудно мне бывает, когда гости непрошеные, незваные покой нарушают. Я люблю тех, кто старается что-то узнать да другим рассказать. Вот и давайте вместе с вами «книгу» мою заветную посмотрим да знания в ней найдём. Да, милые, слушайте, что расскажет вам моя «книга». Вопрос-задание: о чем же вам рассказала моя книга? (Показывает видео. После просмотра видео рефлексия: мне было интересно узнать… меня удивило…мне захотелось… . За самый интересный рассказ вручается буклет «Сообщество галофитов побережья озера Бурлинского»).
Эколог г.Славгорода: А теперь я приглашаю всех участников к «Дереву желаний». (Участникам путешествия раздаются листики берёзки из цветной бумаги. На них учащиеся пишут пожелания, обращения к жителям города Славгорода) по теме «Берегите природу!» и прикрепляют их к дереву желаний). Думаю, что после сегодняшнего урока каждый из вас может считать себя защитником природы.
Спасибо вам за участие. До свидания! (Уходит).
Ведущий 1: Вот перед вами яблоко. Представим себе, что яблоко – это наша Земля. Делим яблоко на четыре части. Три части – это вода, а одна четверть – суша. 1/4 разделим еще на четыре части и получим кусочек, где люди не живут. Эту 1/8 часть яблока делим на три части, две из них – это города, леса, дороги, и только одна маленькая часть – это земля, которую мы используем для сельского хозяйства. Невольно приходят на память слова: «Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».
Берегите эти земли, эти воды,
даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя! (Евгений Евтушенко)
Подведения итогов занятия. Рефлексия
Ведущий 2:Сегодня я по итогам вашего путешествия определила лучших знатоков особоохраняемых природных территорий. Поэтому сегодня я хочу лучшим знатокам родного края вручить Доверительную грамоту родной природы (Вручает грамоты).
Ведущий 1: Вот и закончилось наше путешествие по ООПТ России и Алтайского края. Пусть оно было коротким, но мы смогли ещё раз прикоснуться сердцем к заповедным островкам нашей Родины.
В заключение занятия каждый из вас скажет, что он взял с сегодняшнего занятия (учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на экране):
-сегодня я узнал…
-было интересно…
-было трудно…
-я выполнял задания…
-я понял, что…
-теперь я могу…
-я почувствовал, что…
я приобрел…
-я научился…
-у меня получилось …
-я смог…
-меня удивило…
-урок дал мне для жизни…
-мне захотелось…
А ещё бы хотелось, чтобы вы поздравили ООПТ Алтайского края. Одновременно с проектом «Всероссийский заповедный урок» стартует акция-флешмоб «Поздравь свой заповедный остров со 100-летием заповедной системы». Домашнее задание. Всем желающим предлагаем сделать открытку или поздравительное фото, которые можно опубликовать на своих страницах в соцсетях (ВК, Facebook, ОК и др.) с едиными хэштегами. На сайте заповедныйурок.рф создана возможность генерации такой открытки. Каждый желающий может поздравить со столетним юбилеем несколько заповедных территорий. Задача акции флешмоб – собрать как можно больше поздравлений.
Благодарим за участие в виртуальном путешествии в храм природы, по заповедным островам России!
Информационный материал
Остановка «Заповедное дело в России»
Что значит особо охраняемая территория? Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, этническое, рекреационное и оздоровительное значение. Эти территории изъяты из хозяйственной деятельности, для них установлен особый режим охраны.
Зачем нужны заповедные острова?
- Научный ресурс – возможность исследования.
- Туризм – экологическое просвещение.
- Экосистемы – сохранения природных экосистем.
- Наследие – сохранение национального и культурного наследия.
Есть такая страна, самая крупная в Европе по площади – Франция. Так вот, если взять все заповедные острова нашей России, то они бы заняли столько же места, сколько 4 Франции или одна Мексика, а это очень большая территория.
Охраняемые территории. Это 103 государственных природных заповедника, 50 национальных парков и 59 федеральных заказников (данные по состоянию на 2016 год).
Какие существуют виды охраняемых территорий? В зависимости от назначения и строгости охранного режима выделяют несколько видов таких территорий.Основной категории ООПТ: заповедники, национальные парки, природные парки, заказники, памятники природы.
Заповедники – это участки территории или акватории, навечно изъятые из хозяйственного использования, в которых сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс. В заповедниках запрещены любые виды хозяйственной деятельности – охота, рубка леса, сбор ягод и т.д. 11 января в России празднуется «день заповедников и национальных парков».
Национальные парки начали создаваться в России с 1983 года, они относительно «молоды». На территории национальных парков выделяются несколько зон, различных по режиму охраны. Есть участки, где природа сохраняется в неприкосновенности, как и в заповедниках. Но значительные территории национальных парков предназначены и обустраиваются для того, чтобы сочетать охрану природы, познавательный туризм и отдых
Заказники создаются для целей сохранения или восстановления определённых видов животных или растений, ценных природных ландшафтов, экологических систем, а также различных других природных объектов и их комплексов. Заказники– охраняемые объекты, в которых разрешаются некоторые виды хозяйственной деятельности, которые не вредят охраняемым объектам.
Памятники природы - уникальные, ценные природные объекты или комплексы таких объектов (например, вековые дубы, липы, ели и другие старые деревья), скалы, водопады, пещеры и т.п.
Природные парки создаются для использования их в качестве мест отдыха и туризма, а также для охраны уникальных природных объектов.
Все ООПТ имеют свой определенный статус. У нас в России все охраняемые территории делятся на 3 категории по значимости: федерального значения, регионального и местного.
История заповедного дела. Первый государственный заповедник был создан на Байкале для сохранения баргузинского соболя. Документ о создании заповедника «Баргузинский» был подписан Сенатом Российской империи 29 декабря 2016 года (по старому стилю), 11 января 2017 года (по новому стилю). Создавался с целью восстановления и сохранения популяции соболя. На момент создания насчитывалось всего 20-30 особей соболя, в настоящее время — 1-2 особи на 1 км?. Это единственный государственный заповедник страны, учрежденный до революции 1917 года. Протяженность Баргузинского заповедника вдоль береговой линии Байкала около 100 км.
Отдельные заповедные территории России имеют признание мировой ценности и являются объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО. В список Всемирного природного наследия включены следующие Российские объекты: «Девственные леса Коми», «Вулканы Камчатки», «Озеро Байкал», «Алтай-Золотые горы», «Западный Кавказ», «Центральный Сихотэ-Алинь», «Остров Врангеля» и др.
Каждая заповедная территория по-своему уникальна и создаётся для сохранения определённого вида растений, животных или ландшафта. Самые характерные пейзажи, растения ли животные изображены на рисунке- символе данной ООПТ. Такой рисунок называется логотипом.
Информационный материал
Остановка «Государственный природный заповедник «Тигирекский»
Государственный природный заповедник «Тигирекский» создан 4 декабря 1999 года. Заповедник расположен на юге Алтайского края, на территории Краснощековского, Третьяковского и Змеиногорского районов.
Задачи заповедника: природоохранная, научно –исследовательская, эколого-просветительская.Территория заповедника расположена в переходной зоне от степей Сибири и Казахстана к горным системам Алтая и Саян. Рельеф заповедника низкогорный и среднегорный, с куполообразными вершинами.
В заповеднике насчитывается 4071 вид растений и животных ( на 2015 год)
Млекопитающие 64 вида
Птицы 182 вид
Пресмыкающиеся 6 видов
Земноводные 2 вида
Рыбы 10 видов
Беспозвоночные 2068 видов
в том числе:
Насекомые 1768 видов
Паукообразные 236 видов
Высшие сосудистые растения 755 видов
Лишайники 383 вида
Грибы 257 видов
Слизевики 21 вид
Большую площадь в заповеднике занимает нетронутая черневая тайга с преобладанием пихты, осины. Встречаются лиственница, береза, сосна. С высоты 1300-1400 м над уровнем моря в их составе увеличивается доля кедра.
Обитают занесенные в Красную книгу России остроухая ночница и обыкновенный аполлон, беркут, балобан, курганник, степной орел, большой подорлик, филин, гриф и др.
Информационный материал
Остановка «Комплексный памятник природы города Славгорода «Сообщество галофитов побережья озера Бурлинского».
Памятники природы – это особо охраняемые природные территории, уникальные объекты, ценные в научном, эстетическом, историческом и культурном отношении, взятые под охрану. Большая группа озер, расположенных в зоне степи отнесена к категории памятников природы в основном по двум показателям: особому окружающему ландшафту и особенностям химизма воды. Знаменитые соленые озера Кулундинской степи по своей популярности не уступают Горному Алтаю. Сегодня они радуют нас своим многообразием и уникальными лечебными свойствами. Красотою славится наша земля.
Время и история создания.
Гидрологический памятник природы «Озеро Бурлинское» объявлен постановлением Администрации Алтайского края № 234 от 13 апреля 1998 года.
На основании заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы № 5 от 15 декабря 2009 г. сокращена площадь памятника природы «Озеро Бурлинское» и изменено название. Памятник природы «Сообщество галофитов побережья озера Бурлинского» является комплексным объектом.
Местонахождение, границы, площадь.
Алтайский край, г.Славгород, окрестности п. Бурсоль.
Юго-западный берег оз. Бурлинского.
Площадь - 604 га.
Назначение памятника природы.
- охранное;
- научное;
- водоохранное;
- учебное;
- эстетическое.
Озеро Бурлинское
Озеро Бурлинское расположено в 19 км к северо-западу от г.Славгорода. На его восточном берегу расположен п. Бурсоль. Вода в озере солёная и представляет собой хлоридную рапу. Котловина - округлая. Берега обрывистые, высотой 2-3 м, изрезанные оврагами и ложбинами. Под слоем ила мощный слой глауберовой соли.
Площадь озера - 31,3 кв.км.
Абсолютная отметка - 85 м.
Длина озера - 8 км.
Ширина- 6,2 км.
Средняя глубина меньше 1 м. Максимальная глубина - 2,5 м.
Общая минерализация воды - 253 г/л
Удивительное зрелище - огромный водоем посреди поросшей травами степи, голубое небо, розовая вода и белые берега! Ощущение, что попал в другой мир!
Поистине уникальной достопримечательностью является вода Бурлинского озера. Она, подобно хамелеону, меняет цвет под воздействием окружающей среды. Когда прохладно, озеро становится серо-стальным, а в жаркие дни его зеркальная гладь имеет сиренево-розовый оттенок. Туристов привлекает фантастические пейзажи озера: розовая вода на фоне белоснежного дна – зрелище незабываемое.
Вдоль побережья Бурлинского озера растет яркая солелюбивая растительность - галофиты. Солерос — один из самых типичных галофитов (солелюбов). Он хорошо растет на богатой солями почве, где очень многие другие растения не могут существовать.
Бурлинское озеро является крупнейшим месторождением соли в Западной Сибири. Добывают соль здесь уже более двухсот лет, с 1768 года. «Отныне, к столу царскому велю соль подавать бурлинскую» - так говорила Екатерина II. «Царская солонка» - так называл Петр Великий Бурлинское соляное озеро.
Бурсоль — уникальный в своем роде поселок. Местные шутят, что он сделан из соли. Почва здесь настолько пропитана солевым раствором, что имеет характерный белый цвет. Только здесь можно увидеть гору соли и настоящий поезд, на всех парах входящий в бурлящую воду!
Рекреация не развита вследствие высокой минерализации воды и покрытия самосадочной солью большей части акватории озера.
Основные мероприятия охраны озера:
-мероприятия по охранению береговой линии и литорали от разрушения (заготовки песка, бытового загрязнения);
-запрещена всякая хозяйственная деятельность, нарушающая естественный состав воды и растительный покров берегов.
Список использованных источников и ресурсов
1.Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении /Н.Ю. Пахомова.- М.: Аркти, 2005, 168 с.
2.Славгород 2014: фотоальбом / ред.- сост. А. Пак.- Барнаул: ОАО Алтайский полиграфический комбинат, 2014.- 160 с.
3.Тарасова, И.П. Метод проектов в образовательном учреждении /И.П.Тарасова.- // Профессиональное образование. Приложение к журналу.- 2004, № 12, С.110.
4.Чуракова, О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся /О.В. Чуракова. - Самара, 2003.
5.Энциклопедия Алтайского края: В двух томах.- Барнаул: Пикет, 1997.- 488 с.
Интернет-ресурсы
http://music.yandex.ru/#!/track/2213599/album/219622http://zerolib.narod.ru/http://img-fotki.yandex.ru/get/4307/balykvlad.88/0_3ba37_ed0d26c8_XL http://www.dzena.net/upload/iblock/56e/img_1941.jpg http://gorod.tomsk.ru/uploads/28460/1240894301/4_4_4big_1.jpg
http://www.turistka.ru/altai/info.php?ob=1024
http://foto-planeta.com/np/7540/slavgorod.html
http://turistclub.tomsk.ru/travels/?client_id=3559...
http://www.slavg.net/news/slavgorodnews/287-slavgo...
2017 год - 80-летие Алтайского края. Малая Родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека.
Отправлен сертификат:Конкурс «ЭКОУРОК» - на лучшее занятие по экологии