Общероссийское экологическое общественное движение
Победитель в национальной премии «Хрустальный компас»
Зеленая Россия

Проекты «Зеленой России»

0

Голосование завершено
777

Пчелинцева Лариса Викторовна и Артюшина Наталья Николаевна - И грянет гром

Урок – квест «И грянет гром…»

Учитель биологии и экологии МОУ «СОШ № 53» города Саратова Пчелинцева Л. В. и учитель русского языка и литературы Артюшина Н. Н.

Форма урока: интегрированный урок с применением метапредметных связей, ИКТ-технологии.

Межпредметные связи : литература, биология, экология, история, краеведение, обществознание, математика.

Цель: изучить причины изменения численности популяции и уметь применять полученные знания на практике.

Задачи: 1) предметные: формирование знаний о роли экологических факторов в регуляции численности животных; раскрыть проблемы исчезновения видов; формирование и углубление у учащихся знаний об изменении численности животных, умений объяснять и применять эти знания при решении практических задач
2) метапредметные: расширение опыта деятельности учащихся на уроке экологии с применением знаний по литературе, краеведению, истории, биологии.

3)воспитательные:- способствовать формированию ценностного отношения к природе;

- способствовать ориентации учащихся в содержании учебного материала, формулированию выводов и собственной точки зрения.

- создание условий для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации;

- формирование опыта творческой деятельности, опыта делового общения;

- развития творческого мышления, внимания, наблюдательности, памяти;

- способствовать социализации учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультмедийная презентация.

Ход урока:

1. Актуализация знаний. ( фронтальная беседа)

Выходят герои книги Рея бредбери « И грянул гром»

(слайд 1) Выходят герои Рея Бредбери:

- Вы гарантируете, что я вернусь из сафари живым?

- Мы ничего не гарантируем, кроме динозавров.

- Черт возьми, - выдохнул Экельс; на его худом лице мелькали блики света от Машины. - Настоящая Машина времени!

- у вас теперь одна забота…

- …убить моего динозавра, - закончил фразу Экельс.

- Tyrannosaurus rex. Громогласный Ящер, отвратительнейшее чудовище в истории планеты. Подпишите вот это. Что бы с вами ни произошло, мы не отвечаем. У этих динозавров зверский аппетит.

Держитесь Тропы. Не сходите с нее. Повторяю: не сходите с нее. Ни при каких обстоятельствах! И не стреляйте ничего без нашего разрешения.

2 слайд - Здравствуйте, ребята. Окружающий нас мир удивителен и разнообразен и чтобы существовать в нем, необходимо обладать уникальными способностям, нужно уметь видеть и слышать. Сегодня мы предлагаем вам пофантазировать и представить, что сегодня у нас с вами появилась уникальная возможность. Вопрос классу А как вы думаете какая?

3 слайд: 1 этап: создание турфирмы

Да, мы сможем отправиться в прошлое вместе снашими героями на машине времени. А вы представители различных туристических фирм, которые организуют такие экскурсии. Предлагаем вам прнидумать название своей фирмы и рекламное объявление.

Например :

А/О САФАРИ ВО ВРЕМЕНИ
ОРГАНИЗУЕМ экскурсию для учащихся школы в любой уголок прошлого.

Есть определенные условия, которым должно соответствовать такое путешествие

Но вначале давайте вспомним, что мы уже знаем о природном сообществе, ведь мы туда и собираемся отправиться.

4 слайд: Этап 2 Работа над маршрутом

Но перед изучением новой темы, давайте вспомним пройденный материал по теме

« Популяции животных».

1. у вас на столах есть карточки, расположите объекты экологического изучения в порядке усложнения (особь, популяция, вид, экосистема, биосфера)

2. работа по карточкам. Составьте пищевую сеть, имеющую место в лиственном лесу: мышь, дуб (листья, желуди, древесина), лиса, кабан, орел, белка, кукушка, змея, гусеница, сова, сойка, волк

Правильный ответ (Дуб, кабан, волк. Дуб – мышь –сова. Дуб – мышь – лиса. Дуб – белка – орел. Дуб – сойка – орел. Дуб- гусеница – кукушка – орел

5 слайд: 3 этап: Факторы среды

-Природное сообщество чрезвычайно динамично, т е подвержена постоянным изменениям.

Вопрос классу: Скажите, а какие условия (факторы) могут влиять на изменение численности животных? (антропогенные, абиотические, биотическое воздействия).

Сейчас я вам предлагаю расшифровать одно экологическое выссказывание, возможно это будет для нас толчком для путешествия в прошлое

«Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча – пустыню»

Правильный ответ ухудшается структура лесной почвы: уплотняется, в нее плохо проходит воздух и влага; травмируются и уничтожаются растения, в том числе и деревья

6 слайд: 4 этап: Теория Тревиса

В романе Р. Бредбери есть условие, которое следует соблюдать, когда отправляешься в прошлое.

: Если нарушить что-то в Прошлом, если уничтожить самое малое (помять траву, убить мышь), это может привести к непоправимым последствиям в Будущем, так как изменится весь ход эволюции. Поэтому ни в коем случае нельзя сходить с Тропы.

· Не вступает ли в противоречие теория Тревиса и его действия?

7 слайд: Между теорией Тревиса и его действиями есть определенные противоречия. Хотя Тревис очень осторожен в своем обращении с прошлым, но все же сафари служит для него и его сотрудников

средством наживы, а для туристов средством бездумного развлечения.

· В чем особенность авторского замысла?

Автор не мог избрать другого пути: ему необходимо было отправить героев в прошлое, чтобы показать, что может произойти, если забыть о своей ответственности перед будущим. Ведь наше настоящее – это прошлое для будущих поколений. И мы в ответе за это прошлое.

· Подумайте, свколько преступлений совершил Экельс за то короткое время, что провел в Прошлом?

· Вина Экельса состоит прежде всего в его легкомысленном отношении ко всему происходящему: он никак не хочет понимать и принимать объяснений Тревиса, «шутя» целится в птеродактеля.

· Кроме того он трус: его руки трясутся, он «бледно улыбается», сам признается, что « дрожит, как мальчишка».

· Легкомыслие и трусость приводят к двум преступлениям: он бросил товарищей в минуту опасности и сошел с Тропы, зная, что это может привести к непоправимым последствиям для всего человечества.

Учитель.

Каковы были последствия поступков Экельса?

Каким образом построение рассказа помогает ответить на этот вопрос?

Возможные ответы учащихся:

Последствия поступков Экельса были ужасны:
во-первых, уровень развития человечества резко снизился (объявление с ошибками),
во-вторых, на выборах, к всеобщему удовольствию, победил диктатор,
в-третьих, сама атмосфера (в прямом и переносном смысле) стала иной. 8 слайд:

9 слайд: 5 этап: Конкуренция между животными и человеком Во все времена существовала конкуренция между человеком и животным. И чтобы выяснить, кто побеждает в этой борьбе попробуем решить следующую задачку.

В степях до появления человека обитало большое количество травоядных животных. В североамериканских ях паслось 75 млн бизонов, 40 млн вилорогих антилоп, не считая грызунов. Евразийские травяные кущи с аппетг едали десятки миллионов туров, диких лошадей и куланов, 10 млн сайгаков, 5 млн дзеренов, 20 млн сурков, несчетные орды мелких грызунов и крупных степных птиц: дроф и стрепетов. Объясните причины, по которым эти огромные стада исчезли с лик нашей планеты

Правильный ответ: Основная причина — в конкуренции за землю, как ресурс, между человеком и травоядными животными. Человек уничтожил степи и прерии, заменив их на пастбища для домашних живоотных, и поля для сельскохозяйственных культур. Степные виды, лишившись привычных местообитаний, либо вымерли, либо их численность значительно сократилась. Часть степных видов непосредственно уничтожена человеком.

10 слайд: 6 этап: Конкуренция между людьми

Придти к подобным выводам можно, сравнивая начало рассказа Р. Брэдбери «И грянул гром» с окончанием повествования. Таким образом, кольцевая композиция помогает понять замысел автора.

И грянул гром» – это рассказ-предупреждение. Как вы поняли, о чем предупреждает людей Рэй Брэдбери? В чем смысл названия рассказа?

Возможные ответы учащихся:

· Брэдбери предупреждает, что все мы в ответе перед Будущим за каждый свой поступок, даже самый, казалось бы, незначительный.

· Гром гремит в рассказе, когда появляется динозавр и когда Тревис стреляет в Экельса (раздается гром выстрела). Но в заглавии рассказа это выражение имеет переносное значение: грянул гром – предупреждение, грянул гром – расплата.

· В названии слышится угроза тем, кто не прислушается к предупреждающему голосу автора: остановитесь вовремя, завтра будет поздно, не убивайте, одумайтесь!

· Писатель показывает, что все в мире, в природе взаимосвязано, и человек не может постичь эту связь или решить, что какое-то насекомое или животное «бесполезно». Уничтожая его, разрывая связи, нарушая равновесие, человек губит самого себя.

·

7 этап: Законы экологии

А какими законами экологии следует нам руководствоваться, чтобы не навредить природе?

«В книге «Замыкающийся круг» Барри Коммонер предлагает четыре закона экологии.

11 слайд: 1. Все связано со всем

Первый закон (все связано со всем) обращает внимание на всеобщую связь процессов и явлений в природе. Этот закон является узловым положением в природопользовании и свидетельствует, что даже небольшие изменения человеком в одной экосистеме могут привести к большим отрицательным последствиям в других экосистемах. Первый закон называется также законом внутреннего динамического равновесия. Например, вырубка лесов и последующее уменьшение свободного кислорода, а также выбросы в атмосферу оксида азота и фреона привели к истощению озонового слоя в атмосфере, что, в свою очередь, увеличило интенсивность ультрафиолетового излучения, достигающего земли и губительно действующего на живые организмы. Известна притча о Дарвине, который на вопрос своих земляков о том, что им делать для увеличения урожая гречихи, ответил: «Разведите кошек». И напрасно крестьяне обиделись. Дарвин, зная, что в природе «все связано со всем», рассудил так - кошки переловят всех мышей, мыши перестанут разорять гнезда шмелей, шмели будут опылять гречиху и крестьяне получат хороший ее урожай.

12 слайд: 2. Все должно куда-то деваться

Второй закон (все должно куда-то деваться) базируется на результатах возникновения и развития жизни на земле, на естественном отборе в процессе эволюции жизни. Он связан с биотическим (биологическим) круговоротом: продуценты - консументы - редуценты. Так, для любого органического вещества, вырабатываемого организмами, в природе существует фермент, способный это вещество разложить. В природе ни одно органическое вещество не будет синтезировано, если нет средств для его разложения. В этом круговороте непрерывно, циклично, но неравномерно во времени и пространстве происходит перераспределение вещества, энергии и информации, сопровождающееся потерями.

Вопреки этому закону человек создал (и продолжает создавать) химические соединения, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее (полиэтилен, ДДТ и др.). То есть биосфера не работает по принципу безотходности, в ней всегда накапливаются выбывающие из биотического круговорота вещества, формирующие осадочные породы. Отсюда вытекает следствие: абсолютно безотходное производство невозможно. Поэтому мы можем рассчитывать только на малоотходное производство. Действие этого закона - одна из главных причин кризиса окружающей среды. Огромные количества вещества, например, нефти и руды извлечены из земли, преобразованы в новые соединения и рассеяны в окружающей среде.

В связи с этим при развитии технологий необходимы: а) малая энерго- и ресурсоемкость, б) создание производства, в котором отходы одного производства являются сырьем другого производства, в) организация разумного захоронения неминуемых отходов. Этот закон предупреждает нас о необходимости разумного преобразования природных систем (строительство плотин, переброска стока рек, мелиорация и многое другое).

13 слайд: 3. Природа «знает» лучше

В третьем законе (природа «знает» лучше) Коммонер говорит о том, что, пока нет абсолютно достоверной информации о механизмах и функциях природы, мы, подобно человеку, незнакомому с устройством часов, но желающему их починить, легко вредим природным системам, пытаясь их улучшить. Он призывает к предельной осторожности. Преобразование природы пагубно экономически и опасно экологически. В конечном итоге могут быть созданы условия, не пригодные для жизнедеятельности. Существующее мнение об улучшении природы без указания экологического критерия улучшения лишено всякого смысла. Иллюстрацией третьего «закона» экологии может служить то, что один лишь математический расчет параметров биосферы требует безмерно большего времени, чем весь период существования Этот принцип прекрасно сформулирован в известном фильме Марка Захарова «Формула любви». Помните, кузнец, ломая для продления срока ремонта карету графа Калиостро, произносит такую сентенцию: «Что один человек сделает, другой завсегда сломать сможет». В природе же суть этого принципа состоит в том, что естественным путём не может быть синтезировано ни одно вещество, если нет средства его разрушить. На этом основан весь механизм цикличности. Человек же в своей детельности этого не предусматривает, по крайней мере, сразу. Не всё, что он «собирает», природа умеет разрушить. Это одна из тупиковых ситуаций во взаимоотношениях человека с природой, хотя сам человек - часть природы. […] Человек хочет быть независимым от природы, быть над нею, и всё, что он делает, он создает для своего комфорта, для своего удовольствия и только для них. нашей планеты как твердого тела.

Можно привести примеры об отстреле в свое время волков, которые оказались «санитарами леса», или об уничтожении в Китае воробьев, которые якобы губят посевы, но никто не подумал, что посевы без птиц будут погублены вредными насекомыми.

14 слайд: 4. Ничто не дается даром

Четвертый закон (ничто не дается даром) имеет еще трактовку «за все нужно платить». Этот закон Коммонера вновь касается тех проблем, которые обобщает закон внутреннего динамического равновесия и закон развития природной системы за счет окружающей ее среды. Глобальная экологическая система, т. е. биосфера, представляет собой единое целое, в рамках которого любой выигрыш сопряжен с потерями, но, с другой стороны, все, что извлечено из природы, должно быть возмещено. Коммонер так разъясняет свой четвертый «закон» экологии: «...глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничего не может быть выиграно или потеряно и которое не может являться объектом всеобщего улучшения: все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возмещено. Платежа по этому векселю нельзя избежать: он может быть только отсрочен». Например, при выращивании зерна, овощей мы извлекаем из пашни химические элементы (азот, фосфор, калий и др.), и если в нее не вносить удобрения, то урожай постепенно начинает снижаться.

4. Закрепление изученного.

15 -22 слайд: 8 этап: «Все в твоих руках…»

Ну, а теперь, когда мы с вами познакомились с оснвными законами Рея Бредбери и Коммонера давайте ответим на вопрос, стоит ли отправляться на экскурсию в прошлое?

Нет

Да действительно не стоит, ведь уже сегодня с лица Земли исчезли сотни видов животных, которых мы уже никогда не увидим (презентация о животных, крик Белькам)

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутыми ладонями и подумал: «Спрошу – ка я у мудреца: скажи, наимудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет: живая - я сомкну руки, и бабочка умрет, а если он скажет: мертвая - я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у него: « Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, живая или мертвая?» И тогда мудрец, который был действительно очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках…»

23 слайд: 9 этап: Путешествие по родному краю

Ну, все такки раз вы представители туристических фирм, мне очень хочется послушать ваши предложения, какие экскурсии вы можете для нас организовать по Саратову

Домашнее задание: Подготовить экскурсионный маршрут по любимому уголку Саратова


Лист тетради

Урок-квест «И грянет гром…»

Квест(англ. quest), - интеллектуальная игра. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно исследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.

Этап 1 - Создание турфирмы

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этап 2 Работа над маршрутом

  • Вам необходимо расшифровать одно экологическое выссказывание: «Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча – пустыню»______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 этап: Теория ТревисаРасшифровка высказывания

Теория Тревиса


5 этап: Конкуренция между животными и человеком

В степях до появления человека обитало большое количество травоядных животных. В североамериканских ях паслось 75 млн бизонов, 40 млн вилорогих антилоп, не считая грызунов. Евразийские травяные кущи с аппетг едали десятки миллионов туров, диких лошадей и куланов, 10 млн сайгаков, 5 млн дзеренов, 20 млн сурков, несчетные орды мелких грызунов и крупных степных птиц: дроф и стрепетов. Объясните причины, по которым эти огромные стада исчезли с лик нашей планеты

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6 этап: Конкуренция между людьми

Анализ композиции рассказа.

СРАВНИ

Подумать только. Закончись выборы вчера иначе, и я сегодня, быть может, пришел бы сюда спасаться бегством. Слава богу, что победил Кейт. В Соединенных Штатах будет хороший президент.

- Вот именно, - отозвался человек за конторкой. - Нам повезло. Если бы выбрали Дойчера, не миновать нам жесточайшей диктатуры. Этот тип против всего на свете - против мира, против веры, против человечности, против разума. Люди звонили нам и справлялись - шутя, конечно, а впрочем… Дескать, если Дойчер будет президентом, нельзя ли перебраться в 1492 год. Да только не наше это дело - побеги устраивать. Мы организуем сафари. Так или иначе, Кейт - президент, и у вас теперь одна забота…

Его лицо похолодело. Непослушными губами он вымолвил:

- Кто… кто вчера победил на выборах?

Человек за конторкой хихикнул.

- Шутите? Будто не знаете! Дойчер, разумеется! Кто же еще? Уж не этот ли хлюпик Кейт? Теперь у власти железный человек! - Служащий опешил. - Что это с вами?

Экельс застонал. Он упал на колени. Дрожащие пальцы протянулись к золотистой бабочке.

- Неужели нельзя, - молил он весь мир, себя, служащего, Машину, - вернуть ее туда, оживить ее? Неужели нельзя начать всё сначала? Может быть…

Он лежал неподвижно. Лежал, закрыв глаза, дрожа, и ждал. Он отчетливо слышал тяжелое дыхание Тревиса, слышал, как Тревис поднимает ружье и нажимает курок.

И грянул гром.

7 этап: Законы экологии.

1 закон экологии_____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 закон экологии________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3 закон экологии_______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4 закон экологии___________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8 этап: «Все в твоих руках…»

Стоит ли отправляться на экскурсию в прошлое?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9 этап: Путешествие по родному краю

Разратайте экскурсионный маршрут по любимому уголку Саратова

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Урок – квест по экологии для учащихся 7класса: «И грянет гром»

Отправлен сертификат:Конкурс «ЭКОУРОК» - на лучшее занятие по экологии

Авторизация

с помощью социальных сетей
для голосования необходима авторизация, с помощью соц. сетей

Принимай участие

Участник движения «Зеленая Россия»

CТАТЬ УЧАСТНИКОМ 
ДВИЖЕНИЯ 
«ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Заполнить заявление
Решение проблем окуржающей среды

НАПИСАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ 
В ОБЩЕСТВЕННУЮ 
ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ПРИЕМНУЮ

Обратиться в ОЭП
Лес победы

СПЕЦИАЛЬНЫЙ 
ПРОЕКТ 
«ЛЕС ПОБЕДЫ»

Стать участником

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРТНЕРЫ ОЭОД «ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

ПАРТНЕРЫ ОЭОД «ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Присоединяйся к нам в социальных сетях!

Подписаться на новости

ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ И ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

ОЭОД «Зеленая Россия»

119034, Москва, ул. Ул. Большая Ордынка

info@genyborka.ru | 8 (499) 372 12 84 11.00 до 16.00

http://les1945.ru/

http://ecogifts.tilda.ws/