Общероссийское экологическое общественное движение
Победитель в национальной премии «Хрустальный компас»
Зеленая Россия

Проекты «Зеленой России»

3

Голосование завершено
777

Алдошкина Дарья Валерьевна - «Встречаем весну». Изготовление сувенира «Жаворонок»



Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

МБУ ДО «ДЭБЦ»

«Детский эколого-биологический Центр»

города Каменск-Шахтинский.

Методическая разработка занятия

"Встречаем весну"

Изготовление сувенира «Жаворонок».

Автор: педагог дополнительного образования

Алдошкина Дарья Валерьевна

г. Каменск-Шахтинский. 2017г.

Оглавление:

1. Пояснительная записка.

2. Цели и задачи.

3. Методические рекомендации для педагогов.

4. Подготовка: оборудование и материалы.

5. Ход занятия.

Пояснительная записка.

Цель: формирование экологической и эстетической культуры школьников.

Задачи:

Образовательные

- формирование представлений у детей о взаимосвязях и взаимодействиях растительного и животного мира со средой обитания, расширение познаний в культурно-исторической сфере, в сфере народных традиций;

Обучающие

- формирование навыков работы с предоставленным материалом, освоение приёмов работы над изделиями из природных компонентов через познавательную, творческую деятельность и знакомство с народными традициями;

- раскрытие и развитие и поощрение творческого потенциала обучающихся;

- развитие индивидуальных способностей детей (удовлетворение от собственноручно проделанной работы, умение анализировать, видеть достижения и недостатки).

Воспитательные

- воспитание, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

- формирование умения и желания сохранять природу, научиться видеть прекрасное в простом и привычном окружении.

Методические рекомендации для педагогов:

Данная методическая разработка приурочена ко Дню встречи Весны и может быть использована педагогами на занятиях по технологии в школе или на любом другом занятии творческого направления.

Подготовка: оборудование и материалы:

Для занятия понадобится:

- 0,4 листа картона или плотной белой бумаги - 15 шт.;

- стеки- 15 шт.;

-семечки винограда -30 штук;

-солёное тесто синего цвета;

- музыкальный фон "Заклички".

- презентация «Встречаем Весну!»

Ход занятия:

Весь необходимый для творчества материал и оборудование заранее раскладывается на рабочие места по количеству детей.

Педагог. Вступительное слово:

Добрый день, ребята! Сегодня очень необычный, можно сказать волшебный день!

22 марта - День весеннего равноденствия. Это, когда день и ночь делят сутки на равные половинки. В этот день Зима кончается, Весна начинается.

Один из весенних праздников, который был посвящен встрече Весны - Дню весеннего равноденствия, который был чуть ли не главным событием в жизни наших предков-славян (по старому стилю он приходился как раз на эти числа). К этому празднику было принято чисто убрать дом, подготовиться ко встрече Весны (кто ж гостей с пылью в углах встречает?). Его (22 марта) называли Заклички весны или Жаворонки и Сороки, так как русские люди повсюду считали, что именно в этот день прилетают из тёплых стран сорок видов перелётных птиц и Весну-Красну на крыльях своих приносят и первым из них прилетает жаворонок. На Жаворонки обычно пекли «птичек-жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Кстати, заклички - это обращение к птицам: жаворонкам, грачам, куликам.

Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:

«Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела!»

После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был». С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.

Считалось, что печёного "жаворонка" нужно обязательно съесть рано утром, когда солнце только-только начинает золотить край неба.

А мы с вами, ребята, в честь этого необыкновенного дня создадим сувенир - символ Весны и пробуждения природы – жаворонка – певца весны, синюю Птицу Счастья. Выполним работу в народном стиле, причём разными способами. А материалом нам послужит солёное тесто синего цвета. Украсим «жаворонков» при помощи природного материала – виноградных и кукурузных зёрнышек. Вручив эту птичку близким, вы сможете поздравить их с возвращением птиц и приходом вечно юной Весны, поделиться с ними весенним настроением!

Приступаем!

Жаворонок в жизни – прототип наших рукодельных «жаворонков» из теста.

Творческий процесс:

Жаворонки - 1-й способ

Есть много способов лепки жаворонков. Мы покажем несколько.
Итак, первый способ. Делаем из теста длинную колбаску и сворачиваем в узел.

Один конец расплющиваем и режем. Другой конец немного вытягиваем, формируем голову и клювик.

Теперь делаем глазки. Для этого изюминку режем на кусочки. Прикреплять глазки удобнее зубочисткой. Надеваем изюминку на зубочистку и вдавливаем в тесто.

Жаворонки - 2-й способ

Делаем недлинную толстую колбаску. С одной стороны, формируем голову и клюв. Другую сторону сдавливаем. Это будет хвост и крыло.

Разрезаем расплющенную сторону пополам. Делаем ножом "перышки".

Крыло загибаем вверх. Делаем глазик.
Перед выпечкой жаворонка можно смазать разболтанным яйцом или желтком. Или иногда смазывают сметаной.

Жаворонки - 3-й способ

Делаем колбаску средней длины. Загибаем в петельку.

Кончики колбаски расплющиваем и надрезаем – это крылья.
С другой стороны формируем голову и клювик.
Делаем глазки.



Жаворонки - 4-й способ

Делаем две колбаски и укладываем их крест-накрест.

Расплющиваем оба конца верхней колбаски и один конец нижней колбаски.
Второй конец нижней колбаски приподнимаем и формируем голову и клювик.

Надрезаем хвост и крылышки, делаем глазки.

Использованные материалы и источники:

http://www.calend.ru/holidays/0/0/1625/

Отчет о применении методической разработки занятия - «Встречаем весну. Изготовление сувенира «Жаворонок»».

Согласно плана работы в каникулярный период была разработана методическая разработка занятия «Встречаем весну. Изготовление сувенира «Жаворонок»» в форме мастер-класса. Автор разработки – педагог дополнительного образования Алдошкина Д.В.

Цель: формирование экологической и эстетической культуры школьников.

Задачи:

Образовательные:

- формирование представлений у детей о взаимосвязях и взаимодействиях растительного и животного мира со средой обитания, расширение познаний в культурно-исторической сфере, сфере народных традиций;

Обучающие:

- формирование навыков работы с предоставленным материалом, освоение приёмов работы над изделиями из бумаги и природных компонентов через познавательную, творческую деятельность и знакомство с народными традициями;

- раскрытие и развитие и поощрение творческого потенциала обучающихся;

- развитие индивидуальных способностей детей (удовлетворение от собственноручно проделанной работы, умение анализировать, видеть достижения и недостатки).

Воспитательные: воспитание, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

- формирование умения и желания сохранять природу, научиться видеть прекрасное в простом и привычном окружении.

Место проведения: «ДЭБЦ».

Дата: 31.03.2017г.

Количество, возраст, возрастные особенности участников:

На занятии присутствовали учащиеся МБОУ СОШ №2 в количестве 15 человек, в возрасте от 7 до 9 лет, любознательные и активные. Этому возрасту присуще нетерпение, желание быстро увидеть результаты проделанной работы и обязательно услышать похвальные слова в свой адрес.

Актуальность и новизна:

Отличительные особенности по сравнению с родственными по тематике, новое, что несет в себе работа, особенности подачи материала, методики, технологии…

Методические рекомендации для педагогов:

Разработка может быть использована педагогами на занятиях по технологии в школе или на любом другом занятии творческого направления.

Данная методическая разработка приурочена ко Дню встречи Весны – 22 марта и о Дню птиц-1 апреля. В ходе занятия ребята узнают народные особенности встречи весны и кликания птиц, историю народных примет и обычаев. Знакомятся с образцами музыкального фольклора – закличками, представленными в презентации «Встречаем весну!». Под звучание народных мотивов школьники изготавливают сувенир «Жаворонок» из солёного теста и природного материала. Сувенир, выполненный своими руками дети забирают с собой.

Этапы проведения:

-вступительное слово;

- показ презентации;

- демонстрация разных способов и последовательности изготовления сувенира «Жаворонок»;

- процесс изготовления детьми сувенира «Жаворонок»;

- фотосессия на память с готовыми «Жаворонками».

Итоги:

По завершению занятия дети демонстрируют итог своей работы (сувенир) педагогу и товарищам по группе. Обязательно получают положительные отзывы о своей работе и необходимые замечания и рекомендации. Сувенир, изготовленный своими руками ребята берут с собой в качестве подарка близким.

Фотоматериалы с занятия «Встречаем весну. Изготовление сувенира «Жаворонок»».

  1. Начало творческого процесса. Создаём заготовки с использованием пошаговых инструкций в картинках.
  1. Декорирование сувенира при помощи природного материала – семян дыни, кукурузы и косточек винограда.

3.

4. 5.

«Синие птицы счастья» могут приносить радость и их создателям. Вот целое семейство синих «Жаворонков».

Вот так, по-творчески, с солнечными улыбками мы встречаем приход весны и День птиц в Детском эколого-биологическом Центре.


Методическая разработка занятия «Встречаем весну. Изготовление сувенира «Жаворонок»» в форме беседы и мастер-класса, приуроченная ко Дню птиц 1 апреля. Рассчитана на детей в возрасте от 7 до 9 лет. В ходе занятия ребята с помощью видео-презентации знакомятся с народными особенностями встречи весны и кликания птиц, историей народных примет и обычаев, образцами музыкального фольклора – закличками. Под звучание народных мотивов школьники изготавливают сувенир «Жаворонок» из солёного теста и природного материала. Сувенир, выполненный своими руками дети забирают с собой.

Отправлен сертификат:Конкурс «ЭКОУРОК» - на лучшее занятие по экологии

Авторизация

с помощью социальных сетей
для голосования необходима авторизация, с помощью соц. сетей

Принимай участие

Участник движения «Зеленая Россия»

CТАТЬ УЧАСТНИКОМ 
ДВИЖЕНИЯ 
«ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Заполнить заявление
Решение проблем окуржающей среды

НАПИСАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ 
В ОБЩЕСТВЕННУЮ 
ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ПРИЕМНУЮ

Обратиться в ОЭП
Лес победы

СПЕЦИАЛЬНЫЙ 
ПРОЕКТ 
«ЛЕС ПОБЕДЫ»

Стать участником

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРТНЕРЫ ОЭОД «ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

ПАРТНЕРЫ ОЭОД «ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Присоединяйся к нам в социальных сетях!

Подписаться на новости

ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ И ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

ОЭОД «Зеленая Россия»

119034, Москва, ул. Ул. Большая Ордынка

info@genyborka.ru | 8 (499) 372 12 84 11.00 до 16.00

http://les1945.ru/

http://ecogifts.tilda.ws/