Общероссийское экологическое общественное движение
Победитель в национальной премии «Хрустальный компас»
Зеленая Россия

Проекты «Зеленой России»

1

Голосование завершено
777

Мингазова Лилия Ришадовна (1 курс) - Экспериментальное исследование условий формирования экологической культуры у студентов

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природоведения.

Экологическая культура трактуется исследователями как совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе.

Важность такой проблемы, как формирование экологической культуры у студентов в сложившейся экологической обстановке побудили нас избрать тему исследования: «Экспериментальное исследование условий формирования экологической культуры у студентов».

Актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано необходимостью повышения экологической культуры человека, постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле, необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека, сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств, низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых, недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.

Цель работы: изучить условия эффективного формирования экологической культуры у студентов.

Задачи исследования:

1. Изучить формы и методы формирования экологической культуры у студентов.

2. Изучить состояние работы по формированию экологической культуры в колледже.

3. Экспериментально проверить эффективность преподавания дисциплины «Экология» для формирования экологической культуры в колледже.

Объект исследования: процесс формирования экологической культуры у студентов.

Предмет: преподавание дисциплины «Экология» для формирования экологической культуры в колледже.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой преподавание дисциплины «Экология» эффективно для формирования экологической культуры в колледже.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные теоретические и практические рекомендации могут существенным образом обогатить систему формирования экологического воспитания у студентов в колледже.

Познавательная значимость: проектная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности учащихся. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами.

Эксперимент проходил в несколько этапов:

1. Выяснить состояние работы колледжа по формированию экологической культуры у студентов, определить, как к этой проблеме относятся преподаватели, и что используется в их работе по решению данной проблемы;

2. Определить исходные уровни сформированности экологической культуры у студентов;

4. Определить отношение преподавателей к проблеме после проведения проблемно-проектировочного семинара на тему: «Система педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие студентов» и круглого стола на тему: «Система педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие студентов»;

5. Определить уровни сформированности экологической культуры у студентов после прохождения курса по дисциплине «Экология».

Эксперимент проходил с сентября 2016г. по апрель 2017г. в группе Сн-1-16 ГАПОУ КамСК им.Е.Н.Батенчука

В эксперименте участвовало 30 человек.

На констатирующем этапе были использованы следующие методы:

1.Изучение работы колледжа.

2.Анкетирование преподавателей.

3.Опрос студентов.

В начале констатирующего этапа было осуществлено знакомство с документацией ГАПОУ КамСК. Были проанализированы годовой план (за два последних года) и календарно-тематический план по дисциплине «Экология»

Был осуществлён анализ условий, созданных в колледже для формирования экологической культуры у студентов. Основными направлениями учебной деятельности преподавателей и студентов являлась исследовательская и природоохранная работа, здоровьесберегающая деятельность. Студенты под руководством преподавателей делали презентации, публикации, проводили исследовательские работы, позволяющие изучить влияние природных систем на здоровье горожан и территорий Республики Татарстан.

Творческие работы, выполненные студентами, позволяют увидеть красоту природы родного края и уголков нашей планеты, выразить своё отношение к окружающему миру, к своему здоровью и здоровью людей. Студенты под руководством преподавателей провели следующие исследования: «Минздрав не зря предупреждает!», «Флористическое описание парка «Культуры», «Флористическое описание парка «Гренада», «Загрязнение воздуха автотранспортом в городе Набережные Челны», «Изучение численности, возрастного состава и активности остромордой лягушки для биоиндикации водоемов», «Анализ растительности парка «Прибрежный», «Влияние антропогенной нагрузки на растительный покров парка «Культуры», «Влияние антропогенной нагрузки на растительный покров в парке «Победы».

Таким образом, можно подчеркнуть, что в колледже созданы все условия и имеется весь необходимый материал для эффективной работы по формированию осознанно-правильного отношения у студентов к объектам природы.

Затем было проведено анкетирование преподавателей. Целью анкетирования было – определить, каким образом формируется у студентов экологическая культура. Преподавателям было предложено ответить на ряд вопросов.

В анкетировании принимало участие 15 преподавателей.Все с высшим образованием. В результате опроса преподавателей мы выделили три уровня готовности преподавателей к экологическому образованию студентов (таблица 1). Педагоги осознают важность формирования экологической культуры у студентов, но в ходе исследования мы выяснили, что педагогический потенциал преподавателей по формированию экологической культуры у студентов используется недостаточно.

Следующим шагом нашего исследования – это диагностика исходного уровня сформированности у студентов экологической культуры. Нами были использованы такие методы исследования: беседа с каждым студентом.

На основе этих показателей мы разработали критерии уровней сформированности экологической культуры (таблица 2).

И мы вправе утверждать, что полученные в ходе констатирующего этапа экспериментальные данные подтвердили актуальность поставленной проблемы и были затем нами учтены в процессе формирования экологической культуры у студентов.

Для формирования экологической культуры у студентов 1 курса группы Сн-1-16 в учебном плане определена дисциплина «Экология». В результате освоения учебной дисциплины студенты приобретают умения: осознавать взаимосвязь организмов и среды обитания; определять условия устойчивого состояния экосистем и причины возникновения экологического кризиса. Приобретают знания: правовые проблемы экологической безопасности; об экологических принципах рационального природопользования; цели и задачи природоохранных органов управления и надзора; принципы размещения производств различного типа.

Для увеличения потенциала для формирования экологической культуры у преподавателей был проведён проблемно – проектировочный семинар для преподавателей на тему: «Опытно-исследовательская работа в системе экологического образования студентов». Его цель: определить сущностные характеристики опытно-исследовательской деятельности в системе экологического образования студентов; разработать структуру опытно-исследовательской работы со студентами на разных объектах.

Для повышения педагогического уровня преподавателей в области экологического образования нами был проведён круглый стол на тему: «Система педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие студентов». Цель: познакомить с системой педагогического взаимодействия при работе со студентами. Таким образом, на формирующем этапе мы осуществили разностороннюю работу по формированию осознанно-правильного отношения студентов к объектам природы.

Цель контрольного эксперимента: показать динамику экспериментальной работы и сравнить результаты полученных данных. Полученные данные сравнили с данными, полученными на констатирующем этапе.

Сравнение уровней сформированности экологической культуры у студентов.

Уровни сформированности

Констатирующий

этап

Контрольный

этап

I уровень (высший)

11.8%

29.4%

II уровень (средний)

23.5%

35.3%

III уровень (низкий)

64.7%

35.3%

Полученные результаты показывают, что значительно увеличилось количество студентов с высоким уровнем сформированности экологической культуры – 29.4% (увеличение произошло на 17.6%).

В то же время снизилось количество студентов с низким уровнем (на 29.4%). Средний уровень поднялся на 11.8%.

Для полноты выявления эффективности проведения нашего эксперименты мы провели диагностику преподавателей. Диагностика была проведена так же, как и на констатирующем этапе. Мы увидели, что в целом преподаватели готовы к решению задач по формированию у студентов экологической культуры.

Сравнение уровня готовности преподавателей к формированию экологической культуры у студентов.

Уровни сформированности

Констатирующий

этап

Контрольный

этап

I уровень (высший)

13.3 %

33.3%

II уровень (средний)

26.7 %

40%

III уровень (низкий)

60%

26.7%

Полученные результаты показывают, что увеличилось количество преподавателей с высоким уровнем готовности к решению задач по экологическому воспитанию – 33.5% (увеличение произошло на 20%). Это подтверждает эффективность проведенной нами работы. В то же время снизилось количество преподавателей с низким уровнем (на 33.3%). Средний уровень поднялся на 13.3%.

В результате проведённой экспериментальной работы можно сделать вывод, формирование экологической культуры у студентов происходит при целенаправленной работе педагога, если создана нужная экологическая развивающая среда, если с каждым студентом преподаватель организует активное общение, каждый студент участвует в доступной для него деятельности.

В результате проведённого исследования проблемы формирования экологической культуры у студентов нами были реализованы все поставленные задачи. Выявлены критерии и уровни сформированности экологической культуры у студентов. Нами была проведена работа с преподавателями по повышению уровня готовности к решению задач экологического воспитания студентов.

Вывод: вынесенные на защиту положения доказаны. Но работа по исследованию проблемы формирования экологической культуры у студентов должна продолжаться.

Список литературы

1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методика диагностики и коррекции в экологическом воспитании. – М., 2017.

2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Природа: Объект и субъект отношения личности. М.: Школа здоровья, 2015, т.1.2.

3. Мы. Программа экологического образования / Под ред. Кондратьевой Н.Н. и других. – СПб.: Детство – пресс, 2012.

Приложение

Таблица 1

Уровни готовности

Характеристика уровней

I уровень - высокий

К этому уровню относятся преподаватели, которые осознают важность проблемы по экологическому воспитанию студентов, знают методы диагностики, используют различные формы и методы работы по экологическому воспитанию студентов, используют весь имеющийся материал по формированию осознанно-правильного отношения у студентов к объектам природы (13.3 %)

II уровень – средний

К этому уровню относятся преподаватели, которые осознают важность исследуемой проблемы, но не в полной мере, частично знают различные методики диагностики по экологическому воспитанию, используют не в полном объёме формы и методы работы по экологическому воспитанию (26.7 %)

III уровень – низкий

К этому уровню относятся преподаватели, у которых имеется непонимание экологических проблем, значения формирования осознанно-правильного отношения к объектам природы, не владеют методикой проведения различных форм и методов работы по экологическому воспитанию (60 %)

Таблица 2.

Уровни сформированности

Характеристика уровней

I уровень – высокий

К этому уровню относятся студенты, которые знают большинство существенных признаков живого. Правильно относят животных и растения к живому. Знания о живом носят обобщённый характер: характеризуют всю группу живого в целом. Проявляют сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями. Интерес к познанию живого. Проявляют сочувствие к попавшим в беду, проявляют осознанность, правильно определяют состояние объекта. Стремятся удовлетворить потребности живого организма. Проявляют гуманные чувства к живому. Самостоятельно и качественно выполняют трудовые процессы (11.8 %)

II уровень – средний

К этому уровню относятся студенты, которые знают наиболее существенные признаки живого (движение, питание, рост). По ним относят к живому большинство животных и растений. Называют разные признаки у животных и растений. Неустойчивость в проявлении интереса, его избирательность, ситуативность: интересуют лишь знакомые животные и растения. Удовлетворяют свои потребности в общении с живым в деятельности эмоционального удовольствия. Трудовой процесс по уходу за живым организмом выполняют с небольшой охотой (23.5 %)

III уровень – низкий

К этому уровню относятся студенты, которые имеют неустойчивые представления о некоторых особенностях живого – существенных и несущественных. Относят к живому животных по существенным и несущественным признакам. Не относят растения к живому (63.7 %)


Экспериментальное исследование условий формирования экологической культуры у студентов.

Презентация в формате MS Power Point


1.? Изучить формы и методы формирования экологической культуры у студентов. 2.? Изучить состояние работы по формированию экологической культуры в колледже. 3.? Экспериментально проверить эффективность преподавания дисциплины «Экология» для формирования экологической культуры в колледже.

Отправлен сертификат:Конкурс экологических проектов «Экология глазами детей»

Авторизация

с помощью социальных сетей
для голосования необходима авторизация, с помощью соц. сетей

Принимай участие

Участник движения «Зеленая Россия»

CТАТЬ УЧАСТНИКОМ 
ДВИЖЕНИЯ 
«ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Заполнить заявление
Решение проблем окуржающей среды

НАПИСАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ 
В ОБЩЕСТВЕННУЮ 
ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ПРИЕМНУЮ

Обратиться в ОЭП
Лес победы

СПЕЦИАЛЬНЫЙ 
ПРОЕКТ 
«ЛЕС ПОБЕДЫ»

Стать участником

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРТНЕРЫ ОЭОД «ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

ПАРТНЕРЫ ОЭОД «ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Присоединяйся к нам в социальных сетях!

Подписаться на новости

ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ И ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

ОЭОД «Зеленая Россия»

119034, Москва, ул. Ул. Большая Ордынка

info@genyborka.ru | 8 (499) 372 12 84 11.00 до 16.00

http://les1945.ru/

http://ecogifts.tilda.ws/