Россия возрождает программу дрейфующих полярных станций в Арктике
В Мурманске 15 сентября состоялась торжественная церемония старта экспедиции «Северный полюс-41». Команда учёных и полярников Арктического и Антарктического научно–исследовательского института впервые отправится в Арктику на новой ледовой самодвижущей платформе (ЛСП) «Северный полюс».
Сегодня научный состав экспедиции «Северный полюс-41» поднялся на борт судна. Учёные начали настраивать оборудование и готовится к выходу в рейс. После завершения всех необходимых приготовлений, ЛСП «Северный полюс» выйдет из порта Мурманска в сторону Новосибирских островов.
«Благодаря многолетнему кропотливому труду конструкторов, инженеров, специалистов, Россия обладает не имеющей мировых аналогов платформой, на борту которой организованы все условия для ведения научно-практической деятельности в суровых широтах. Рассчитываю, что работа ЛСП «Северный полюс» станет серьёзным вкладом в развитие нашего исследовательского флота, в обеспечение мощного технологического задела и укрепление позиций отечественной науки. А нынешняя экспедиция откроет яркую страницу в истории освоения Арктики, будет способствовать результативным изысканиям в области климата, экологии, биологии, океанологии и других важных дисциплин», - отметил в своем обращении президент России Владимир Путин.
«Практические результаты будущих исследований крайне важны для успешной реализации стратегии развития арктической зоны и основ государственно политики в Арктике. Символично, что мы даём старт новым масштабным исследованиям в год, когда президент России объявил о проведении десятилетия науки и технологий. Выполнение такой программы на «Северном полюсе» станет беспрецедентным комплексным экспериментом», - сказал председатель правительства России Михаил Мишустин.
Министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов поздравил участников экспедиции «Северный полюс-41» с началом нового амбициозного проекта.
«Наша платформа – уникальное мировое изобретение. Аналогов ей нет, и не будет. «Северный полюс» - это дань великому прошлому и путь к новым открытиям. Горжусь, что был причастен к строительству платформы. Горжусь, что знаком с капитаном первой экспедиции. Хочу сказать огромное спасибо Росгидромету и Институту Арктики и Антарктики, что воплотили мечту полярников в жизнь. Теперь учёные могу в безопасности работать в суровых условиях, а не как раньше в палатке, на льдине среди Северного Ледовитого океана. Уверен, что полярники сделают немало научных открытий и проведут важные исследования. Желаю вам именно этого – научного везения и исследовательского азарта. Время первооткрывателей не прошло, оно все еще продолжается», - сказал Александр Козлов.
«Россия запускает беспрецедентный по масштабам и научной значимости проект в Арктике. Уже в начале октября 41-я дрейфующая полярная станция начнет свою работу. Теперь, когда в нашем распоряжении ледовая самодвижущаяся платформа, мы сможем изучать Арктику комплексно и непрерывно, как она того и требует. Все полученные данные с множеством переменных в онлайн-режиме будут предаваться на «большую землю» и уже в ближайшее время будут использоваться для уточнения прогнозов ледовой обстановки для безопасной и эффективной навигации по Северному морскому пути. Это чрезвычайно важно, потому что от качества проводки судов в конечном итоге зависит конечная стоимость грузоперевозки в арктических морях», - сказал директор Арктического и антарктического НИИ Александр Макаров.
«Этот год стал поистине историческим событием в области исследования труднодоступных территорий нашей страны. Работы, запланированные на судне, станут достойным проектом для российского и мирового научного сообществ. Задача учёных – изучить основные закономерности и причины изменений, происходящих в климатической системе Арктического региона, описать тенденции будущих трансформаций на ближайшие десятилетия. Эта работа имеет принципиально важное научное и практическое значение и полностью отвечает национальным интересам Российской Федерации», - сказал руководитель Росгидромета Игорь Шумаков.
«Сегодня в Мурманске мы открываем ещё один этап освоения полярных территорий – восстановление регулярных исследований на льду. Ледостойкая платформа «Северный полюс» позволит безопасно качественно и точно измерить, оценить потенциал северных территорий, собрать информацию, которая станет основой глобальных моделей климата и прогнозов погоды. Мурманск родился и рос как морские ворота России в Арктике. Эта роль только возрастает, а статус закреплён официально – вы знаете, что создана территория опережающего развития с таким же названием. Для Мурманска, который по праву считается столицей Арктики, воротами, открывающими для нашей страны Северного морского пути, это исследование имеет стратегическую важность», – подчеркнула Первый заместитель Губернатора Мурманской области Оксана Демченко.
К месту начала дрейфа судно прибудет в начале октября. На текущий момент специалисты Арктического и антарктического НИИ наблюдают за пятью льдинами, пригодными для размещения научного лагеря. Окончательный выбор будет сделан непосредственно на месте. Примерно 7-10 дней судно будет вмораживаться в льдину. В этот период ученые займутся обустройством научного лагеря вокруг платформы. Основной целью экспедиции станет комплексное изучение Арктики в системе «атмосфера — ледяной покров — океан».
Отечественная программа дрейфующих полярных станций началась в 1937 году с экспедиции под руководством Ивана Папанина. В 2013 году программу пришлось свернуть из-за таяния льдов в Арктике. Специалисты Арктического и антарктического НИИ проанализировали и обобщили уникальный опыт предшествующих экспедиций и нашли оптимальный вариант для долговременного базирования научно-исследовательских лабораторий – ледовую самодвижущуюся платформу «Северный полюс».
Судно, не имеющее аналогов в мире, построено и спущено на воду в этом году. Оно станет для полярников одновременно транспортом, домом, научно-исследовательским центром, и даже измерительным прибором – в корпус ЛСП вмонтированы датчики, которые помогут изучить ледовую обстановку. ЛСП «Северный полюс» стала третьим по счёту судном научно-экспедиционного флота Арктического и антарктического научно-исследовательского института.
Проект разрабатывался в тесном сотрудничестве Росгидромета, КБ «Вымпел» и Арктического и антарктического НИИ. Весной 2018 года между Федеральной службой Росгидромета и Адмиралтейскими верфями был подписан контракт на проектирование и строительство ЛСП. Модельные испытания прошли в ледовом бассейне Арктического и антарктического НИИ. На воду судно было спущено в декабре 2020 года. Через два года, 21 мая 2022 года, в День полярника, ледостойкая платформа «Северный полюс» вышла на ходовые испытания. В августе 2022 года ЛСП «Северный полюс» передана в эксплуатацию.
С историей экспедиций «Серверный полюс» можно познакомиться на странице Минприроды.