Общероссийское экологическое общественное движение
Победитель в национальной премии «Хрустальный компас»
Зеленая Россия

Проекты «Зеленой России»

7

Голосование завершено
777

Бурова Ольга Владимировна (12 лет) - Вода -источник жизни

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детский эколого-биологический Центр»


города Каменск-Шахтинский

Методическая разработка:

«Вода – источник жизни»

Возраст детей: 8- 11 лет

Разработчик: Бурова Ольга Владимировна

педагог дополнительного образования

Каменск-Шахтинский, 2017

Аннотация

Методическая разработка «Вода – источник жизни» посвящена Всемирному дню водных ресурсов (Всемирному дню воды), который ежегодно отмечается 22 марта. Данное мероприятие раскрывает основную тему проблемы водных ресурсов: экономного использования воды, сохранности водных ресурсов и бережного отношения к ней. Интерактивное занятие «Вода – источник жизни» предназначено для детей младшего и среднего школьного возраста: 8-11 лет. Данная разработка состоит из этапов предварительной подготовки, вводной, основной и заключительной части занятия. Методическая разработка «Вода – источник жизни» может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями школ для занятий внеурочной деятельности экологической направленности.

Пояснительная записка

Актуальность. В настоящее время во всем мире особенную актуальность приобретают проблемы ресурсосбережения. Вода занимает особое место среди природных богатств Земли - она незаменима. Вода необходима во все времена и всюду, где существует жизнь. Для человека важно не только количество питьевой воды, но и ее качество. Загрязненные природные воды ухудшают экологическую ситуацию в биогеоценозе, ведут к гибели существующих природных форм, ставят под сомнение возможность выживания различных форм высших организмов, в том числе и человека. В условиях повсеместного загрязнения окружающей среды, в том числе ухудшения качества природных вод, одной из актуальнейших проблем выживания человечества становится проблема обеспечения людей питьевой водой высокого качества.

Обостренное внимание к экологическим проблемам водных ресурсов, от решения которых зависит будущее каждого человека, стало причиной, побудившей формировать у школьников представление о значении воды в жизни человека. Детям необходимо прививать навыки экологической грамотности в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относится к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

Для реализации поставленных целей и задач для мероприятия «Вода – источник жизни» выбрана вариативная форма проведения занятия. На занятии используются разнообразные формы и методы работы: эвристическая беседа, игровое моделирование, демонстрация слайд-шоу, практическая работа, мини-исследования, анализ, рефлексия. В ходе занятия большое внимание уделяется повышению активности каждого ребенка, формированию умения работать в малых группах, коммуникативного общения между собой.

Цель: повысить уровень познавательного интереса обучающихся к проблеме сохранности водных ресурсов и бережного отношения к ним.

Задачи:

Образовательные:

- формирование представления о проблеме водных ресурсов;

- формирование представления обучающихся о разнообразии состоянии и свойствах воды, ее значении в природе и жизни человека.

Развивающие:

- развитие коммуникативных и творческих способностей детей в условиях совместной творческой деятельности;

- развитие навыков элементарной исследовательской деятельности;

- развитие личностных качеств.

Воспитательные:

- привитие к стремлению бережного отношения к водным ресурсам;

- воспитание экологической культуры подрастающего поколения.

Тип мероприятия: интерактивное занятие.

Формы проведения: беседа, игровое моделирование, практическая работа, мини-исследования, рефлексия, игра.

Методы: дискуссия, работа в команде, элементы интеллектуальной игры, эвристический метод, рефлексия.

Оборудование: доска, мел, бумажные капли - 30 шт., ручки, компьютер, колонки, таблички с названием команд, разные емкости для опытов с водой, форма для льда, салфетки, песок, глина, бумажная воронка, вода обычная, гуашь, кисточки, чайник с горячей водой, 5 стаканчиков, 5 пластмассовых тарелок, зеркало, лист Ф-А3, картинки иллюстрирующие использование воды, информационные листовки.

Предварительная подготовка:

1. Выставка конкурса рисунка «Вода – источник жизни».

2. Подготовка реквизита для проведения демонстрации и опытов.

3. Изготовление капель, карточек, информационных листовок.

План

I. Организационный момент

1. Вступление-приветствие. «Моя капелька».

2. Коммуникативная игра «Дождь».

II. Основная часть

1. Эвристическая беседа «Вода – источник жизни».

2. Деление на малые группы «Контрастные капельки».

3. Работа в малых группах «Природная лабораторная».

4. Игра «Вода, земля, воздух, огонь».

5. Кроссворд «Устройство для воды».

III. Рефлексия. Изготовление плаката «Сбереги каплю – сохрани море!»

IV. Итоги

Ход мероприятия

I. Организационный момент. Звучит песня «Капельки».

1. Вступление – приветствие. «Моя капелька»

- Здравствуйте, дети! В начале занятия вы получили эмблему в виде капельки на двухстороннем скотче, перед вами на столах лежат ручки, пожалуйста, напишите в них свои имена и приклейте их. (Каждый участник занятия выбирает бумажную капельку, пишет на ней свое имя и прикрепляет каплю на одежду. Теперь во время занятий педагог сможет обращаться к участникам по именам).

- Какие необычные имена появились у наших капель.

- Ребята, образуйте, пожалуйста, круг. (Группа ребят образует круг.)

2.Коммуникативная игра «Дождь »

Задание: в центре круга находится ведущий, который показывает определенные движения. Новое движение начинается только после последовательного включения в его выполнение всех участников по кругу. Смена движения участником происходит в момент нахождения ведущего напротив его. Остальные ребята продолжают выполнять предыдущее действие. Последовательность движений: ведущий и первый участник (потом по очереди второй, третий и т.д.) соединяют свои ладоши и делают ими круговые движения. Затем выполняются пальцами щелчки, потом начинают хлопать ладошками, далее похлопывание по бедрам и топот ногами. Потом все движения выполняются в обратной последовательности. Этими движениями участники имитируют грозу от начала до завершения. Во время всей игры ребята внимательно слушают и сравнивают получаемые звуки с явлениями, происходящими в природе.

II. Основная часть

Название темы занятия-путешествия Слайд №1. Презентация «Вода – источник жизни».

Педагог: Ребята, сегодня к нам в гости пришли Капелька и ее друзья.

1-й чтец: Вы слыхали о воде

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

2-й чтец: Как сосулька замерзает,

В лес туманный заползает

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

3-й чтец : Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

4-й чтец: Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда.

Капелька: Без меня вам не умыться,

Ни наесться, ни напиться.

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

1. Деление на малые группы «Контрастные капельки»

Педагог: - Ребята, как вы заметили ваши карточки-«капельки» определенного цвета, для того чтобы дальше продолжить наше водное путешествие, разделимся на команды. Наши друзья проводят вас к вашим столам с надписями.

- В результате у нас сформировались 5 команд: «Кап-Капыч», «Капитошки», «Экотопик», «Капельки», «Капля». (На столах таблички с указанием название команд.)

Презентация слайд №2 «Всемирный День воды»

Педагог: Всемирный день воды был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 г. Он отмечается ежегодно 22 марта. Всему живому на планете, очень нужна Вода! Это единственный минерал, который нельзя ничем заменить. Почему планета Земля голубая? (Ответы обучающихся.) Правильно, большая часть поверхности Земли занято морями и океанами! Вода делает нашу планету не только красивой, вода обеспечивает жизнь всем живым существам! Казалось бы, что воды так много, что ее должно хватить всем в избытке. Но беда в том, что всему живому на Земле нужна пресная вода. Пресной воды на Земле не так уж много. Да и та не вся пригодна для нас. Поэтому воду, особенно пресную, нужно беречь!

Презентация слайд №3. Видеоролик «Вода – совершенный источник жизни»

Педагог:Вода – самое распространенное вещество на нашей планете. Повседневно используя ее, мы так привыкли к ней, что считаем ее обыденным явлением, а между тем вода удивительна и загадочна. Она - подлинное чудо природы, единственное в своем роде. Сегодня мы заглянем в ее тайны в нашей «Природной лабораторной».

2. Работа в малых группах «Природная лабораторная»

Опыты изучения состояния воды.

Опыт №1 « Вода - жидкая, может течь. (Педагог вместе с обучающимся делает опыт).

Педагог: Есть ли среди вас такая девочка или мальчик, которые могут удержать воду? Давайте это проверим. Сложите ладошки лодочкой, я буду лить воду в них. (Как бы дети ни старались удержать воду, она начинает просачиваться).

- Воду трудно удержать, она стремиться убежать. Что можно сказать о воде, какая она?

(Дети отвечают: жидкая, текучая, мокрая.)

Педагог: Итак, мы выяснили, что вода – жидкое вещество.

Опыт №2 «Вода бывает льдом». (Работа в группах).

Педагог: Но может, есть какой-нибудь способ, чтобы было возможно удержать воду?

Дети: Можно налить в чашку, тарелку.

Педагог: А в ладошках можно удержать воду?

Дети: нет. (Ответы детей могут быть разными.)

Педагог: Давайте проверим.

(На столах лежат прикрытые емкости со льдом).

Педагог: А что это у вас в ладошках?

Дети: замерзшая вода.

Педагог: Какой лед на ощупь?

Дети: холодный, твердый.

Педагог: Где мы можем встретить лед?

Дети: зимой на улице, на окошке, в холодильнике.

Педагог: Ребята, посмотрите, что произошло со льдом?

Дети: начал таять, стал жидкостью.

Педагог: Почему, он стал таять?

Дети: Потому, что наши ладошки теплые, а в тепле лёд тает.

Опыт № 3 «У воды нет формы» (Работа в группах).

Педагог: Ребята, как вы думаете, имеет ли вода форму? (Ответы обучающихся).

Может, она похожа на шар? Или куб? А может цилиндр? Говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Предлагаю вам это выяснить. Возьмите предметы, которые стоят на столе, и заполните их водой. Теперь, ответьте: какой формы вода? (Ответы детей.)

Педагог: А если ее вылить на стол какую форму приобретает вода? Давайте проверим. (Разливают на стол воду.) Ответы обучающихся (получилось бесформенное пятно).

Педагог: Правильно ребята, если вода просто разлита, она не имеет формы, но, вода принимает форму того предмета, который заполняет. Почему?

Дети: Потому что она жидкая, текучая.

Опыт № 4 «Пар – это вода». (Педагог вместе с обучающимся делает опыт).

Педагог: Ребята, посмотрите, что у меня стоит на столе? Да это чайник. Для чего мы используем чайник?

Дети: Чтобы сохранить воду горячей.

Педагог: Сейчас я открою чайник. Что выходит из него?

Дети: Пар.

Педагог: А, что такое пар мы сейчас проверим. Над паром помещаем зеркальце. Ребята, что на зеркале образовалось? (Ответ детей: капельки – это вода.)

Педагог: Оказывается, что пар – тоже вода. В природе тоже встречается испарение воды в виде облаков, тумана.

Педагог: Итак, мы выяснили, что вода может находиться в газообразном состоянии.

Опыт №5 Очистка воды (демонстрация). (Педагог вместе с обучающимися делает опыт).

Педагог: Человек активно использует воду в быту и промышленности. Как же происходит очищение воды в природе?

Задание: Воронка заполняется песком. Через воронку пропускается вода, смешанная с глиной. Чистая вода собирается в стакан. Вода, проходя через песок, очищается в первую очередь от механических примесей.

Усложним опыт: через наш фильтр будем пропускать воду, подкрашенную гуашью.

К сожалению, не от всех примесей очищается вода, пропущенная через песок. Примеси

часто не фильтруются. Поэтому так важно бережно относиться к воде – источнику жизни.

Педагог: Ребята, так какие же у воды свойства?

(Ответы обучающихся: вода не имеет формы, цвета и запаха, вкуса. Вода хороший растворитель. В природе вода может находиться в трех различных состояниях: в твердом, жидком и газообразном).

- Для чего нужна вода человеку? (Для жизнедеятельности.)

- Кому еще нужна вода? (Всем живым существам.)

3. Игра «Вода, земля, воздух, огонь»

Задание:суть игры состоит в следующем, если я называю слово «вода», вы вытягиваете руки вперед, если «земля», руки вниз, «воздух» руки вверх, «огонь» руки в стороны.

4. Кроссворд «Устройство для воды»

Педагог: А сейчас, ребята, попробуйте разгадать кроссворд-загадку про воду, отгадаете в выделенных клетках - слова, прочтите название устройства для воды.

1. Плещет тёплая волна в берега из чугуна. Отгадайте, что за море? (Ванная.)

2. Мойдодыру я родня, отвори скорей меня; я холодною водою в миг

лицо твоё умою. (Кран.)

3. За водой идёт – звенит и песни поёт, назад идёт

– слёзы льёт. (Ведро.)

4. Нагнут меня ребятки – и дождь пойдёт на грядки. (Лейка.)

5. И месяц, и звёзды в нём отражаются. Как это зеркало называется? (Пруд.)

6. На виду у детворы речка прыгает с горы; и не просто прыгает, а турбины двигает. (Плотина.)

7. Нахмурится, насупится, в слёзы ударится – ничего не останется. (Туча.)

8.Шириною широко, глубиною глубоко; и, к тому же, день и ночь бьётся в берега. (Море.)

IV. Рефлексия

- Что нового вы теперь знаете о значении воды в жизни людей? (Ответы обучающихся.)

- Может ли человек прожить без воды?

Педагог: Ребята, предлагаем вместе с Капелькой поучаствовать всем в изготовлении плаката «Сбереги каплю – сохрани море!» У каждого из вас прикреплены капельки с вашими именами, наклейте их на плакат.

Ещё мудрецы говорили о том,

Что главное в жизни – вода,

Без капли воды цветущею стать

Земля не смогла б никогда!

И каждая капля, что с крана бежит,

Сливается в реки, моря.

Чтоб с крана вода поступала всегда,

Ее экономьте, друзья!

IV. Итоги

Педагог: Существует во Вселенной маленькая голубая планета Земля. И эта планета будет жить до тех пор, пока на ней есть удивительное вещество - вода. Сегодня мы с вами убедились, что вода обладает уникальными свойствами. Изменяя природу, человек изменяет основу жизни - воду, и никто не сможет сказать: к каким страшным последствиям может привести небрежное обращение с водой. Вода - это уникальное вещество природы, которое необходимо защищать! Сохранить воду чистой – значит сохранить свою жизнь.

Капелька: Чистыми должны быть воды
Океанов, моря, рек.
И об этом должен помнить,
Каждый умный человек.

Раздача информационных листовок.

Приложение 1

Интерактивное занятие «Вода – источник жизни» от 22.03.2017 года.

Место проведения: МБУ ДО «ДЭБЦ» города Каменск-Шахтинский.

Работа в малых группах «Природная лабораторная»

Изготовление плаката «Сбереги каплю – сохрани море!»


Методическая разработка «Вода – источник жизни» посвящена Всемирному дню водных ресурсов (Всемирному дню воды), который ежегодно отмечается 22 марта. Данное мероприятие раскрывает основную тему проблемы водных ресурсов: экономного использования воды, сохранности водных ресурсов и бережного отношения к ней. Интерактивное занятие «Вода – источник жизни» предназначено для детей младшего и среднего школьного возраста: 8-11 лет.

Отправлен сертификат:Конкурс «ЭКОУРОК» - на лучшее занятие по экологии

Авторизация

с помощью социальных сетей
для голосования необходима авторизация, с помощью соц. сетей

Принимай участие

Участник движения «Зеленая Россия»

CТАТЬ УЧАСТНИКОМ 
ДВИЖЕНИЯ 
«ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Заполнить заявление
Решение проблем окуржающей среды

НАПИСАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ 
В ОБЩЕСТВЕННУЮ 
ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ПРИЕМНУЮ

Обратиться в ОЭП
Лес победы

СПЕЦИАЛЬНЫЙ 
ПРОЕКТ 
«ЛЕС ПОБЕДЫ»

Стать участником

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРТНЕРЫ ОЭОД «ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

ПАРТНЕРЫ ОЭОД «ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Присоединяйся к нам в социальных сетях!

Подписаться на новости

ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ И ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

ОЭОД «Зеленая Россия»

119034, Москва, ул. Ул. Большая Ордынка

info@genyborka.ru | 8 (499) 372 12 84 11.00 до 16.00

http://les1945.ru/

http://ecogifts.tilda.ws/