В День защитника Отечества на заповедных территориях поздравляют госинспекторов в области охраны окружающей среды
В праздничный день 23 февраля в заповедниках и национальных парках страны поздравляют государственных госинспекторов в области охраны окружающей среды. Они круглосуточно несут свою службу в суровых арктических условиях, знойных степях, лесных чащах, горах и морях.
Традиции охраны ООПТ были заложены ещё при формировании российской заповедной системы, которой исполнилось в этом году 105 лет.
Первый заповедник в нашей стране – Баргузинский – был основан в 1917 году в Бурятии для охраны соболя. Старейшими также являются Астраханский (1919), Ильменский (1920) и Кавказский заповедники (1924).
При создании первых ООПТ чёткого разделения между профессиональными обязанностями сотрудников (как сейчас) не было. Стражники, лесничие, егеря, инспекторы – занималась и охраной, наукой, и экопросвещением, и хозяйственными работами. Это были универсальные работники, роль которых при становлении заповедной системы сложно переоценить – она была колоссальна. Каждый день они рисковали жизнью, главным образом – при борьбе с браконьерством.
К примеру, после организации Баргузинского заповедника его охранная функция первоначально заключалась в надзоре границ и сохранении лесов от пожаров. Материальное оснащение охраны долгое время оставалось плохим – маленькая ставка, нехватка оружия, несколько пар лыж и гребные лодки.
«Стражники совершали долгие обходы по 50-70 километров от побережья Байкала до гольцов Баргузинского хребта, где встречались с егерями, приходившими из Баргузинской долины. В то время зимовий в тайге не было, и во время маршрутов стражникам приходилось ночевать в юртах, построенных из жердей, крытых корой, или в отоге - то есть у костра под деревом. Их жизнь была не только нелегка, но и опасна – расцветало браконьерство», – рассказал директор ФГБУ «Заповедное Подлеморье», под чьим управлением находится сегодня Баргузинский заповедник Михаил Овдин.
В архивах ООПТ хранятся воспоминания свидетелей того времени. В одной из первых сохранившихся публикаций под названием «На страже соболиного царства» говорится о героизме первых хранителей заповедной территории: «Во время обхода браконьерами был убит стражник Виктор Шангин. В 1922 году З. Сватош самолично задержал 20 браконьеров. В апреле 1925 года на перевале из Мукута в реку Сосновку два браконьера открыли стрельбу по охраннику Е.В. Черных, который начал отстреливаться и обратил браконьеров в бегство. В марте 1927 года в вершине реки Большой Черемшаны был убит из засады охранник Дмитрий Раев – один из лучших молодых егерей».
С тех пор прошло около 100 лет, и несмотря на то, что на всех ООПТ давно сформированы отдельные подразделения по главным видам деятельности (охране, науке, экологическому просвещению, туризму и т.д.), роль госинспекторов службы охраны всё так же является одной из главнейших.
****
Когда создавался Астраханский заповедник, первое время охрану осуществляли «наблюдатели». 11 апреля 1919 года в штат были приняты первые сотрудники на эту должность - Константин Павлинов и Иван Франгулов. С этого началась история охраны заповедника.
Но после страшного пожара 1940 года, когда выгорело 70% лесопокрытой площади Обжоровского участка, а это более пяти тысяч гектаров, руководство ООПТ, сумев опровергнуть в суде обвинения Астраханского окружкома в причастности заповедника к разжиганию тростниковых пожаров в дельте Волги, добилось введения в штат заповедника должности заместителя директора по охране, отвечавшего за пожарную безопасность территории. Военные трудности, вызвавшие значительное сокращение штатов, отложили эти планы. Только 19 февраля 1946 года, после войны, эта должность была наконец занята. Первым в истории заместителем директора по охране Астраханского заповедника стал Александр Отдельнов.
Славные традиции предшественников поддерживаются на ООПТ и сейчас.
Так, старший государственный инспектор Трёхизбинского участка Астраханского заповедника Владимир Андросов, несмотря на небольшой – около двух лет – стаж, успел зарекомендовать себя как ответственный и трудолюбивый сотрудник. На вопрос, что самое трудное в его работе, он без сомнения отвечает: «Пожары!»
Большую часть территории занимают тростниково-рогозовые ассоциации, которые вспыхивают быстрее спички, а сухой горючий наст из отмершего тростника может тлеть сутками даже после устранения открытых очагов горения. По открытой местности гуляют без всяких преград сильные ветра и быстро разносят огонь. Пожары на Трёхизбинский участок приходят со стороны соседних территорий, поэтому сотрудникам ООПТ под руководством Владимира Андросова приходится прикладывать огромные усилия, создавая противопожарные разрывы и дороги. Кроме того, Владимир Андросов разработал метод, который существенно повышает приживаемость посадок и уже успел высадить 770 саженцев ивы белой.
«В этом месте всё обретает смысл – смысл спасти, сберечь и защитить. Самое приятное в моей работе, когда никто не пытается лезть в заповедник и варварски грабить. Как бы было замечательно, если бы люди наконец осознали, что когда забираешь что-то у заповедника, то забираешь что-то важное и у себя. Например, комфортное будущее у своих же детей», – делится Владимир Андросов.
***
Госинспектор, главный специалист отдела экологического просвещения нацпарка «Русская Арктика» Михаил Корельский – рекордсмен по многим параметрам. Он совершил 44 поездки на Северный полюс, провел пять зимовок в Арктике и четыре раза встречал там Новый год. Под его руководством создано более двух тысяч глиняных белых медведей на мастер-классах в арктических круизах. Он находится в командировке и сейчас.
«У меня, как и у большинства полярников – хроническая любовь к Арктике. Она завораживает, затягивает, колдует вокруг тебя. Я был там несчетное количество раз, и каждый раз она открывается тебе заново. Февраль 2023 года поразил невероятным даже для Арктики количеством снега - сейчас вокруг нас многокилометровые снежные тоннели», - передает из Арктики Михаил Корельский.
Специалист работает в национальном парке «Русская Арктика» с 2011 года, но в первый раз он отправился на полюс еще в 2001 году. Тогда на архипелаге Земля Франца-Иосифа действовал одноименный федеральный заказник, а на Северный полюс туристов возил атомный ледокол «Ямал». Сотрудник, который ходил с туристами в рейс, следил за тем, чтобы посетители не рвали растения, не подкармливали белых медведей и песцов. Охраной туристов от хищников представители заказника тогда не занимались.
«Сейчас я охраняю туристов от опасностей арктической природы, ну и природу от людей иногда тоже. Но туристы в Арктику обычно едут подготовленные, стараются не навредить», – делится Михаил Корельский.
Много лет Михаих Корельский работает бок о бок с самым крупным из ныне живущих на планете хищников – белым медведем. Однажды на мысе Желания он столкнулся с белым медведем буквально нос к носу. «Не паниковать» – главный навык, который он освоил в Арктике. Для коллег и близких он надежный товарищ, универсальный специалист и защитник.
***
Оперативную группу «Север» Алтайского заповедника возглавляет Сергей Абрамов. С 2007 года он прошёл путь от рядового инспектора до старшего государственного инспектора – начальника отдела охраны. Он неоднократно проходил обучение в центре «Калашников», организованное для сотрудников оперативных групп заповедных территорий, а также сам является автором курса «Организация и деятельность оперативных групп на ООПТ».
«Сергей Абрамов в течение ряда лет является одним из наиболее результативных государственных инспекторов, он ежегодно составляет наибольшее количество административных протоколов. Оперативная группа под его руководством эффективно выявляет и пресекает нарушения заповедного режима и природоохранного законодательства в наиболее сложных и труднодоступных участках Алтайского заповедника, совершая многодневные рейды в сложных погодных и ландшафтных условиях», - рассказывает директор Алтайского заповедника Игорь Калмыков.
***
Госинспектор отдела охраны Юрий Бычков работает в заповеднике «Пасвик» уже 10 лет, но коллегам кажется, что намного больше – настолько он включён в работу всего учреждения. В заповедную систему пришёл после окончания карьеры в лесхозе.
«Основная моя работа – патрулирование территории, контроль соблюдения заповедного режима, борьба с браконьерством, осуществление противопожарных мероприятий. Но это же заповедник. Поэтому круг обязанностей расширяется. Веду календарь наблюдений, куда регистрируются фенологические явления и встречи с животными. Сопровождаю научных сотрудников в экспедициях, обеспечиваю их безопасность. Порой экспедиции бывают по несколько дней и просто ходить с ними рядом было бы слишком скучно. Поэтому с орнитологами, например, я и птиц могу посчитать, и принимаю участие в кольцевании. Много кого удалось повидать. Но самые запоминающиеся встречи две – с тремя медведями и 21 лосем за одну поездку вдоль заповедника. Иногда зимой мы самостоятельно проводим зимний маршрутный учёт, во время которого оценивается численность зверей на территории заповедника по количеству их следов на снегу. Летом проходим фенологические маршруты», – рассказывает Юрий Бычков.
В его кабинете можно найти много интересных вещей: и найденные перья журавля и ястреба-тетеревятника, бережно подписанные и вывешенные на видном месте, и внушительный скелет нижней челюсти щуки весом 10 килограммов, которая стала обедом орлана-белохвоста. А на компьютере мигает курсор текстового документа – начатой статьи для журнала «Пасвика». Ведь госинспектор заповедника – это кладезь ценной информации о жизни природы, которую с удовольствием используют в эколого-просветительской деятельности.