Общероссийское экологическое общественное движение
Победитель в национальной премии «Хрустальный компас»
Зеленая Россия

Проекты «Зеленой России»

24

Голосование завершено
777

Булгакова Наталья Анатольевна - Экология… Что это такое?

Сопроводительное письмо

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие задания целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять?

Тема урока: «Экология… Что это такое?». Урок «открытия» нового знания. В проекте урока отра­жена реализация деятельностного подхода к организации образо­вательного процесса. Системно-деятельностный подход является методологической основой стандарта. Важнейшим признаком урока, ориентированного на новый об­разовательный стандарт, является наличие в его содержании эле­ментов обучения школьников универсальным учебным действи­ям.

Первостепенное значение в обеспечении актив­ности познавательной деятельности имеет самостоятельная ра­бота учащихся по приобретению новых знаний.

Активизации познавательной деятельности учащихся способствует чет­кая постановка цели и задач; создание про­блемных ситуаций и творческих заданий; связь изучаемого ма­териала с окружающей природой, жизнью человека; разнообра­зие форм, методов и приемов обучения; введение элементов игр и зани­мательного материала, динамических, релаксационных пауз.

На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

Проект урока апробирован в практике образовательных организаций города для реализации целей экологического, духовно-нравственного воспитания обучающихся (уроки окружающего мира и внеклассные занятия в начальной школе).

Методическая разработка урока ориентирована на учителей начальных классов, педагогов организаций дополнительного образования, студентов.

Тема: Экология… Что это такое?

Тип урока: открытия нового знания

Цель: создать условия для формирования у учащихся научного мировоззрения на примере взаимосвязей в природе; помочь учащимся научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.

Задачи:

  • формирование представлений и понятий об экологии, взаимосвязях в природе, влиянии человека на природу;
  • развитие познавательного интереса, речи, логического мышления, эмоциональной сферы, обще учебных умений, коммуникативной культуры;
  • формирование основ экологической грамотности, активности, самостоятельности, любознательности; приобретение опыта правильного поведения в природе.
  • развитие познавательного интереса, речи, логического мышления, эмоциональной сферы, обще учебных умений, коммуникативной культуры;
  • формирование основ экологической грамотности, активности, самостоятельности, любознательности; приобретение опыта правильного поведения в природе.

Планируемые результаты:
Личностные: осознают ответственное отношение человека за сохранение природы.

Метапредметные:
Регулятивные УУД: учатся формулировать для себя задачи в соответствии с целью учебной деятельности, планировать свои действия, правильно их оценивать, высказывать свои мысли, использовать
необходимые средства.

Познавательные УУД: учатся строить сообщения в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск необходимой информации, использовать информацию для создания моделей.

Коммуникативные УУД: учатся задавать вопросы, формулировать собственное мнение, контролировать действия партнера при работе в парах, давать оценку действий партнера.

Предметные: сформируется представление и понятие об экологии, взаимосвязях в природе, влиянии человека на природу, приобретут опыт правильного поведения в природе.

Оборудование: мультимедийная презентация, экологические знаки, таблички со словами, экологические игры, иллюстративный материал, схемы, рисунки для моделирования.

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап

Цель: создание благоприятной психологической атмосферы, включение в учебную деятельность

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парты сели,

Тихо мальчики за парты сели.

На меня все поглядели.

Представьте себе полянку, на которой растет травка-муравка. Вы лежите на ней, как на перине, над вами склоняет голову полевой цветок, вы слышите пение птиц и стрекотание кузнечиков. Ваши глаза закрыты, и вы чувствуете, как лучики солнца гладят ваш лоб, щеки, дотрагиваются до ваших губ и рисуют улыбку. Вам хорошо и приятно, а теперь потянитесь и на счет три откройте глаза.

Выполняют

2. Актуализация знаний. Целеполагание

Цель:повторение опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий; выявление места и причины затруднения; постановка цели и задач

Ребята, разгадайте кроссворд (загадываются загадки). Слайд

2

7

8

Р

3

5

У

М

1

Е

М

4

Д

6

Л

А

Э

К

О

Л

О

Г

И

Я

Х

А

Р

О

Ж

Р

Т

К

О

О

Д

Д

О

К

З

К

Ь

М

А

А

1.Живет без тела,

Говорит без языка

Никто его не видит,

А всякий слышит (эхо).

2.Летом бежит,

Зимой спит (река).

3.Без рук, без ног,

а рисовать умеет (мороз).

4.В лесу родилась,

а в реке живет (лодка).

5.Кто всю ночь по крыше бьет,

Да постукивает,

И бормочет, и поет,

Убаюкивает? (дождь).

6.Заревел вол на сто гор,

На тысячу городов (гром).

7.Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке.

На себе ее везет,

По соломинке ползет (улитка).

8.Не пловец, а плывущему плыть помогает,

Не храбрец, а мигает, мигает, мигает (маяк).

  • Прочитайте слова – отгадки (эхо, река, мороз, лодка, дождь, гром, улитка, маяк).
  • Подумайте, что из отгаданных слов относится к природе, а что создано человеком?
  • Какая бывает природа? (живая и неживая).
  • Какое слово получилось в выделенной строчке кроссворда? (экология).
  • О чем будем говорить сегодня на уроке? (об экологии).
  • Прочитайте тему урока. Тема «Экология… Что это такое?». Слайд
  • Что вы знаете по данной теме?
  • Оцените свои знания по этой теме: знаю все, знаю, но не все, ничего не знаю. Слайд
  • Что бы вы хотели узнать, изучив эту тему? (Чему я буду учиться?).
  • Какую цель поставим перед собой?
  • Какие задачи? Нам надо узнать: Слайд
  • Прочитайте слова – отгадки (эхо, река, мороз, лодка, дождь, гром, улитка, маяк).
  • Подумайте, что из отгаданных слов относится к природе, а что создано человеком?
  • Какая бывает природа? (живая и неживая).
  • Какое слово получилось в выделенной строчке кроссворда? (экология).
  • О чем будем говорить сегодня на уроке? (об экологии).
  • Прочитайте тему урока. Тема «Экология… Что это такое?». Слайд
  • Что вы знаете по данной теме?
  • Оцените свои знания по этой теме: знаю все, знаю, но не все, ничего не знаю. Слайд
  • Что бы вы хотели узнать, изучив эту тему? (Чему я буду учиться?).
  • Какую цель поставим перед собой?
  • Какие задачи? Нам надо узнать: Слайд

-что такое экология, кто такой эколог;

-как связана между собой живая и неживая природа;

-как человек влияет на природу;

-как правильно вести себя в природе.

Сегодня на уроке мы попробуем посмотреть на природу глазами ученого – эколога. Подумаем над тем, почему каждый из нас должен стать хотя бы немного экологом.

  • Зачем вам необходимы знания по этой теме?
  • Где они вам могут пригодиться?
  • Давайте спланируем нашу деятельность.
  • Где они вам могут пригодиться?
  • Давайте спланируем нашу деятельность.

Разгадывают кроссворд

Читают слова

Отвечают на вопросы

Определяют тему

Ставят учебные задачи

Отвечают на вопросы

3. Планированиеучебной деятельности

Цель: составление плана действий; формирование выбора способов и средств их реализации

Спланируем нашу деятельность (Лесенка успеха). Слайд

  • Какая ступенька в плане будет первая?
  • На какие вопросы будем искать ответы на этой ступеньке?
  • Какая ступенька будет вторая?
  • А третья?
  • Чему будите учиться на этой ступеньке?
  • Что и кто поможет достичь нашей цели?
  • Зачем мы с вами планировали учебную деятельность?
  • Какое умение формировали?
  • Какая ступенька в плане будет первая?
  • На какие вопросы будем искать ответы на этой ступеньке?
  • Какая ступенька будет вторая?
  • А третья?
  • Чему будите учиться на этой ступеньке?
  • Что и кто поможет достичь нашей цели?
  • Зачем мы с вами планировали учебную деятельность?
  • Какое умение формировали?

Планируют учебную деятельность:

1.Узнаю:

-что такое экология, кто такой эколог;

-как связана между собой живая и неживая природа;

-как человек влияет на природу;

-как правильно вести себя в природе

2. Применяю:

-будем применять свои знания, выполняя самостоятельно задания

3. Контролирую и оцениваю:

-будем проверять себя и

оценивать. Чему научился?

-Учитель, учащиеся, учебник

Объясняют

Физминутка

Цель: поддержане работоспособности

1.Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед,

Нас работа еще ждет.

2. «Ленивые восьмерки» - оздоровительная минутка. Нарисовать в воздухе горизонтальной плоскости цифру 8.

-2 раза левой рукой;

-2 раза правой рукой;

-2 раза обеими руками.

Выполняют физминутку

4. «Открытие» нового знания

(Реализация плана)

Цель: построение нового знания, первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Итак, экология…что это такое?

Слово «Экология» образовалось из двух слов – «экос»- что значит «дом» и «логос»- наука, учение. Выходит, что экология – наука о доме. О каком доме? О том, который строители выстроили из кирпича и бетона? Нет. Речь идет о «природном доме», который есть у каждого растения, животного и человека. Все то, что окружает их в природе - вот их дом. В природе все взаимосвязано. Живая природа связана с неживой природой (выстраивается модель 1).

Экология изучает, как растения связаны с воздухом, водой, животными, другими растениями и человеком (выстраивается модель 2). Как животные связаны с воздухом, водой, растениями, другими животными и человеком (выстраивается модель 3).

1

4

2

3

Слайды
  • Какие умения формировались при выполнении этих заданий?

Работают с моделями

Высказывают свои мнения

Экология изучает как люди (человек) связаны с окружающей природой, как зависят от природы и как влияют на нее (выстраивается модель 4).

Теперь мы можем точнее сказать, что такое экология.

  • Так что же такое экология? И кто такой эколог? Чем занимается эколог?
  • Подготовьте ответы на вопросы, работая в паре.

Экология - это наука, которая изучает, как живые организмы связаны между собой и с тем, что их окружает. Слайд

Эколог - специалист, который наблюдает и анализирует состояние природы. Как сыщик, ищет причины изменений или гибели животного мира. Как инженер, разрабатывает планы по уменьшению вреда окружающему миру. Как предсказатель, прогнозирует отрицательное влияние той или иной человеческой деятельности по отношению к самой природе.

Выполняют задание, работая в паре. Читают определение на слайде, сравнивая со своим

Физминутка

Цель: коррекция зрительного восприятия

Гимнастика для глаз (выполняется сидя).

Взгляд направить влево, затем прямо, вправо-прямо, вверх- прямо, вниз прямо (5 раз).

Выполняют гимнастику для глаз

Работа в группах.

Задание группы 1.

Используя карточки со словами, приведите примеры, доказывающие, что живая природа, не может существовать без неживой: (воздух, вода, свет).

Задание группы 2.

Используя карточки со словами, приведите примеры, доказывающие, что животные не могут существовать без растений: (кислород, дыхание, пища, «дом»).

Задание группы 3.

Используя карточки со словами, приведите примеры, доказывающие, что растения не могут существовать без животных: (распространение семян и плодов, опыление).

Итак, человек не может жить без природы. Природа играет большую роль в жизни человека.

  • Какую роль играет природа в жизни человека? Составить рассказ по схеме.

5

Вопросы к самооценке:

-Что нужно было сделать?

-Удалось выполнить задание?

-Всё ли правильно сделано?

-Трудное ли было задание?

-Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Подведение итогов групповой работы.

(Оценка деятельности. Оценка работы группы (интерес, заинтересованность, активность, самостоятельность, формирование умений и др.) Комментарии. Положительные эмоции. Похвала).

Воздействие человека на природу может быть отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение лесов, животных, растений) и положительным (охрана природы).

(Знания об отрицательном воздействии человека на природу систематизируются в процессе построения модели «Влияние человека на природу». Стрелки красного цвета, служат сигналом опасности. Стрелки зеленого цвета - способы охраны природы, включая и некоторые правила личного поведения).

6

А теперь я приглашаю вас в «Экологический театр». Сядьте удобно и послушайте одну историю.

  • О чем эта история?

«Как-то однажды я шла по полю и увидела на земле цветок, выпавший из букета. Я подняла его и стала разглядывать. Тут вдали увидела бабочку. Она приближалась ко мне, то опускаясь, то поднимаясь к траве, словно повторяя, нет ли чего нового? Есть! Это мой цветок. Бабочка поравнялась со мной и стала кружить над цветком. Я замерла… И… бабочка села на него. Вот она пошла по нему, перебирая цепкими тонкими лапками и коготками. На моих глазах раскручивается её хоботок и опускается внутрь цветка. Крылышки чуть подпрыгивают. Бабочка хоботком пьет нектар-самый сладкий самый вкусный сок, какой может быть в природе. Но вот она насытилась, хоботок скрутила в спиральку. Я рассматриваю её глаза – они большие, золотистые. Как два зеркальных шара. Интересно, а как она меня видит? За кого принимает? Не знаю, но мне радостно – она мне доверяет. Я знаю, что цветок и насекомое – это одна семья и не буду без необходимости лишать их общество друг друга и вам не советую». О чем эта история?

Экологией занимаются многие ученые во всем мире. Часто звучит по радио и телевидению это слово - экология. Это связано с тем, что наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом. Тогда и все люди будут жить в согласии с природой. Экология подсказывает, как лучше поступить, чтобы сохранить природу.

Ученый – эколог принес нам запрещающие знаки, он хочет проверить, как вы их понимаете и выполняете. 1.Не ломать ветки. 2. Не рвать цветы. 3. Не брать из леса диких животных и их детенышей. 4.Не разорять птичьи гнезда. 5.Не ловить насекомых.

Слайд

  • Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Работают в группах, выполняют задания, выступают, с защитой своих мини-проектов, выслушивают своих товарищей, задают вопросы

Работают со схемой 5

Оценивают познавательную деятельность

Моделируют на доске (6)

Слушают историю, рассуждают о дружбе растений и животных

Работают с запрещающими знаками

5. Самостоятельная работа (применение)

Цель: организация самостоятельной работы по выполнению заданий на новый способ действия, развитие самоконтроля и оценивания познавательной деятельности

А) Однажды лесник обходил свои владения и подошел к озеру. Глядь, выскочила из воды рыбка и молвит: «Не отпускай ты меня, лесник, назад в воду, моченьки нет там жить».

- Почему рыбка не хотела оставаться в воде, ведь там – ее дом?

Б) Работа в паре. Задание по картине. Рассмотрите картину и скажите, за что лес может поблагодарить человека, а за что рассердиться на него?

В) Работа в паре. Составление рассказа по картинкам «Как хорошо будет если…».

Г) Работа в паре. Игры «Экологический светофор в городе», «Экологический светофор». Задача: оценить поступки детей сигнальными значками (красный, желтый, зеленый).

Вопросы к самооценке:

-Что нужно было сделать?

-Удалось выполнить задание?

-Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Рассуждают (экологические ситуации, игры)

Работают с иллюстративным материалом в паре

Оценивают познавательную деятельность, собственные достижения

6.Контроль за процессом и результатом деятельности

Цель: обучение способам контроля и самооценки деятельности

Тест. Выбрать правильный ответ.

1.Что такое экология?

А) наука о погоде

Б) наука о живой природе

В) наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой

2.Что является домом для человечества?

А) планета Земля ? Б) государство В) материк ? Г) город

3.Обозначить связь между белкой и орехами, которые она ест.

А) между растениями и неживой природой

Б) между природой и человеком

В) между животными и растениями

Г) между животными и неживой природой

4.Положительное влияние человека на природу:

А) разоряет птичьи гнезда

Б) ловит красивых бабочек

В) берет из леса диких животных

Г) соблюдает правила поведения в природе

Самоанализ:

-Какую работу сейчас выполняли?

-Чему учились?

-Кому было трудно?

-Какую отметку вы себе поставили?

Самостоятельно выполняют задание

Контролируют и корректируют, сравнивая способы действия и его результата с заданным эталоном

7. Подведение итогов.

Рефлексия

Цель: подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учащихся

  • Чему вы учились сегодня на уроке?
  • Выполнили ли цель, которую поставили перед собой?
  • Охотно ли вы работали?
  • Оцените свои знания (знаю все; знаю, но не все; знаний стало больше).
  • Что нового узнали?
  • Что было самым важным на уроке?
  • За что вы можете себя сегодня похвалить?
  • Важны ли полученные на уроке знания?

Оценивают личный вклад в совместную учебную деятельность

Релаксация

Цель: снятие усталости

Релаксация «Медуза».

Выполняется упражнение (сидя на стуле). Делать плавные движения рукам, подражая медузе, которая плавает в воде.

Урок окончен.

Выполняют

создать условия для формирования у учащихся научного мировоззрения на примере взаимосвязей в природе; помочь учащимся научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков

Отправлен сертификат:Конкурс «ЭКОУРОК» - на лучшее занятие по экологии

Авторизация

с помощью социальных сетей
для голосования необходима авторизация, с помощью соц. сетей

Принимай участие

Участник движения «Зеленая Россия»

CТАТЬ УЧАСТНИКОМ 
ДВИЖЕНИЯ 
«ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Заполнить заявление
Решение проблем окуржающей среды

НАПИСАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ 
В ОБЩЕСТВЕННУЮ 
ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ПРИЕМНУЮ

Обратиться в ОЭП
Лес победы

СПЕЦИАЛЬНЫЙ 
ПРОЕКТ 
«ЛЕС ПОБЕДЫ»

Стать участником

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРТНЕРЫ ОЭОД «ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

ПАРТНЕРЫ ОЭОД «ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Присоединяйся к нам в социальных сетях!

Подписаться на новости

ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ И ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

ОЭОД «Зеленая Россия»

119034, Москва, ул. Ул. Большая Ордынка

info@genyborka.ru | 8 (499) 372 12 84 11.00 до 16.00

http://les1945.ru/

http://ecogifts.tilda.ws/