Общероссийское экологическое общественное движение
Победитель в национальной премии «Хрустальный компас»
Зеленая Россия

Проекты «Зеленой России»

0

Голосование завершено
777

Татьяна Дьяченко - Я и домашние животные

Пояснительная записка

Все существа на Земле живут не сами по себе, а во взаимодействии друг с другом и со средой, которая их окружает, а это и есть то, что изучает наука экология. Многие семьи заводят домашних животных, именно они часто являются для детей источником первых знаний о природе. С домашними животными можно заниматься различными видами деятельности: наблюдение, игра, труд, творчество и т.д. Кошки и собаки стимулируют ребёнка к подвижным играм, являются помощниками в вопросах адаптации. Взаимодействие детей с домашними животными способствует физическому, интеллектуальному и духовному развитию. Кроме этого ребёнок учится проявлять бережное и заботливое отношение к животному миру в целом. В результате у ребёнка формируются основы экологической культуры, которая является составной частью духовной культуры.

Цель: 1. способствовать развитию внимательности, наблюдательности и познавательной деятельности ребёнка; 2.создать условия для показа разнообразия домашних животных и их значения в жизни человека; необходимости заботы человека о животных; 3. обобщить и систематизировать знания о домашних животных; 4. обеспечить условия для усвоения обучающимися понятия «одомашнивание»; 5. воспитывать бережное отношение и заботу к окружающему миру домашних животных;

Форма: наблюдательно - познавательная

Методы: рассказ, беседа, видеопросмотр, фотовыставка, загадки, игра, конверт вопросов . Оборудование : электронный носитель для показа презентации, слайды, карточки с животными, фотографии, настольная игра, конверт с вопросами, жетоны.

Подготовительная работа: Заранее детям было дано домашнее задание: 1. понаблюдать за своими домашними питомцами 2. принести фотографии с домашними животными для выставки 3. двоим обучающимся подготовиться для выступления с заметками (выдаются педагогом)

Планируемый результат:

Учащиеся:

- знакомы с многообразием домашних животных - проявляют интересс к домашним животным

- самостоятельно наблюдают за своими «питомцами» и пытаются лучше их понять

ответственность за воспитание животных, которые живут

дома;

- осознают необходимость доброго отношения к домашним животным

питомцам, развивают в себе стремление наблюдать

за ними, подмечать интересное в их поведении, стараться

учебной задачи, представленной на словесно-образном,

наглядно-образном уровне;

признаков и делают обобщения – формулируют

простейшие выводы;

- хорошо справляются с поставленными задачами и вопросами

- анализируют своё отношение к животным и делают правильные выводы

Ход занятия

Постановка проблемы: какова тема нашего занятия? (Детям показан слайд с разными домашними животными) Вопросы детям: 1.Глядя на слайд, назовите тему нашего занятия? (дети называют «Домашние животные») 2.Что вы знаете о домашних животных? 3.Что нового вы бы хотели узнать о домашних животных? (дети разнообразно отвечают на поставленый вопрос педагога) (Детям показан слайд с разными породами собак и кошек) 4.Что должны будем узнать на занятии? (дети высказывают свои предположения) (перед детьми новый слайд, где они со своими домашними животными) 5.Так кто же назовёт точное название темы нашего занятия? (дети находят правильное название «Я и домашние животные»)

Проблема занятия: Только ли я нуждаюсь в маленьком питомце или и он во мне?

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ

На какие вопросы мы попытаемся ответить?

1.Кокое место в нашей жизни занимают домашние животные?

2. Что знаем об истории одомашнивания животных?

3. Что приносят питомцы в нашу жизнь? 4. Какое место мы занимаем в жизни домашних животных?

5. Какие бывают породы собак и кошек?

6.Что я узнал, наблюдая за своим домашним животным (кошкой, собакой)?

Сделайте вывод из нашего урока.

Не только мы нуждаемся в маленьком питомце, но и они в

нас.

Не зря говорят, что природа – это раскрытая книга и надо

только уметь её читать, а для этого надо научиться

терпеливо наблюдать.

Наблюдение за животными, изучение их поведения

заставило нас самих обратить внимание на своё поведение,

эмоции не только в отношении домашних любимцев, но и к

окружающим нас людям

Сделайте вывод из нашего урока.

Не только мы нуждаемся в маленьком питомце, но и они в

нас.

Не зря говорят, что природа – это раскрытая книга и надо

только уметь её читать, а для этого надо научиться

терпеливо наблюдать.

Наблюдение за животными, изучение их поведения

заставило нас самих обратить внимание на своё поведение,

эмоции не только в отношении домашних любимцев, но и к

окружающим нас людям

Давайте поставим себе задачи на занятие? (Педагог подводит детей к тем задачам, которые предварительно сформулировал сам и вывел их на слайд)

Задачи: - расширить представление о многообразии мира домашних животных - познакомиться с разнообразием пород собак и кошек - познакомиться с историей одомашнивания диких животных - развивать умения всматриваться и любоваться - формировать интерес к жизни домашних питомцев - научиться бережному отношению к домашним животным

Педагог: Ребята как вы думаете, от каких животных появились домашние? (от диких)

Педагог: Ребята, мне уже известно, что многие из вас имеют домашних животных. А вот что вы о них знаете это большой вопрос. Давайте сейчас вместе и разберёмся с этим вопросом.

Ребята, скажите, пожалуйста: Какие бывают животные? (дикие и домашние) Почему животные бывают домашними и дикими? От каких животных появились домашние? (от диких) А кто сделал их домашними? (человек) Кто такие домашние животные? (Ответ: животные, которые живут у человека дома) От каких животных произошли домашние? (от диких) А почему появились домашние животные? Что означает слово «одомашнивание»? (высказывают дети свои предположения). Я принесла вам словарь, ребята, давайте заглянем в него и узнаем, что означает это слово. Одомашнивание – это приручение диких животных и превращение их в домашних, специально разводимых человеком. Каких домашних животных вы знаете? (Ответ: кошка, собака, корова, лошадь, гусь, курица, хомяк и т.д.) Педагог вопросами создаёт дискуссию между обучающимися ставя их в разные ситуации: А теперь давайте разберёмся, пользу или вред приносят домашние животные? (предполагаемый ответ: пользу) Какую пользу приносят домашние животные? Но ведь собака может укусить, кошка поцарапать? Где же польза? (дети продолжают рассуждать) Получается, что и вред они могут приносить? А в каких случаях это происходит? Кто может стать виной этому, человек или животное? Как нужно себя вести с домашними животными? Вниманию детей представлена видео презентация: «Те, с кем наша жизнь легче и интереснее!» (многообразие домашних животных)

Вопрос детям :Ребята, а какие домашние животные есть у вас? (дети отвечают)

Педагог: А сейчас попробуйте отгадать загадки о домашних животных, которым посвящено наше занятие.

Мордочка ушастая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кот)

Хозяин двора.

Дом-конура.

Виляет радостно хвостом,

Но чужака не пустит в дом. (Собака)

Мы вымыли руки,

Мы сели за стол.

А он - неумытый

Обедать пришёл.

И с ним бесполезна

Любая беседа:

Он вымоет лапки,

Но после обеда! (Кот)

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперёк. (Собака)

Глазки -

Вишенки зелёные,

В лапках -

Сабельки точёные. (Кошка)

Белый хвост, чёрный нос

Наши тапочки унёс

В уголок под кровать -

И не хочет отдавать. (Щенок)

Что за зверь

Со мной играет:

Не мычит, не ржёт, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапках коготки! (Котёнок)

Педагог: Давайте заглянем в историю одомашнивания животных.

Как вы считаете, в какой период человек решил одомашнивать животных? (дети высказывают свои версии)

Педагог: О том, как и когда началось одомашнивание, мало известно. Об этом практически нет сведений ни в преданиях, ни в исторических летописях. Полагают, что человек каменного периода уже имел при себе почти всех основных домашних животных. Древнейшие культурные памятки, в том числе и Библия, говорят о коровах, овцах, лошадях и других, как о самых обыкновенных принадлежностях пастушеского и земледельческого промысла народов. Время, когда человек приручил современных домашних животных, остаётся неизвестным, равно как неизвестно и происхождение большинства домашних млекопитающих.

В настоящее время виды, к которым принадлежат некоторые домашние животные, не встречаются в дикой природе вообще ( корова).

Вопрос, кто явился родоначальником некоторых из домашних животных, до сих пор является спорным. Родоначальником собаки кто считает волка, кто шакала, а некоторые — оба эти вида (иногда к ним добавляют койота). По современным представлениям собаки целиком произошли от волков.

Что касается домашних любимцев, то есть животных, проживающих в одном жилище с человеком, то раньше всех эту роль стали исполнять собаки

Вопросы детям: 1. Ребята у кого дома живёт собака? 2. Что вы знаете об этих животных? 3. Какие интересные свои наблюдения хотите нам поведать?

В ходе беседы педагог выясняет, как дети ухаживают за своими «младшими братьями» — животными, как они к ним относятся. Педагог: Этих животных мы сегодня рассмотрим с вами более подробно.

Доподлинно неизвестно, когда и как эти животные стали неотъемлемой частью человеческой жизни, но и без доказательств ясно, что собака в качестве компаньона и друга – это лучшее, что могло произойти с людьми. Эти удивительные создания, преподнесенные нам в дар щедрой судьбой, ошеломляют разнообразием особей. Ребята, а скажите: Много или мало выведено пород собак? А чем они отличаются внешне друг от друга? Размером отличаются или нет? Педагог: Взгляните на породы собак с фотографиями – скажем, на миниатюрного чихуахуа, с легкостью умещающегося в кармане: на фоне гигантского сенбернара ростом с хорошего пони эта кроха выглядит просто комично. И таких ярких контрастов среди представителей собачьего племени не счесть. Вопрос для дискуссии: Ребята, на ваш взгляд, как случилось, что именно это создание, изначально не отличающееся чрезмерным дружелюбием, выбрал человек в качестве своего первого спутника ? (идёт обсуждение) Педагог: Очевидно, что некоторые хищники из собачьего семейства прельстили людей своими уникальными охранными качествами. Рассмотрите хоть современные породы собак на фото – и беглого взгляда достаточно, чтобы заподозрить в отличных сторожевых свойствах овчарок, ротвейлеров или доберманов, верно? Так и первобытный человек – где интуитивно, где опытным путем – из различных четвероногих хищников выделил и со временем выдрессировал собаку-сторожа, собаку-охотника, собаку-проводника, собаку-друга.

Дети рассматривают карточки (подписаны) с разными породами собак.

Педагог: Сегодня известно более 400 пород собак, каждая из которых выводилась с определенной целью. Условно все разновидности можно разделить на несколько категорий:

Вопрос детям: Попробуйте назвать эти категории? (служебные, сторожевые, охотничьи, декоративные и т.д.)

Вертуальная выставка собак «Я и мой питомец» (дети рассматривают и любуются) Выставлены на доске фото детей с собаками . Для «вертуальной выставки собак и кошек» дети заранее выполняют задание педагога и приносят свои фотографии с домашним животным (кошкой или собакай). Заметка от обучающегося (предоставлена педагогом) Нюх у собак прекрасно развит. Собака постоянно обнюхивает воздух, землю и близлежащие объекты для того, чтобы сориентироваться в мире. Обонятельный центр головного мозга располагается на лбу собаки сразу над глазами. У разных собак уровень обоняния различен. Известно, что в целом собака различает около полумиллиона запахов, в то время как человек – всего несколько тысяч.

Физкультминутка «Собачий вальс».

Детям поочерёдно показывается карточка кошки и карточка собаки. Когда дети видят кошачий портрет, они пытаются подражать звукам и движениям кошки, когда видят карточку с собакой, звуки и движения становятся более активными и бодрыми имитирующими собаку. Детям можно показать различные варианты движений используя музыкальное сопровождение.

Вопросы детям: 1. Ребята, у кого дома живёт кошка? 2.Что вы знаете об этих животных? 3.Какие интересные свои наблюдения хотите нам поведать? 4. Как вы думаете, влияют ли животные на человека? 5. Как на вас повлиял ваш питомец? 6. А человек влияет на животное? 7. Как же это происходит? В ходе беседы педагог опять выясняет, как дети ухаживают за своими животными, как они к ним относятся. А также отношение семьи к домашнему животному.

Педагог: Ваши наблюдения ребята очень важны и интересны, а теперь послушайте о других наблюдениях.

Точно не определено, когда и где впервые была одомашнена дикая кошка. Первое письменное упоминание о домашних кошках относится к 3400 году до н. э., когда в Древнем Египте кошку приручили для охраны зернохранилищ от грызунов. Однако в 1983 году на Кипре было обнаружено захоронение останков человека и кошки, дикие виды которой никогда не жили на этом острове. Судя по расположению останков, восьмимесячное животное было умерщвлено, чтобы сойти в могилу вместе с хозяином. Учёные считают, что дикая кошка действительно могла сама прийти к человеку, чтобы питаться грызунами, а такие отношения характеризовались как соседские, и уже через несколько тысяч лет люди сами стали одомашнивать маленьких хищников.

Одомашнивание кошки произошло примерно 9500 лет назад на Ближнем Востоке в районе Плодородного полумесяца, где зародились и развивались древнейшие человеческие цивилизации. Одомашнивание кошки началось при переходе человека к оседлому образу жизни, с началом развития земледелия, когда появились излишки пищи, и возникла необходимость их сохранения и защиты от грызунов.

Дети рассматривают карточки (подписаны) с разными породами кошек.

Вертуальная выставка кошек: «Я и мой питомец» (выставлены фото детей с кошками), (дети с удовольствием рассматривают своих питомцев вместе с собой и любуются этим содружеством - это очень важно)

Заметка от обучающегося (предоставлена педагогом)

Зачем кошкам усы? На этот вопрос ученые отвечают просто: усы нужны для осязания, а вовсе не для красоты. Как правило, длина усов составляет не более 7 см, однако один кот отличился супер-длинными усами. Кошка породы мейн-кун по имени Мисси, проживающая в Финляндии, познает мир при помощи 19-сантиметровых усов.

Хотите определить, сколько лет Вашей кошке по человеческим меркам? Кошке - 3 года, это соответствует человеческим 21 году.

Если 8 лет, то по человечески - 40. Если 14, то 70 человеческих лет.

Итоговая работа. 1.Настольная игра «Домашнее или дикое?» (для закрепления материала)

Обучающимся выданы наборы маленьких карточек с домашними и дикими животными, а также большая карточка с надписью «Домашние животные» и стрелками в разные стороны от этой надписи. Дети должны к каждой стрелочке подставить карточку с изображением домашнего животного, выбрав её самостоятельно из предложенного набора диких и домашних животных. 2. Конверт вопросов

1.Зачем кошке усы? (для осязания)

2. «Мопс» это порода кошки или собаки? (собоки)

3. «Британская короткошёрстная» это порода кошки или собаки? (кошки)

4. Кто больше бульдог или пекинес? (бульдог)

5. Как звали собаку, впервые полетевшую в космос? (Лайка)

6.Назовите фамилию циркового артиста работающего с кошками и собаками? (Куклачёв)

7.Назовите пять домашних животных, которых относят к «сельскохозяйственным»?

8. Назовите пять домашних животных,которых относят к «компаньонам»?

9. Собаки любят или нет, когда их гладят против шерсти? (нет)

10. Зачем собака лижет хозяина? (приветствует)

11.Назовите известные вам породы собак?

12. Назовите известные вам породы кошек?

13.Кто был одомашнен раньше кошка или собака? (собака)

14.Ребята, а кто ухаживает за дикими животными в лесу? (Сами ухаживают за собой.)

15.А если это животное живет у нас дома, кто за ним должен ухаживать? (Люди, дети.)

3.Вопросы на которые нужно отвечать «Верю - Не верю»

1. Верите ли вы, что у кошки 100 зубов? (Нет, их 30)

2. Верите ли вы, что кошка - долгожительница прожила 36 лет? (Да)

3. Верите ли вы, что кошка ест мышей? (Да)

4. Верите ли вы, что есть памятник кошке? (Да)

5. Верите ли вы, что температура 39 - это нормально для собаки? (Да)

6. Верите ли вы, что памятников собаке ещё не поставили? (Нет)

7. Верите ли вы, что кошки могут производить около 100 звуков? (Да)

8. Верите ли вы, что есть лысые кошки? (Да)

Дискуссия разворачивается в связи с вопросом, который задан детям, о привязанностях человека к домашним животным и наоборот.

Заключение: В конце занятия, подводя итоги, педагогу необходимо подчеркнуть, что, соблюдая правила ухода за домашними животными, дети выполняют свой долг перед другими представителями окружающего нас мира, природы, содействуют обеспечению гармонии взаимодействия системы «Природа — Человек». Нужно ребятам указать на необходимость проявлять бережное отношение ко всем животным, а тем более к домашним своим питомцам, но при этом необходимо помнить, что животные могут причинить беду: собака может укусить, кошка — поцарапать и т.д. И особенно на то, что заводя домашнее животное они должны делать этот выбор осознанно, расчитывать свои силы и возможности, чтобы в дальнейшем никому не пришлось страдать. Помните - мы в ответе за тех, кого приручили.

Педагог: А теперь, ребята, попробуйте самостоятельно сделать вывод исходя из всего того, о чём мы с вами сегодня говорили. Вывод: (должны сделать обучающиеся, педагог только дополняет и помогает правильно высказаться ребёнку, сформулировать свою мысль и направить её по нужному пути) 1.домашние животные произошли от диких 2.домашних животных большое разнообразие 3. домашние животные приносят большую пользу человеку 4.они делают нашу жизнь легче и интереснее 5.домашним животным нужны наша любовь и забота 6.мы в ответе за тех, кого приручили 7.Не только я нуждаюсь в своём питомце, но и он во мне!

Рефлексия: - За что вы можете себя похвалить в отношениях со своим питомцем? - Хотите ли что-то поменять в своих отношениях? - Какое желание возникло у вас?

Педагог: Ребята, а сейчас мы с вами выпустим стенгазету «Я и мой любимец». Вы принесли много фотографий, давайте отберём самые на ваш взгляд удачные и интересные снимки. У каждого на столе лежит жетон, который вы можете прикрепить к понравившейся фотографии, так вы определите сами снимки для стенгазеты. Три фотографии, получившие наибольшее количество жетонов войдут в буклет: «Наши питомцы - в надёжных руках!»

В оформлении стенгазеты участвуют все обучающиеся. Здесь они рисуют домашних животных, проявляя свои творческие способности и внимательность, пишут заметки о своих питомцах и конечно приклеивают свои фото с домашними любимцами.

Педагог: Хочу сказать, что вы сегодня молодцы! Очень старались и справились со всеми заданиями! Уверена, что ваши питомцы довольны общением с вами!


Заранее детям было дано домашнее задание: 1. понаблюдать за своими домашними питомцами 2. принести фотографии с домашними животными для выставки 3. двоим обучающимся подготовиться для выступления с заметками (выдаются педагогом)

Отправлен сертификат:Конкурс «ЭКОУРОК» - на лучшее занятие по экологии

Авторизация

с помощью социальных сетей
для голосования необходима авторизация, с помощью соц. сетей

Принимай участие

Участник движения «Зеленая Россия»

CТАТЬ УЧАСТНИКОМ 
ДВИЖЕНИЯ 
«ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Заполнить заявление
Решение проблем окуржающей среды

НАПИСАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ 
В ОБЩЕСТВЕННУЮ 
ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ПРИЕМНУЮ

Обратиться в ОЭП
Лес победы

СПЕЦИАЛЬНЫЙ 
ПРОЕКТ 
«ЛЕС ПОБЕДЫ»

Стать участником

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРТНЕРЫ ОЭОД «ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

ПАРТНЕРЫ ОЭОД «ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Присоединяйся к нам в социальных сетях!

Подписаться на новости

ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ И ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

ОЭОД «Зеленая Россия»

119034, Москва, ул. Ул. Большая Ордынка

info@genyborka.ru | 8 (499) 372 12 84 11.00 до 16.00

http://les1945.ru/

http://ecogifts.tilda.ws/