Общероссийское экологическое общественное движение
Победитель в национальной премии «Хрустальный компас»
Зеленая Россия

Проекты «Зеленой России»

55

Голосование завершено
777

Булгакова Наталья Анатольевна - Умеет ли природа говорить?

Аннотация

Одним из требований ФГОС НОО к освоению дисциплины «Окружающий мир» является освоение школьниками основ экологической грамотности.

Внеклассное занятие нацелено на воспитание в детях доброты и милосердия, лежащих в основе формирования отзывчивого и ответственного отношения детей к природе. Только доброта открывает ребенку радость познания, радость человеческих отношений. На становление и развитие нравственной позиции акцентировалось внимание на этом занятии. Дети находят сигналы бедствия, учатся давать оценку своему поведению и поведению людей в природе, учатся видеть и понимать прекрасное.

Для активизации познавательной деятельности на занятии использовались различные методы, приемы и формы УД: экологические игры, диалоги с природой, экологические задания, ситуации, стихи и др. Так же для решения цели и задач занятия использовались новые формы экологического воспитания. Это метод экологической эмпатии, который заключается в сопереживании человеком состояния природного объекта, а так же сочувствия ему, а метод экологической рефлексии – учит детей самоанализу своих действий и поступков. Необходимо «вернуться к природе» в смысле чувствования, впечатления, понимания неразделимости с ней.

Проект внеклассного занятия апробирован в практике образовательных организаций города для реализации целей экологического, духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Методическая разработка занятия ориентирована на учителей начальных классов, педагогов организаций дополнительного образования, студентов.

Внеклассное занятие.

Тема: Умеет ли природа говорить?

Цель: создание условий для воспитания доброго, милосердного, ответственного отношения к природе, потребности в общении с ней; пробудить чувство сострадания и жалости к обитателям природы, попавшим в беду.

Задачи:

-установление причинно-следственных связей; осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения;

-развитие познавательного интереса, речи, наблюдательности, любознательности, логического мышления, эмоционального восприятия мира, обще учебных и коммуникативных умений;

-формирование основ экологической грамотности.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование мотивации к обучению и познанию; осознание ответственного отношения человека за сохранение природы.

Метапредметные:
Регулятивные УУД: учатся принимать и сохранять цель учебной деятельности, планировать свои действия, правильно их оценивать, высказывать свои мысли, использовать необходимые средства; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в разных ситуациях; участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.

Познавательные УУД: учатся строить сообщения в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск и классификацию необходимой информации.

Коммуникативные УУД: учатся работать в группе, паре, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Предметные: сформируется установка на доброе, милосердное, ответственное отношение к природе; будут понимать «сигналы бедствия» природы; научатся сочувствовать, переживать и давать оценку своему поведению и поведению людей в природе.

Средства обучения: мультимедийная презентация, дидактическая игра «Цветик-семицветик», экологические знаки, иллюстративный материал.

Ход занятия

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организация начала занятия

Цель: создать условия для радостного, делового общения

Психологический настрой.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что занятие принесет радость общения друг с другом. Успехов вам и удач, а сейчас… закройте глаза и представьте… Вы лежите в траве, трава мягкая и шелковистая, вдыхаете свежий аромат листвы деревьев и чудесных трав, слышите, как стрекочут кузнечики, шуршат жучки. Вам хорошо и спокойно. Вы хотите быть друзьями всем, всем. Но вот подул ветерок, вы чувствуете, как набираетесь сил, бодрости. Вы открываете глаза и у вас хорошее настроение. С хорошего настроения начнем наше занятие.

Выполняют

2.Вводная часть Актуализация базовых знаний

Цель: закрепление и систематизация знаний

Читается стихотворение. Задание: «Доскажи словечко». Что нам надо повторить?

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это всё вокруг … (природа).

Беседа:

· Что такое природа? (Всё, что нас окружает и не сделано руками человека).

· Подумайте, что из указанного в списке, можно отнести к природе, а что создано человеком? (на слайде слова: дождь, трактор, облако, медведь, кирпич, горы, одуванчик, береза, молоток, книга; убираются рукотворные объекты).

· Назовите объекты природы (дети читают: дождь, облако, медведь, горы, одуванчик, береза).

· Подумайте, как эти объекты можно разделить на две группы?

(живая и неживая природа).

· Что относится к живой и неживой природе? (составляется схема (модель).

Как отличить живую природу от неживой?

Живые существа: дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают (составляется схема (модель).

К какой природе относится человек?

Могли бы люди жить без окружающей природы?

Какое значение имеет природа для людей? Ответить на вопрос, используя схему (работа в паре).

Слушают, определяют тему для повторения

Участвуют в диалоге

Моделируют

Моделируют

Объясняют

Работают в паре Готовят ответ, используя схему

Физминутка

Цель:поддержание работоспособности, коррекция зрительного восприятия

1.Игра «Живое – неживое». Называются слова. Если объекты живой природы, учащиеся показывают, как они двигаются, а если объекты неживой природы – стоят на месте (дождь, снег, ворона, подсолнух, ветер, кузнечик, гром).

2. Гимнастика для глаз делается сидя:

Посмотреть на кончик носа, затем вдаль (3 раза).

Посмотреть на кончик пальца вытянутой руки, затем вдаль

(3 раза).

Взгляд направить влево, затем прямо, вправо – прямо, вверх – прямо, вниз – прямо (3 раза).

Выполняют

Вводная часть

Выход на тему Целеполагание

Цель: поиск и формирование новой темы

Ребята, бывают ли случаи, когда у вас появляются слезы?... Когда это происходит? Природа живая. Когда ей больно и обидно, она тоже плачет. Как вы думаете, о чем мы будет говорить дальше на нашем занятии (о добрых и плохих поступках по отношению к природе).

Попробуйте определить тему нашего занятия. Тема: «Умеет ли природа говорить?». Как вы понимаете эти слова? Что вы знаете по этой теме? Что бы вы хотели узнать?

Сегодня на занятии вы узнаете о маленьких ранах, которые люди наносят природе.

Определяют тему и цель занятия

3.Основная часть

Построение нового знания

Цель: обучение детей целостным рассуждениям, самоанализу; партнерское сотрудничество

(Показывается большой конверт с изображением березы).

Это письмо от растения пришло давно. Может быть вы догадались в какое время его могла написать плачущая береза, её кто-то обидел. Прочитаем это письмо.

Письмо-жалоба Березы

В весенний день мальчишка злой

Пронзил ножом кору березы, -

И капли сока, точно слезы,

Текли прозрачною рекой.

Вы видели, как весной плачут березы? Как стекают по белым стволам прозрачные, сладкие слезы, а иногда и бегут ручейком и даже речкой, если чья-то жестокая рука тяжело ранит ствол дерева… И тогда мы березы погибаем! Помогите нам! Как помочь березам?

Высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной речи

Физминутка

Цель: оздоровление, освобождение от накопившейся усталости

1.Быстро потрите друг от друга пальцы рук (5 сек).

2.Быстро потрите разогретыми теплыми пальчиками щеки верх – вниз (5 сек).

3.Разотрите ребром ладони одной руки другую на месте «браслета» (5 сек).

Выполняют упражнения

Работа в группах. Девиз: «Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща».

Каждая группа получает задание.

Групповая работа.

Знакомство с материалом.

Распределение заданий внутри группы.

Индивидуальное выполнение задания.

Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

Сообщение о результатах работы.

Задания для групповой работы

Группа 1

1.Рассмотрите картинку и ответьте на вопрос: «Почему так плохо скворцам?».

2.Закончите предложение: «Если бы дрожащий заяц под кустом умел говорить, он сказал бы …».

Группа 2

1.Рассмотрите картинку и ответьте на вопрос: «Почему на глазах у ромашки слезы?».

2.Закончите предложение: «Если бы муравей, на которого вот – вот наступят, успел сказать…».

Группа 3

1.Рассмотрите картинку и ответьте на вопрос: «Почему грустит мухомор?».

2.Закончите предложение: «Если бы рыба из грязной речки

могла говорить, она бы сказала…».

Сообщение о результатах работы.

Общий вывод о групповой работе (рефлексия):

- уровень активности группы;

- что получилось в работе, а что не получилось;

-возникла ли атмосфера сотрудничества между детьми.

Рассуждаем все. О чём нас просят птицы, улетая в теплые края?

Что не любит природа?

1.Послушайте рассказ «Девочки в лесу» (по В.А. Сухомлинскому).

Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги они сели отдохнуть на траву и решили пообедать. После обеда Оля собрала остатки пищи и бумагу и бросила их под куст. Лида завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила в сумку.

- Зачем ты берешь собой мусор? – спросила Оля. – Брось под куст. Никто не видит. Лида тихо ответила…

Что, по-вашему, ответила Лида? Кто поступил правильно?

2. Как-то осенью мы убирали сухую траву за забором нашей школы. Вдруг Алексей позвал меня и Артема к себе. Он нашел какой-то клубок в сухой траве. Мы подошли и стали рассматривать. – Да это же ёжик улегся спать! – воскликнул Артем, - посмотрите, вон видны его иголки!

Мы осторожно положили клубок под куст, накрыли его еще травой.

- Сладких снов тебе, ежик!

Правильно ли поступили мальчики? Какой поступок совершили эти мальчики?

Работают в группах

Знакомятся с материалом и выполняют задания

Рассуждают, используя необходимую информацию (иллюстрации)

Рассуждают

Разбирают экологические ситуации

Основная часть

Применение

Цель: выполнение заданий на новый способ действия

А сейчас поиграем – этот цветок из сказки. Это цветик – семицветик подарен вам для того, чтобы вы исполнили семь желаний природы. Желания зашифрованы в рисунках. А чтобы исполнить их, надо выбрать один из предметов. Эти предметы наклейте на лепестки, семицветика. (На доске цветок с лепестками, отдельные рисунки предметов. Дети по очереди закрепляют предмет к нужному лепестку).

Самоанализ:

-Какую работу сейчас выполняли?

-Чему учились?

-Кому было трудно?

Задание: «Нарисуйте один экологический знак». Показываются варианты экологических знаков. Подводятся итоги, лучшие экознаки демонстрируются.

Играют (наклеивают картинки на лепестки семицветика)

Изодеятельность (рисуют экознаки)

Основная часть

Обобщение

Цель: систематизация материала, раскрытие сущности изучаемого

Используя природу, люди нередко наносят ей вред. Каждая сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькие раны. И если одну такую рану нанесёшь ты, другую - твой товарищ, третью, четвертую, пятую кто - то еще, что же станет с природой?! Использовать природу люди должны бережно, по-хозяйски, чтобы не было ей больно.

Природе нужна твоя помощь. Какую помощь можно ей оказать? Работа в паре:

- посадить дерево;

- сделать с родителями кормушку;

- запасти на зиму корм для птиц и др.

Выполняют, работая в паре

4. Заключительная часть

Итог занятия

Рефлексия

Цель: закрепление положительной мотивации на учебную деятельность,

развитие умений объективно оценивать свою работу, собственных достижений

Игра «Представьте себе…»

-Дети, представьте себе, что у вас в руках находится волшебный цветок добра. Протяните две руки вперёд так, как будто вы держите его в руках. Ваши руки чувствуют удивительную теплоту, он согревает вас. Вы можете мысленно рассмотреть цветок, какой он. Почувствуйте, как добро согревает вас, доставляет радость. Я хочу чтобы «Волшебный цветок добра» никогда не увидал в ваших сердцах. И вы дарили свою доброту окружающему миру, не причиняли боли живым организмам.

Сегодня занятие у нас было тревожным (говорили о судьбе растений и животных). Вы, наверное, волновались, устали. Повторяйте за мной. (Все хором повторяют, глаза закрыты):

Я хочу жить в мире с природой (2 раза).

Я буду другом и защитником всему живому (2 раза).

Вспомните цель, поставленную в начале занятия. Выполнили ли мы её? Чему учились? Оцените результаты своей работы. Что нового узнали? За что вы можете себя сегодня похвалить? Было ли вам интересно? Осознаете ли вы важность полученных знаний на сегодняшнем занятии?

Понравилось занятие? Экран настроения. А помогут нам в этом смайлики. Если у вас сегодня все получилось, вам было интересно и легко, то нарисуйте радостную улыбку. Если у вас возникли какие-то трудности, то - обычную. А если вам не понравилось занятие и у вас ничего не получилось, то нарисуйте грустную улыбу.

Оценка работы. Участники сегодняшнего занятия были активны, показали хорошие знания. Молодцы, ребята! Всем спасибо за хорошую работу.

Участвуют в игре

Повторяют

Анализируют, оценивают

Оценивают себя, дорисовывая смайлики


-установление причинно-следственных связей; осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения; -развитие познавательного интереса, речи, наблюдательности, любознательности, логического мышления, эмоционального восприятия мира, обще учебных и коммуникативных умений; -формирование основ экологической грамотности

Отправлен сертификат:Конкурс «ЭКОУРОК» - на лучшее занятие по экологии

Авторизация

с помощью социальных сетей
для голосования необходима авторизация, с помощью соц. сетей

Принимай участие

Участник движения «Зеленая Россия»

CТАТЬ УЧАСТНИКОМ 
ДВИЖЕНИЯ 
«ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Заполнить заявление
Решение проблем окуржающей среды

НАПИСАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ 
В ОБЩЕСТВЕННУЮ 
ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ПРИЕМНУЮ

Обратиться в ОЭП
Лес победы

СПЕЦИАЛЬНЫЙ 
ПРОЕКТ 
«ЛЕС ПОБЕДЫ»

Стать участником

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРТНЕРЫ ОЭОД «ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

ПАРТНЕРЫ ОЭОД «ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Присоединяйся к нам в социальных сетях!

Подписаться на новости

ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ И ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

ОЭОД «Зеленая Россия»

119034, Москва, ул. Ул. Большая Ордынка

info@genyborka.ru | 8 (499) 372 12 84 11.00 до 16.00

http://les1945.ru/

http://ecogifts.tilda.ws/