Общероссийское экологическое общественное движение
Победитель в национальной премии «Хрустальный компас»
Зеленая Россия

Проекты «Зеленой России»

1

Голосование завершено
777

Донская Алина Сергеевна - Урок «открытия» нового знания.

Класс: 5

Предмет: биология

Разработано с использованием УМК В.В. Пасечник Биология 5 класс, а также методического пособия учебнику В.В. Пасечника Биология 5 класс бактерии, грибы, растения, изд.: Дрофа, 2015г.

Тема мероприятия: Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Виды деятельности: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Цель урока: Формирование общего представления об экологических факторах; выявление причинно-следственных связей влияния человека на природу, возникновение экологических проблем; продолжить воспитание эстетических чувств к живой природе, бережного и рационального отношения к ней.

Задачи:

Образовательная: учить учащихся составлять план к тексту параграфа, делить текст на части (смысловые единицы), выделять главное, существенное в части текста, составлять рассказ по плану, задавать вопросы к тексту, работать с иллюстрациями, схемами.

Развивающая: развивать общеучебные компетенции:

Коммуникативные: владение всеми видами речевой деятельности и основам культуры устной речи.

Интеллектуальные: анализ, оценивание, обобщение.

Информационные: умение извлекать информацию из текста учебника, применять.

Организационные: умение формулировать цель деятельности, планировать ее достижение, осуществлять самооценку.

Воспитательные: воспитывать обучающихся через погружение в содержание текста учебника.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:Уметь работать с учебником, пользоваться приборами и инструментами, давать определения терминам.

Регулятивные: Регулятивные: Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников

Коммуникативные:1)строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, 2) формулировать собственное мнение и позицию; 3) задавать вопросы;

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Основные понятия урока: Экологические факторы: Абиотический фактор; Биотический фактор; Антропогенный фактор.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал,

Межпредметные связи: экология, география,культура, ИКТ- компетенции.

Ресурсы сети Интернет:

1. Банк передового преподавательского опыта – биология. http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/pedbank/sorJich/bio.

2. Сайт Центра экологического обучения и информации. http://www.ceti.ur.ru/.

3. Сайт еженедельника «Биология» издательского дома «Первое сентября». http://www.1september.ru/ru/bio.htm.

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организационный момент

3 мин.

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные УУД: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные УУД: саморегуляция;

Психологический настрой детей на урок.

-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1. Формулирование

темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

личностные УУД: ценить и принимать такие базовые ценности, как «родина»,«природа», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

коммуникативные УУД: участвовать в диалогах, оформлять свои мысли в устной речи, сотрудничать в совместном решении проблемы.

регулятивные УУД: определять цель совместной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах ( текст, таблица, схема, иллюстрация).

Учитель задаёт проблемные вопросы обучающимся:

1) Могут ли живые организмы существовать обособленно, без окружающей среды?

2) От чего зависит жизнь организмов в природе?

3) Почему на Земле различают разные среды жизни?

Отвечая на вопросы, обучающиеся приходят к выводу, что жизнь живых организмов напрямую связано с окружающей его природной средой.
-сегодня мы поговорим с вами об отношении растительных и животных организмов друг к другу, окружающей среде и о влиянии человека на природу. Проблемный вопрос:

Подумайте, влияет ли окружающая среда на живые организмы? Как? Что может влиять на живые организмы?

Какую тему мы сегодня будем изучать?

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

2.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету,

понимают его важность;

регулятивные УУД :

определяют цели деятельности

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД:

принимают, сохраняют цели и следуют им в учебной деятельности; составляют отзыв на ответ одноклассника

Задание: Выяснить какие бывают экологические факторы и как они влияют на жизнь организмов?

Целеполагание.

Сформулируйте тему нашего урока.

Отвечают на вопрос.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

1. Проверка домашнего задания

Словесный, познавательный.

личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос « Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку.

регулятивные УУД:

предвидеть возможности получения конкретного результата.

познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

Проверка заполнения таблицы

Беседа:

-Где можно встретить живые организмы?

-Что такое среда обитания?

-Какие среды обитания можно выделить?

Чтение таблицы , 2-4 колонки, составленной по статье учебника «Среды обитания живых организмов»

2 колонка -характеристика организменной среды.

3 колонка. Почвенная среда.

4 колонка. Водная среда

(1 колонку «наземно-воздушная среда» заполняли на предыдущем уроке).

Отвечают на вопросы учителя.

Физ.минутка (пауза релаксации)

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.

Физ. минутка «Березонька»

Организует разминку.

Активно выполняют физические упражнения

Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом.

1. Работа с текстом.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету,

понимают его важность;

регулятивные УУД :

определяют цели деятельности

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД:

принимают, сохраняют цели и следуют им в учебной деятельности; составляют отзыв на ответ одноклассника

Задание 1: Самостоятельно изучите один из факторов в течении 5 мин и подготовьте рассказ о нем классу по плану.

(Самостоятельная работа по заданиям.)

Каждый ученик изучает и готовится представить один из вопросов, пользуясь учебником и дополнительным материалом, заполняют соответствующие тексты или схемы.

2. Ресурс № 1. Звуковой фильм «экологические факторы среды», «факторы неживой природы».

Наглядный, проблемный

Задание 2:

- Просмотрите в/фрагмент, скажите: Сколько групп факторов можно выделить?

- Какие группы экологических факторов в нем упоминаются?

Делятся впечатлением.

Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.

3. Ресурс № 2. Схема «Экологические факторы среды»

Работа в микрогруппах.

Наглядный, частично-поисковый

Каждой группе необходимо предоставить доказательство того, что без…. фактора среды жизнь на планете невозможна

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта.

Задание 3:

1группа. – «факторы неживой природы»

2 группа . – «факторы живой природы»

3 группа . –«антропогенные факторы»

Задание 4:

Фактор живой природы

А) свет Б) гриб

В) температура Г) вода

К абиотическому фактору относится

А) пожар Б) освещённость

В) травоядность Г)симбиоз

Антропогенный фактор это

А) влажность Б) хищник

В) построение плотины

Г) помёт животных

4. Ресурс № 3

Тест на тему «Эко-логические факторы среды», в котором нужно выбрать один вариант ответа из предложенных

Этап 5. Закрепление полученных знаний

Работа со слайдами презентации.

Работа в группах и выступление перед аудиторией.

познавательные УУД:

мысленное воспроизведение понятий.

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии, оценивание усваиваемого содержания.

регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач

Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе.

1 группа.

1. Объясните, почему так происходит: когда в полях живет много хищных птиц, то сначала уменьшается численность мышевидных грызунов, а затем и самих хищных птиц?

2. Где мы на практике в жизни встречаемся с факторами неживой природы? Живой природы? Деятельностью человека?

2 группа .

1. Что случится, еслиисчезнет вода на Земле?

Определите сколько воды необходимо для роста подсолнечника в течение 1 месяца, если известно, что за сутки одно растение испаряет 800 грамм, а на испарение тратится 99,8% поступающей в растение воды? Месяц равен 30 дней.

3 группа.

1. Опишите ситуацию, когда вода (очень важная для жизни) выступает как неблагоприятный, губительный экологический фактор для живых существ.

2. Приведите примеры положительного и отрицательного влияния факторов среды на организмы.

Этап 6. Подведение итогов урока

1.Обобщение

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.

личностные УУД: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

регулятивные УУД : умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.

познавательные УУД : овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

коммуникативные УУД: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта.

Самостоятельное написание синквейна об экологическом факторе.

Афиширование результатов.

2.Самооценка

Самоанализ

Анализ работы учащихся.

Самооценка работы на уроке.

3. Домашнее

задание

Словесный, наглядный

коммуникативные УУД:

слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы

Дифференцированное домашнее задание.

1. Сочинение на тему «Как вести себя на природе», «Как человек влияет на природу».

2. Изучить статью § 5 Среда обитания.

3.2. Ответить на вопросы учебника после параграфа.

Записывают

задания в дневники.

4.Рефлексия

Метод контроля,

познавательно-рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

Итоговый комментарий.

Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют «Экран успеха»



Формирование общего представления об экологических факторах; выявление причинно-следственных связей влияния человека на природу, возникновение экологических проблем; продолжить воспитание эстетических чувств к живой природе, бережного и рационального отношения к ней.

Отправлен сертификат:Конкурс «ЭКОУРОК» - на лучшее занятие по экологии

Авторизация

с помощью социальных сетей
для голосования необходима авторизация, с помощью соц. сетей

Принимай участие

Участник движения «Зеленая Россия»

CТАТЬ УЧАСТНИКОМ 
ДВИЖЕНИЯ 
«ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Заполнить заявление
Решение проблем окуржающей среды

НАПИСАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ 
В ОБЩЕСТВЕННУЮ 
ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ПРИЕМНУЮ

Обратиться в ОЭП
Лес победы

СПЕЦИАЛЬНЫЙ 
ПРОЕКТ 
«ЛЕС ПОБЕДЫ»

Стать участником

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРТНЕРЫ ОЭОД «ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

ПАРТНЕРЫ ОЭОД «ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Присоединяйся к нам в социальных сетях!

Подписаться на новости

ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ И ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

ОЭОД «Зеленая Россия»

119034, Москва, ул. Ул. Большая Ордынка

info@genyborka.ru | 8 (499) 372 12 84 11.00 до 16.00

http://les1945.ru/

http://ecogifts.tilda.ws/