Занятие по экологии №4 - «Эко-солнышко» (познавательная эстафета для дошкольников)
Скачать занятие:
О.В. Гончарова, С. А. Шестакова
АНО ДПО «Институт повышения квалификации
экологической безопасности»
(г. Кемерово)
Цель игры
Закрепить знания детей о многообразии объектов и явлений окружающего мира.
Задачи игры:
- совершенствовать умение играть в командные игры;
- знакомство детей с новыми понятиями об окружающей среде;
- развитие познавательной и творческой активности детей.
Место проведения: МБДОУ №168 "Детский сад комбинированного вида", "Детский дом № 2", г. Кемерово.
Предварительная работа
Беседа с детьми на тему «Окружающий нас мир».
Беседа с родителями: было предложено вместе с детьми сделать костюмы из бросового материала и организовать дефиле после эстафеты.
Материалы и оформление
- Десять игровых дорожек - «лучи солнца», сходящихся к большому кругу (оформляются атласными лентами, обручем).
- Каждая дорожка поделена на четыре сектора (они обозначены цветными кругами из бумаги), окрашенных в цвета, соответствующие тематике вопросов:
голубой (водная экосистема);
коричневый/черный (земля);
фиолетовый (природные явления);
зелёный (фауна и флора). - Каждый тематический сектор включает 10 вопросов.
- Цветные карточки с тематическими вопросами.
- Эмблемы команд.
- Медали для награждения, призы.
Правила эстафеты
- В игре принимают участие две команды по пять детей в каждой (остальные ребята – группа -поддержки, отвечают в случае ошибки игрока: 1 ответ=1 бал). С помощью жеребьёвки определяется очерёдность участия команд в игре.
- Игроки встают на первые сектора игровых дорожек.
- Ведущий задаёт игроку вопрос, записанный на карточке, соответствующей по цвету «тематическому» сектору.
- Если игрок ответил на вопрос правильно, он переходит на следующий сектор. При неверном ответе остаётся на месте.
- Побеждает команда, все игроки которой первыми дошли до круга.
Ход игры
Заранее делим группу на команды, вместе придумываем название команд.
{_SLIDE_}
Ведущий: Ребята! Сегодня мы будем лучиками нашего разноцветного солнышка. Но солнышко у нас необычное, а ЭКОлогичное! Оно состоит из множества вопросов и загадок об окружающей среде! Сегодня оно поможет нам найти команду самых знающих лучиков! Помощник нашего «Эко-солнышка» будет задавать вам «цветные» вопросы (показывает карточки с вопросами):
- «зеленые» - о растениях и животных;
- «голубые» - о воде;
- «коричневые» - о земле;
- «фиолетовые» - о природных явлениях.
Кто правильно отвечает – делает шажок, переходя на следующий сектор. При неверном ответе – остается на месте. Побеждает команда, все игроки которой первыми добрались до нашего «Солнышка».
Помощник «Эко-солнышка»: Итак, стартуем! Внимание «зеленые» вопросы!
{_SLIDE_}
Вопросы
Зелёный сектор (флора и фауна)
- Из апельсинов делают апельсиновый сок, а из помидоров…(Томатный)
- Как называется песня волка? (Вой)
- Какой зверь на зиму впадает в спячку? (Медведь)
- Есть у льва, но нет у львицы. (Грива)
- Детёныш лисы – лисенок, детёныш белки – бельчонок, а детёныш собаки - ?… (щенок), детёныш лягушки - ?... (головастик).
- Ах, не трогайте меня! Обожгу я без огня (Крапива).
- Маленькая труженица, всех мёдом кормит (Пчела).
- Зверек – рыжий, словно огонек.
Хвост – пушистою дугой.
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Обожает он орешки,
Их в дупле грызет без спешки… (Белочка).
- Какой золотой цветок даёт белый пушок? (Одуванчик)
- Не дровосек, не плотник, а по дереву стучит? (Дятел)
Помощник «Эко – солнышка»: Это был последний «зеленый» вопрос! Сейчас мы переходим к «голубым» вопросам. А они, как вы помните, о воде!
Голубой сектор (вода)
- Как называется буря на море? (Шторм)
- Назовите приспособления, которые используют люди для передвижения по воде? (Плот, лодка, катер, корабль)
- Она и в озере, она и в лужице,
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в реченьке бежит.
Что это? (Вода) - У горы - высота, а у реки… (Глубина)
- Что больше: океан или море? (Океан)
- Что больше: ручей или река? (Река)
- Каким цветом на глобусе обозначают реки, моря и океаны? (Синим)
- Как называется река, которая протекает в нашем городе?
- По морю идёт, идёт,
А до берега дойдёт —
Тут она и пропадёт. (Волна) - Какая вода по цвету и по вкусу? (прозрачная, безвкусная)
Помощник «Эко – солнышка»: Быстро вы справились с «водными» вопросами! Теперь узнаем, как вы одолеете вопросы о земле!
Коричневый сектор (земля)
- Из чего можно сделать посуду: из песка, чернозёма, глины? (Из глины)
- Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок) - Что выше: холм или гора? (Гора)
- Чёрный и блестящий,
Я самый настоящий
Волшебник, чародей.
Я нужен для печей.
В печах переливаюсь
Золотистым цветом,
В морозы я стараюсь
Дома нагреть, как летом. (Уголь) - Как называется модель земного шара? (Глобус)
- Что лучше пропускает воду: глина или песок? (Песок)
- Животные ход прорывают в земле,
В него не вместиться ни мне, ни тебе.
Опушка у леса, а рядом гора,
Не сразу заметишь, в горе есть... (Нора) - Там квакают лягушки и растут камыши. (Болото)
- Как называют людей, которые поднимаются на высокие горы? (Альпинисты)
- Как одним словом назвать торф, уголь, нефть, газ? (Полезные ископаемые)
Помощник «Эко – солнышка»: У нас остался последний самый сложный блок «фиолетовых» вопросов! Природные явления!
Фиолетовый сектор (природные явления)
- Кто зимой метет и злится,
Дует, воет и кружится,
Стелет белую постель?
Это - снежная ... (Метель). - Как называется кусочки льда, падающие с неба? (Град)
- Снег состоит из снежинок. А дождь? (Из капель)
- Какое природное явление изображено на картинке (Северное сияние)
- Как называется куча снега? (Сугроб)
- Без рук, без ног, а рисовать умеет? (Мороз)
- Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то,
Но пройти в них нелегко,
Те ворота высоко.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три -
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать? (Радуга) - Что видно только ночью? (Звёзды)
- Какое природное явление изображено на картинке (Гроза)
- Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда так бывает? (Весна)
{_SLIDE_}
Ведущий: Вот и подошла к концу наша эстафета (подводим итоги, подсчитываем баллы у группы-поддержки). Поздравляем вас! Отныне вы награждаетесь знаком: «Эко-лучики»! (знак в виде медали, вручение). Спасибо вам – вы все большие молодцы! Так много вы знаете о природе!
Но это еще не все! Сейчас у нас состоится модный показ! Мальчишки и девчонки вместе со своими родителями смастерили костюмы из подручного материала, давайте посмотрим, что у них получилось! (Показ, вручение призов за костюмы)
Информация о проведении мероприятия опубликована в газете «Экологический вестник Кузбасса «Эковек»