Судно «Академик Трёшников» доставит смену полярников на дрейфующую станцию «Северный полюс-42»
Научно-экспедиционное судно «Академик Трёшников» готовится отправиться к дрейфующей станции «Северный полюс-42», находящейся примерно в 400 километрах от географического Северного полюса в точке с координатами 86 градусов северной широты, 130 градусов западной долготы. Задача экспедиции – доставка обеспечения, научного оборудования и смена полярников. Рейс продлится около двух месяцев, за которые судно преодолеет около 9 тысяч километров преимущественно по дрейфующим льдам Северного Ледовитого океана. Организатором выступает Арктический и антарктический научно-исследовательский институт.
Экспедиция стартует в середине августа из порта Мурманска. Ротация будет выполняться по комбинированной схеме, с привлечением вертолетов. Кроме снабжения станции и ротации экспедиционного состава и экипажа судна, планом предусмотрена передислокация НЭС «Северный полюс» и повторное развёртывание ледового лагеря. Подобная операция проводилась в августе 2023 года, в период работы дрейфующей станции «Северный полюс-41».
Руководит экспедицией заместитель начальника высокоширотной арктической экспедиции Кирилл Фильчук – опытный полярник, в течение 20 месяцев успешно управлявший работой дрейфующей станции СП-41. Именно эта экспедиция стала первым проектом нового формата, реализованным при поддержке уникального научно-экспедиционного судна – ледостойкой платформы «Северный полюс».
По маршруту следования НЭС «Академик Трёшников» дополнительно посетит остров Большевик архипелага Северная Земля – на научно-исследовательский стационар «Ледовая база Мыс Баранова» будут доставлены снабжение и смена научного состава.
«Прошло десять месяцев с момента старта дрейфа – это примерно половина полного цикла экспедиции. За этот период станция преодолела 2600 километров. С начала марта станция продвигалось преимущественно на северо-восток в районе северной периферии поднятия Менделеева. В первых числах апреля СП-42 пересекла 85-й градус северной широты и затем вошла в Западное полушарие. В научном плане траектория дрейфа очень интересна, ученые оказались в районах, в которые крайне редко попадали наши экспедиции. Это представляет огромный научный интерес и ценность. Однако местоположение станции серьезно осложняет для нас логистику и транспортные операции», – рассказал директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.
Регулярное обеспечение дрейфующих экспедиций – залог успеха программы комплексных научных исследований в центральной части Арктики. Своевременна ротация полярников, доставка снабжения и научного оборудования – это необходимые условия эффективной работы долгосрочных экспедиций. В настоящее время специалисты ААНИИ прорабатывают возможность развития транспортно-логистической схемы снабжения экспедиций «Северный полюс» с опорой на авиационную поддержку и взлетно-посадочную площадку на НИС «Ледовая база Мыс Баранова».
«Для логистической поддержки дрейфующих станций планируется создание в приполюсном районе сезонной ледовой базы, позволяющей упростить авиасообщение с ледостойкой платформой «Северный полюс». Площадка будет функционировать на протяжении нескольких месяцев, станет одновременно топливным терминалом и дополнительной научно-исследовательской платформой для проведения синхронных экспериментов во взаимодействии с научными группами на ЛСП. Проект будет запущен весной 2026 года силами Арктического и антарктического научно-исследовательского института», – сказал Александр Макаров.
Напомним, дрейфующая экспедиция «Северный полюс-42» начала свою работу 30 сентября 2024 года. Экспедиция дрейфует при поддержке уникального научно-экспедиционного судна – ледостойкой платформы «Северный полюс». На борту судна работает 32 ученых и 16 человек экипажа. Организатором экспедиции выступает Арктический и антарктический научно-исследовательский институт.
Исследования дрейфующей станции «Северный полюс-42» проводятся по семи научным направлениям: атмосфера, морской лед, океанография, геохимия (химический анализ проб вод, льда, донных осадков и атмосферы), гидробиология (изучение флоры и фауны), геология морского дна и геофизика (изучение ионосферы). Восьмое направление – прикладные исследование прочностных характеристик ледостойкой платформы в условиях переменных нагрузок, создаваемых льдом.