Общероссийское экологическое общественное движение
Победитель в национальной премии «Хрустальный компас»
Зеленая Россия

Проекты «Зеленой России»

0

Голосование завершено
777

Сорина Оксана Александровна (-) - Редкие растения Орловской области в легендах и мифах

Тема занятия: «Редкие растения Орловской области в легендах и мифах».

Цель:

  • Познакомить учащихся с редкими растениями Орловской области.
  • Выявить места их произрастания, причины малой численности данных растений.
  • Познакомиться с делением растений по мере их исчезновения.
  • Определить положительные и отрицательные черты влияния человека на растительный мир.

Задачи:
образовательные:мотивировать школьников к самообразованию, способствовать формированию знаний о природе, о способах ее охраны и защиты, об экологических проблемах страны в целом и родного края в частности, о теоретическом и практическом значении экологических знаний для человека;
развивающие:способствовать развитию наблюдательности, памяти, внимания, речи, творческих способностей детей; развитие мышления и познавательного интереса.

воспитательные: прививать интерес к науке – экологии и желание изучать ее закономерности в дальнейшем; продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; способствовать пропаганде экологических знаний и предупреждению безнравственных поступков в природе; воспитывать культуру правильного поведения на природе; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, умение работать самостоятельно и в группе.

Оформление: газеты экологической тематики, рисунки учащихся по теме «Редкие растения», трафареты административной карты Орловской области, тематическая презентация.

Ход занятия:

Учитель: Добрый день дорогие ребята! Сегодня мы свами на нашем занятии объединим сразу три науки биологию, географию и историю. Чтобы узнать тему занятия послушайте стихотворение, и оно подскажет вам тему занятия. (Учитель зачитывает стихотворение)

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нам понятно было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безжалостно рвали.

В нас молчало разумное «стой».

Нам казалось всё мало, всё мало!

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

И не видели, как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обречённо глядел василёк,

Безнадёжно гвоздики глядели.

Не рви цветов, не надо!

Их нежный аромат

Наполнит воздух сада.

Они так красят сад!

Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном строю,

Лететь в одном полёте.

Давайте сохраним ромашки на лугу,

Кувшинки на реке.

Фиалки, ландыши для нас

Весёлый май в садах припас.

Но мы их рвать не будем.

Пускай цветут на радость людям.

Учитель: Вы прослушали стихотворение о чём в нём говориться? (ответы учащихся: Бережное отношение к растениям. Почему растения исчезают и т. д.)

Слайд1: тема занятия «Редкие растения Орловской области в мифах и легендах».

Слайд 2: Цель занятия.

Да мы будем на уроке знакомиться с редкими растениями нашего края, узнаем где произрастают эти растения и почему их так называют?

Учитель: Откройте тетради и запишите какие растения называют редкими.

Слайд 3. Определение какие растения называют редкими.

Слайд 4: Классификация редких растений. (Записать в тетрадь)

Учитель:

Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них за последние 50 лет. За малым исключением все эти животные вымерли по вине человека. Из-за того, что лесов становится всё меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные, болеют люди. Но растениям и животным приходится трудно и по другой причине: люди часто рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха или мяса, а иногда просто так, ради развлечения. Многие растения, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими или совсем исчезли. Они занесены в Красную книгу. Эта книга называется так, потому что красный цвет – сигнал опасности. Красную книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов в 1966 году. В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Сначала все сведения о редких и исчезающих видах животных и растений уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается больше животных и птиц. Поэтому второе издание Красной книги СССР вышло в 1984 году.

Слайд 5: Красная книга Орловской области.

В Орловской области тоже есть своя Красная книга первое её издание появилось только лишь в 2007 году.Красная книга Орловской области - включает список редких находящихся под угрозой исчезновения животных (120 видов), растений (140 видов) и грибов Орловской области.

Учитель: давайте начнём знакомиться с редкими растениями Орловской области.

Слайд 6: Адонис весенний.

Выходят трое учащихся:

1 ученик – ботаник (знакомит учащихся с характеристикой Адониса весеннего) Это лекарственное растение относится к семейству лютиковые, это наземное многолетнее травянистое растение, достигающее 50см в высоту. Благодаря своим полезным целебным свойствами, относится к лекарственным растениям. Надо отметить, что из-за постоянного сокращения территорий естественного произрастания, увеличения пахотных территорий, небрежной заготовки, количество растений постоянно сокращается. И растение Адонис весенний занесли в свою Красную книгу Орловской области. Адонис весенний применяется в лекарственных целях.

2 ученик – историк (знакомит учащихся с легендой этого растения)

Никого так не любила юная богиня Афродита, как прекрасного юношу-пастуха Адониса. Даже небо было забыто ею из-за него. В простой одежде бродила Афродита вместе с Адонисом по лесам и скалам, поросшим колючим кустарником. Охотились они на зайцев, оленей и серн, избегая грозных львов и кабанов.
Но однажды в отсутствие Афродиты собаки Адониса напали на след громадного кабана. Это был перевоплотившийся в дикого зверя бог войны Арес, разгневанный тем, что Афродита предпочла его красивому юноше. Кабан смертельно ранил Адониса и теперь он должен был навсегда уйти в царство мёртвых.
Чтобы утешить Афродиту, боги поделили время пребывания Адониса в верхнем и нижнем мирах на два срока, разрешив ему две трети года проводить на земле и каждую весну покидать подземную область теней и быть вместе с Афродитой.
Афродита же так горько оплакивала любимого, не в силах оживить его, что из её слёз выросли цветы, которые назвали в честь Адониса. Каждый год весной они появляются из-под снега как символ мимолётности жизни и её вечного обновления.

Слайд 7: Карта Орловской области с местами произрастания Адониса весеннего.

3 ученик – географ: Ребята посмотрите на слайд и давайте в ваших контурных картах, которые лежат у вас на столе отметим в каких районах Орловской области произрастает Адонис весенний. (Учащиеся отмечают в картах места произрастания Адониса весеннего и перечисляют районы Орловской области).

Слайд 8: Ковыль.

1 Ученик – ботаник (знакомит учащихся с характеристикой Ковыля Красивейшего).

Ковыль красивейший — редкий вид. Плотнодерновинный многолетник с прямостоячими стеблями 50-80(100) см высотой. Цветет в конце мая, в июне. Плоды созревают в июне-начале июля. Размножается семенами. Семена распространяются с помощью ветра. В России растет в лесостепных и степных районах. Распашка равнинных участков степей, неумеренный выпас скота, сбор остей для сухих букетов, на залежах долго не восстанавливается, не выдерживает конкуренции с сорняками все это привело к сокращению численности этого растения. Был включен в Красную книгу РСФСР (1988). Вид внесен в Красную книгу Орловской области.

2 ученик - историк (знакомит учащихся с легендой этого растения)

В казачьих поверьях степную ковыль-траву считают травой мертвых, растущей на костях наших предков-казаков. Поэтому казаки никогда не рвут ковыль и не вносят его в дом.
Ковыль рвать и приносить в дом нельзя - может случиться несчастье. Наши предки, веками жившие рядом с ковылем, никогда его не рвали ради простого интереса. Может быть из - за того, что с незапамятных времен в народе существовало поверье, кто сорвет ковыль и принесет его в жилище, того в скором времени постигнет несчастье. Это поверье сохранилось с тех времен, когда, как только зацветал ковыль, на нашу землю устремлялись иноземные конники. И стоял тогда плач и стон на многие версты. Так ковыль началом цветения предупреждал о надвигающемся несчастье. Это растение и помогало бороться с врагами. Во время цветения ковыля в степи было недостаточно корма для лошадей. Вместе со скудным кормом вражеские лошади поедали и часть ковыля. Острые зерна этого растения втыкались в языки лошадей. После чего развивалось заболевания, которое очень трудно лечилось. Лошади не могли уже полноценно питаться. В результате слабели и погибали. Так ковыль помогал от набегов врагов. В народе это растение называют «шелковой травой», травой-защитницей, травой горя, травой - печали.

Слайд 9: Карта Орловской области с местами произрастания Ковыля красивейшего.

3 ученик – географ: Ребята посмотрите на слайд и давайте в ваших контурных картах, которые лежат у вас на столе отметим в каких районах Орловской области произрастает Ковыль красивейший. (Учащиеся отмечают в картах места произрастания Ковыля красивейшего и перечисляют районы Орловской области).

Слайд 10: Купальница европейская

1 Ученик – ботаник (знакомит учащихся с характеристикой Купальницы европейской).

Купальница европейская представляет собой красивоцветущий многолетник, высота которого варьируется в зависимости от условий произрастания. В тундре его рост не превышает 20 см, в то время как в садах, при должном уходе, может составлять до 1 м. В культуре вид обычно имеет несколько стеблей, на одном растении может быть 10-20 цветков. В регионах средней полосы России цветение приходится на конец весны — начало лета и составляет около 2-3 недель. В сырую и пасмурную погоду оно длится дольше, в сухую, а также на открытых солнечных местах кусты отцветают быстрее. Плоды созревают к концу июня – началу июля, представляют собой листовки с завернутыми вовнутрь небольшими носиками. Несмотря на широту распространения, в природе растение встречается не часто, во многих регионах оно внесено в Красную Книгу. Купальница европейская является охраняемым видом на всей территории Орловской области. Купальница – очень ранимый цветок, она зацветает только на девятый год, поэтому нуждается в бережном отношении.

2 ученик - историк (знакомит учащихся с легендой этого растения)

Происхождение научного названия рода точно неизвестно. Возможно, латинское название произошло от немецкого слова что можно перевести как «Цветок троллей». Согласно древним скандинавским и германским легендам, это растение считалось любимым цветком троллей, горных духов.

Русское название купальницы связано с местом произрастания. Кроме этого названия у растения есть еще много народных: Купава, Купавка, Троллиус, Огоньки, Бубенчики, Колотушки. Еще одно назва­ние купальницы — жарки — существует в память об одной легенде. А вот и сама легенда о купальницах. Молодой пастух Алексей пригонял табуны коней за водой к Байкалу. Он так прекрасно плавал, нырял, громко смеялся, что в итоге напугал всех русалок. Русалки пытались выманить юношу из воды, завлекая его различными способами. Но он ни одну из них не удостоил внимания. Одна из русалок полюбила Алексея и не захотела с ним расставаться. Она стала незаметно преследовать юношу. И когда Алексей, сидевший у ночного костра и наконец-то заметивший старания русалки, к ней поднялся, она растворилась в утренних лучах, превратившись в цветок купальницы. Поэтому в Сибири данный цветок называют жарками, что означает жаркое пламя любви, воспламенившее даже душу русалки. Другое сказание о купальнице повествует нам о том, что россыпи ее ни что иное, как золотые монеты одного очень жадного купца, которые проросли в прекрасные цветы. Дочь купца мечтала выйти замуж за бедного рыбака, однако отец не позволил ей. Тогда она в отчаянии разбросала его золотые монеты.

Слайд 11: Карта Орловской области с местами произрастания Купальницы европейской.

3 ученик – географ: Ребята посмотрите на слайд и давайте в ваших контурных картах, которые лежат у вас на столе отметим в каких районах Орловской области произрастает Купальница европейская. (Учащиеся отмечают в картах места произрастания Купальницы европейской и перечисляют районы Орловской области).

Слайд 12: Прострел

1 Ученик – ботаник (знакомит учащихся с характеристикой Прострела).

Сон-трава или прострел раскрытый - это многолетнее травянистое растение из семейства Лютиковых, с толстым вертикальным или косым корневищем и невысоким прямостоящим стеблем, покрытым мягкими волосками. Корневые листья располагаются на длинных черешках. Они появляются позже цветов и увядают осенью. Сон-трава имеет «покрывало», которое образовано из трех листьев, которые срослись основаниями. Цветки одиночные, темно-фиолетового цвета, формой напоминают садовые тюльпаны. Прострел раскрытый цветет в апреле-мае и плодоносит в течение лета. Размножается семенами, которые разносятся ветром на значительные расстояния. Свежее растение ядовито из-за содержания анемонина,

2 ученик - историк (знакомит учащихся с легендой этого растения)

Название – «сон-трава» – овеяно легендами. По самому распространенному поверью, так назвал его охотник, однажды увидевший в лесу медведя, который выкапывал из земли корень этого растения, лизал его и засыпал. Вероятно, имеется в виду снотворное действие растения и конечно, такое «сонное» имя оправдывается внешним обликом цветка: укутанный пушистыми волосками, с наклоненной головкой, он навевает безмятежность, помогает забыть о проблемах и обрести чувство умиротворения. По легенде- у всех цветов есть мать, только у сон- травы злая мачеха. Вот она и выгоняет ежегодно бедный цветочек весной из земли раньше, чем покажутся другие цветы. Бытует в народе поверье: будто бы люди, попавшие вечером на поляну, усыпанную этими растениями, засыпают под действием их дурманящего испарения. А другое народное поверье гласит о том, что собранная поутру и пролежавшая в холодной воде до полнолуния, ночью сон- трава начинает шевелиться, и посылает вещие сны. Сон-траву иногда именуют прострелом. Легенда гласит, что давным-давно у цветка были красивые, большие и широкие листья. Листья имели такой внушительный размер, что за ними легко прятался изгнанный из Рая Сатана. Бдительный архангел Михаил решил выгнать Сатану из укрытия, метнув в цветок громовые молнии. С тех пор листья сон-травы остались «прострелянными» - рассеченными на множество тончайших долек, а всякая нечисть обходит цветок стороной.


Слайд 13: Карта Орловской области с местами произрастания Прострела.

3 ученик – географ: Ребята посмотрите на слайд и давайте в ваших контурных картах, которые лежат у вас на столе отметим в каких районах Орловской области произрастает Прострел. (Учащиеся отмечают в картах места произрастания Прострела и перечисляют районы Орловской области).

Слайд 14: Венерин башмачок.

1 Ученик – ботаник (знакомит учащихся с характеристикой Венереного башмачка).

Род венереных башмачков в 1753 году описал Карл Линней в знаменитом труде «Виды растений». Этот род включает около 50 видов, произрастающих от лесотундры до тропиков. Видовой эпитет означает «маленький башмачок». Венерин башмачок зацветает в середине мая. Опыленный цветок сохраняет свою свежесть всего 1-3 дня, а не опыленный цветок привлекает внимание мух, жуков, земляных пчел до 3 недель.
Цветки башмачков обладают уникальным строением — они подобны ловушкам. Привлекаемое нежным ароматом, напоминающем ваниль, и красотой, насекомое быстро оказывается в ловушке и за свою свободу вынужден опылить цветок. Для насекомого губа башмачка выглядит как чаша с угощением, оно забирается в нее в поисках сладкого нектара, однако назад выбраться уже не может. Таким образом самоопыление исключается полностью. Не все цветки опыляются, а те единицы, которые дают плоды, производят тысячи крохотных семян. Они настолько малы, что легко перелетают по воздуху на довольно большие расстояния и попадают в самые разные условия. Но вот в семенах почти нет питательных веществ, а только зародыш и защитная оболочка, поэтому самостоятельно прорасти они не могут. Вот тут на помощь приходят грибы.
Некоторые виды грибов вступают во взаимовыгодный симбиоз с будущим цветком. На первой стадии грибы разрушают оболочку семени и начинают снабжать зародыш питательными веществами, позже само растение начинает отдавать необходимые грибу продукты своего обмена.
Такие идеальные условия появляются лишь у малой части семян. Проросток башмачка живет под землей три-четыре года, и только по прошествии этого времени растение выпускает над землей свой первый листок.

2 ученик - историк (знакомит учащихся с легендой этого растения)

Венерин башмачок еще называют "кукушкиными сапожками" и "петушками", "кукушкины башмачки", "марьин башмачок", "богородицы сапожки".
Существует несколько легенд об этом растении. Первая легенда, когда-то, в одной из сказочных стран, бабочки сели на растения и не смогли взлететь, превратившись в цветы и подарив им яркую окраску и экзотический облик.
В древнегреческой мифологии существует легенда о туфельках Венеры, превратившихся в прекрасный цветок. Во время охоты Венеру и Адониса застала гроза и они спрятались от дождя в укромном месте, предаваясь любовным утехам. Мимо проходил человек, который не заметил богиню и ее возлюбленного, зато увидел брошенный на земле золотой башмачок Венеры. Как только смертный протянул руку, чтобы поднять башмачок, тот превратился в цветок, напоминающий туфельку.
Третья легенда, забрела однажды в северные леса Венера, и увидев дорогую гостью, страшно обрадовались ей все цветы и деревья. Сразу посветлел их наряд, и небо очистилось от серых туч, а любопытное солнышко тотчас выглянуло из-за облаков. И соловей откуда-то прилетел, начал богиню красоты славить, а Венера, притомившись и устав после долгой дороги, присела на лужайку и башмачки свои сбросила - пусть ноги отдохнут... когда же домой уходила, про башмачки свои позабыла, и превратились они в чудный цветок. Увидели его люди, так и назвали: "венерин башмачок".


Слайд 15: Карта Орловской области с местами произрастания Венереного башмачка.

3 ученик – географ: Ребята посмотрите на слайд и давайте в ваших контурных картах, которые лежат у вас на столе отметим в каких районах Орловской области произрастает Венерин башмачок. (Учащиеся отмечают в картах места произрастания Венереного башмачка и перечисляют районы Орловской области).

Учитель: Ребята, вы наверно устали давайте немного отдохнём. Встаньте около своего стола, глубоко вздохните и посмотрите на доску и внимательно следите за картинкой, которая будет показана.

Слайд 16: Минутка отдыха для глаз.

Учитель: Присаживайтесь и дальше продолжим нашу работу.

Слайд 17. Хохлатка.

1 Ученик – ботаник (знакомит учащихся с характеристикой Хохлатки).

Хохлатка плотная, или Галлера. Едва сойдет снег, как она уже цветет. Над опавшей листвой в лесу поднимаются невысокие стебельки с ажурными, кружевными листьями и плотным скоплением сиреневых цветков на верхушке. Хохлатка - растение небольшое и хрупкое. Стебель хохлатки сочный, листья тонкие, мягкие. Сорвешь стебелек с цветками - он очень быстро вянет, поникает. Форма цветка своеобразная, немного причудливая. При теплой погоде особенно хорошо ощущается запах цветков, напоминающий аромат сирени. Цветки хохлатки не только медоносные, но и душистые. Цветет хохлатка очень недолго - при теплой погоде всего несколько дней. Венчики цветков блекнут, вянут и затем опадают на землю. Вскоре на месте цветков виднеются уже зеленоватые плодики, похожие на Когда-то эти нежные лиловые цветочки в огромном количестве нередко вместе с корнем срывались в лесу и продавались на рынках. Теперь, к счастью, такое варварство редкость и растений этих стало очень мало.
Своё научное название хохлатка получила от шведского ботаника XVIII века, Карла Линнея – «коридалис». Переводится оно, как «чуб жаворонка» или «хохлатый жаворонок».

2 ученик - историк (знакомит учащихся с легендой этого растения)

Одна из легенд повествует о том, как летели ранней весной жаворонки да поссорились между собой. Да так крепко поссорились, что драку затеяли. И бились так жестоко друг с другом, что потеряли свои чубы и шпоры. Попадали те чубы и шпоры на лесную почву и проросли цветами хохлатки. Наверное, поэтому в немецком языке эти растения называют как шпорец жаворонка.

Русское название берет свое начало в древнеславянской легенде о старой ведьме, которая по ночам облетала на метле свои владения, а утром возвращалась в лесную избушку отдохнуть. Да вот беда — только она задремлет, а уж петух криком встречает рассвет и не дает спать. Рассердилась тогда ведьма на петуха и превратила его в цветок хохлатку. Может быть, от этого в народе хохлатки называют еще петушками или курочками.

Слайд 18: Карта Орловской области с местами произрастания Хохлатки.

3 ученик – географ: Ребята посмотрите на слайд и давайте в ваших контурных картах, которые лежат у вас на столе отметим в каких районах Орловской области произрастает Хохлатка. (Учащиеся отмечают в картах места произрастания Хохлатки и перечисляют районы Орловской области).

Слайд 19: Фиалка.

1 Ученик – ботаник (знакомит учащихся с характеристикой Фиалки ).

Многолетнее травянистое растение семейства Фиалковые). Имеет разрастающееся ползучее корневище, пускающее укореняющиеся побеги, которые зацветают только на второй год жизни.
Листья простые, собраны в прикорневой розетке. Цветки одиночные, обоеполые, неправильные, на длинных ножках, с пятилепестковым веночком. Пять лепестков тёмно-фиолетового цвета (реже белого), нижний лепесток шире остальных. Цветки имеют насыщенный, приятный аромат.
Цветёт с апреля до половины мая. Растёт фиалка душистая в лесах, среди кустарников и распространена на большей части Европы.

2 ученик - историк (знакомит учащихся с легендой этого растения)

Символическое значение фиалки связано с легендой о преследовании волшебной дочери Атласа богом солнца Аполлоном и преждевременное ее превращение в чудесную фиалку. Однажды, когда бог солнца Аполлон преследовал своими жгучими лучами одну из прекрасных дочерей Атласа, бедная девушка обратилась к Зевсу с мольбой укрыть и защитить ее. И вот великий громовержец, вняв ее мольбам, превратил ее в чудную фиалку и укрыл ее в тени своих кущ, где она с тех пор каждую весну цвела и наполняла своим благоуханием небесные леса. Здесь, может быть, этот прелестный цветок и остался бы навсегда и никогда не попал к нам на землю, не случись, что Прозерпина, дочь Зевса и Цереры, отправившись в лес за цветами, была похищена внезапно появившимся Плутоном как раз в то время, когда рвала фиалки. В испуге она выронила из рук цветы на землю... вот эти самые фиалки и послужили прародительницами тех фиалок, которые растут у нас и поныне. Связанная, таким образом, с воспоминанием о похищении Прозерпины Плутоном, фиалка считалась у греков цветком печали и смерти, которым украшали как смертное ложе, так и могилы молодых, безвременно погибших девушек. Но с другой стороны, как подарок Прозерпины, как весть, подаваемая ею каждой весной своей матери Церере, она служила у греков и эмблемой ежегодно оживающей весной природы.

Слайд 20: Карта Орловской области с местами произрастания Фиалки.

3 ученик – географ: Ребята посмотрите на слайд и давайте в ваших контурных картах, которые лежат у вас на столе отметим в каких районах Орловской области произрастает Фиалка. (Учащиеся отмечают в картах места произрастания Фиалки и перечисляют районы Орловской области).

Слайд 21: Кувшинка белая.

1 Ученик – ботаник (знакомит учащихся с характеристикой Кувшинки белой).

Внешне слабое и беззащитное растение кувшинка на самом деле является мощным водным травянистым цветком, высота которого может достигать двух метров. Данное растение принадлежит довольно редкому и прихотливому семейству Кувшинковых. Но самым красивым в кувшинке является его цветок — белые крупные листья, имеющий хоть и слабый, но незабываемый аромат, напоминают чашечку для кофе, сделанную самым лучшим мастером. Цветет всего пару месяцев в году: начиная с первых чисел июля и до середины сентября, однако данный период может варьироваться в зависимости от места цветения. Для цветения данного цветка в первую очередь значение имеет среда обитания. С утра и до вечера цветущие кувшинки следуют за движением солнца, поворачивая плавающую головку в сторону его лучей. В полдень они раскрывают все свои лепестки. Потом цветки у них начинают постепенно закрываться и цветок похож на нераспущенный бутон. И вот тут происходит интересное: закрывшиеся цветы кувшинки, начинают медленно погружаться в воду. Это плети-стебли, укорачиваясь, втягивают цветы за собой. Кувшинки очень любят солнце, чуть набегут тучи, и они медленно начинают закрываться. Кувшинка не может расти на проточных водах, ей необходимы мутные, стоячие пруды, озера, в некоторых случаях тихие омуты рек. Крайне интересная особенность в том, что кувшинка белая, скорее всего, выживет даже в том водоеме, где резко снизился уровень воды. Несмотря на свою сравнительную неприхотливость, кувшинка белая занесена в список редких растений Красной книги.

2 ученик - историк (знакомит учащихся с легендой этого растения)

Водяная лилия - очаровательная и нежная белая кувшинка - не что иное, как знаменитая сказочная одолень-трава. Молва приписывает ей волшебные свойства. Ее наделяли свойствами охранять людей, она могла дать силы одолеть врага, оградить от бед и напастей, но могла и погубить того, кто искал ее с нечистыми помыслами. Кувшинку вкладывали в ладанку и носили как амулет.

О происхождении этого чудесного растения существует множество легенд. Говорят, что название свое она получила в честь нимф, обитающих, как и эти растения в воде. Как известно из греческой мифологии, нимфы - это божества природы: лесов, гор, озер, рек и морей. Неудивительно, что цветы, названные в их честь, прекрасны. В славянских сказках представление о кувшинках связывается с загадочным образом русалки.

Скандинавские легенды говорят, что у каждой кувшинки есть свой друг - эльф, который вместе с ней рождается, вместе с ней и умирает. По народным поверьям, в ее цветках и на листьях живут нимфы вместе с маленькими эльфами. Листья и цветки для этих маленьких эльф служат лодочками.

В древнегреческой легенде о кувшинке рассказывается о том, как прекрасная белая нимфа, воспылав любовью к Гераклу и не получила от него отклика, от горя и любви к нему превратилась в белую кувшинку.

Легенда североамериканских индейцев говорит о том, что кувшинка появилась при столкновении Полярной и Вечерней звезды, от их искр. Эти две звезды поспорили между собой, кому достанется стрела, которую пустил в небо великий индейский вождь и столкнулись в полете.

Согласно северогерманскому поверью, кувшинки выросли на месте двух погибших русалок, которых убила злая никса (в древнегерманской мифологии - русалка), жившая в озере.

Слайд 22: Карта Орловской области с местами произрастания Кувшинки белой.

3 ученик – географ: Ребята посмотрите на слайд и давайте в ваших контурных картах, которые лежат у вас на столе отметим в каких районах Орловской области произрастает Кувшинка белая. (Учащиеся отмечают в картах места произрастания Кувшинки белой и перечисляют районы Орловской области).

Слайд 23: Ветреница дубравная.

1 Ученик – ботаник (знакомит учащихся с характеристикой Ветреницы дубравной).

Многолетнее травянистое растение семейства Лютиковые . Растение образовывает густые заросли. Стебель прямостоячий, редко опушенный, высотой 10-25 см. Цветоносы одиночные с одним цветком на конце. Цветки белые, светло-розовые или лиловые, чаще с шестью (может быть 7 или 8) яйцевидными лепестками, 20-30 мм в диаметре. Цветёт в апреле - мае.
Ветреница дубравная предпочитает тенистые участки с рыхлой плодородной почвой. Растёт в лесах (преимущественно широколиственных), среди кустарников. Размножается вегетативно и семенами.
Существует около 150 видов ветреницы. У большинства видов этого растения при ветре лепестки легко опадают. Наиболее распространённые виды - дубравная, лесная, лютиковая. Растение ядовито!
Поражающая своим изяществом и хрупкостью, Ветреница дубравная является лечебным растением с широким применением. Сорвать цветок этого растения, означает погубить его. Не удивительно, что оно занесено в Красную книгу как исчезающий вид растения.

2 ученик - историк (знакомит учащихся с легендой этого растения).

С латинского языка Ветреница дубравная переводится как «дочь ветров». И действительно, растение начинает колыхаться даже от легкого ветерка. Существует поверье, что во время изгнания Адама и Евы из Рая, в наказание, их осыпало снегом. Когда Ева начала плакать от уныния и озноба, Бог превратил хлопья снега в цветы ветреницы дубравной.

Слайд 24: Карта Орловской области с местами произрастания Ветреницы дубравной.

3 ученик – географ: Ребята посмотрите на слайд и давайте в ваших контурных картах, которые лежат у вас на столе отметим в каких районах Орловской области произрастает Кувшинка белая. (Учащиеся отмечают в картах места произрастания Кувшинки белой и перечисляют районы Орловской области).

Слайд 25: Пролеска сибирская.

1 Ученик – ботаник (знакомит учащихся с характеристикой Пролески сибирской).

Цветок – представитель рода Сцилла, семейство Спаржевые. В прошлом ботаники причисляли его к семейству Лилейные. Пролеска сибирская – многолетнее, луковичное растение. Этим объясняется происхождение слова "сцилла" (на древнегреческом – "морской лук"). Пролеска сибирская – типичный эфемероид. Ее надземная часть живет всего несколько недель. За этот период она успевает порадовать цветами и образовать семена. Затем растение исчезает до прихода следующей весны. В начале апреля из-под земли показываются 3-4 глянцевых зеленых листа длиной до 15 см. Одновременно выбрасываются цветоносы (высота до 20 см), которые поникают под тяжестью сине-голубых цветов. Их диаметр – 2-4 см. На стебле – от 1 до 5 бутонов.

2 ученик - историк (знакомит учащихся с легендой этого растения).

Весь март грело яркое солнышко, растапливая снега, увеличивая день, предлагая Зиме подвинуться, а затем вовсе уйти, уступить место Весне. Потому что всему свое время. Зима сопротивлялась изо всех сил, по ночам главенствуя, днем отступая.

Подходило время и ей приходилось медленно перебираться все дальше на Север. Уходила зима, пряталась рыхлыми сугробами в канавах и рытвинах, в чаще леса темной и прохладной.

Растеряла она всю свою суровость, обессилела от борьбы с пригревающим солнцем, да наступающей Весной и не выдержав расплакалась от бессилия, понимая, что придется совсем уйти, отступить иначе погибнет...

Слезы Зимы скатывались с ее щек на лесную землю и на остатки сугробов и превращались в пролески.

Каждый год, когда Зима и Весна делят власть, расцветают синие зимние слезки - первые лесные весенние цветы -пролески.

Слайд 26: Карта Орловской области с местами произрастания Пролески сибирской.

3 ученик – географ: Ребята посмотрите на слайд и давайте в ваших контурных картах, которые лежат у вас на столе отметим в каких районах Орловской области произрастает Пролеска сибирская. (Учащиеся отмечают в картах места произрастания Пролески сибирской и перечисляют районы Орловской области).

Учитель: Ребята, давайте поблагодарим моих помощников и подведем итог нашего занятия. Вы сейчас прослушали информацию о редких растениях Орловской области, и мы можем определить, причину сокращения численности этих растений?

Слайд 27: Подумаем вместе. (Учащиеся выбирают правильные предложения и объясняют почему сделали такой выбор).

Учитель: Ребята посмотрите на карты, которые вы заполняли, что можно сказать? (Ответы учащихся: что практически в каждом районе Орловской области есть растения, которые нуждаются в охране; есть растения исчезающие и есть растения редкие и т.д.)

Учитель: Ученые приводят две основные причины, по которым исчезают растения:

1) Освоение земель, вырубка лесов и сельскохозяйственная деятельность губят дикую природу на обширных пространствах;

2) Появляются чуждые данной местности растения, которые размножаются с невероятной скоростью и вытесняют местные виды.

В нашей стране уделяется немалое внимание охране природы, в том числе растений. Принят ряд законов и постановлений, касающихся охраны природы как в общесоюзном масштабе, так и в местном.

Редкие, исчезающие растения следует сохранять в первую очередь в тех местах, где они растут в диком виде, в свойственной им природной обстановке. Только здесь у растений в полной мере проявляются все их особенности и свойства, только здесь вид остается достаточно полноценным, поскольку он представлен многими экземплярами.

Давайте будем оберегать не только редкие растения, но и те, которые растут с нами по соседству.

Спасибо за внимание, занятие окончено вы свободны.




Познакомить учащихся с редкими растениями Орловской области

Отправлен сертификат:Конкурс «ЭКОУРОК» - на лучшее занятие по экологии

Авторизация

с помощью социальных сетей
для голосования необходима авторизация, с помощью соц. сетей

Принимай участие

Участник движения «Зеленая Россия»

CТАТЬ УЧАСТНИКОМ 
ДВИЖЕНИЯ 
«ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Заполнить заявление
Решение проблем окуржающей среды

НАПИСАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ 
В ОБЩЕСТВЕННУЮ 
ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ПРИЕМНУЮ

Обратиться в ОЭП
Лес победы

СПЕЦИАЛЬНЫЙ 
ПРОЕКТ 
«ЛЕС ПОБЕДЫ»

Стать участником

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРТНЕРЫ ОЭОД «ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

ПАРТНЕРЫ ОЭОД «ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Присоединяйся к нам в социальных сетях!

Подписаться на новости

ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ И ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

ОЭОД «Зеленая Россия»

119034, Москва, ул. Ул. Большая Ордынка

info@genyborka.ru | 8 (499) 372 12 84 11.00 до 16.00

http://les1945.ru/

http://ecogifts.tilda.ws/