Общероссийское экологическое общественное движение
Победитель в национальной премии «Хрустальный компас»
Зеленая Россия

Проекты «Зеленой России»

Пивоварова Галина Ивановна. (36 лет) - Урок – путешествие. «Путешествие по Астраханскому заповеднику».
1

Голосование завершено
777

Пивоварова Галина Ивановна. (36 лет) - Урок – путешествие. «Путешествие по Астраханскому заповеднику».

Планируемый результат

задачи

Личностные УУД:

1. Принятие социальной роли обучающегося

2. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

3. Умение управлять своей познавательной деятельностью

4. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях

Образовательные: научиться описывать ГП заповедника, население; самостоятельно добывать дополнительную информацию по теме; объяснять особенности животного и растительного мира заповедника. Развивающие: развивать географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания в условиях новых учебных задач, умение работать самостоятельно с разнообразными источниками информации. Воспитательные: воспитывать чувство дружбы, товарищества, умение работать в коллективе, самостоятельно и ответственно готовиться к уроку географии; повысить интерес к изучению предмета.

Регулятивные УУД:

1. Умение планировать и регулировать свою деятельность

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

4. Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности

Познавательные УУД:

1. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов

2. Устанавливать причинно следственные связи

3. Давать определения понятиям

Коммуникативные УУД:

1. Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства

2. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнерами

3. Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Ход урока

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Здравствуй, природа, птицы, звери! Я здороваюсь, сегодня так, потому что мы, сегодня, находимся в гостях у Природы.

2этап. Актуализация знаний. Сегодня я проведу, а вы мне поможете, урок - путешествие. И моими помощниками будут жители этих мест, это СОВ и СОН. Они выросли в этом замечательном месте и очень многое повидали. Стали очень умными и осторожными. Вот только СОВ всё время в движении и постоянно самосовершенствуется. А СОН любит поспать, и спокойно посидеть в своём кресле и почитать, что-нибудь новенькое о нашей планете. А вы узнали моих помощников? Где обитают эти братья? Что вы знаете об их жизни? Видели ли вы их сородичей? А кто с ними живёт по соседству?

3 этап. Постановка цели и задач урока.

Учитель: Сегодняшнее путешествие мы совершаем по… А, где мы находимся, вам подскажут СОН и СОВ. Они уже готовы задать вам первый вопрос./Читает стихотворение/

Наш заповедник – гордость края,

Морской простор его не оглядеть.

На островах «зеленые дубравы»

Омыты бесконечную волной.

Над водной гладью вдруг из ниоткуда

Подняться может ветер штормовой.

Здесь по утрам туманные восходы,

Гул комаров в таинственной тиши,

А в тихой заводи, в зеркальном отражении

Стоят невозмутимо камыши.

Наполнен воздух звонким ароматом

Трав луговых, цветом и криком птичьих стай.

Ты – гость среди всего великолепия,

Учитель: А какая же цель и задача нашего путешествия? /ответы учащихся/ 1. Познакомиться с особенностями природы Астраханского биосферного заповедника 2. Узнать о его обитателях. 3. Об охране животных и растений.

4 этап. Открытие новых знаний и первичное закрепление.

Учитель: Путешествие по Астраханскому биосферному заповеднику началось. И СОВ задаёт вам вопрос. В каком году был организован Астраханский биосферный заповедник? А кто был инициатором создания заповедника? А в каком году началась вестись постоянная научная работа в заповеднике?

Учитель: На все эти вопросы вам поможет ответить наш учёный СОВ. Заповедник был организован 11 апреля 1919 года .Один из инициаторов создания заповедника - руководитель экспедиции в дельту Волги в 1912 году - Борис Михайлович Житков. Результаты экспедиции Б.М. Житкова были положены в основу проекта создания Астраханского заповедника, составленного в 1915 году орнитологом и лесоводом Владимиром Алексеевичем Хлебниковым (отец поэта Велимира Хлебникова). Владимир Алексеевич был директором заповедника в 1927-1930 гг. В 1919 году проект был реализован при поддержке и активном участии Николая Николаевича Подъяпольского. Постоянная научная работа ведется в заповеднике с 1926 года.

Учитель: А вот какие интересные сведения о работе Астраханского заповедника прочитал СОН.

С 1923 года в заповеднике ведут фенокартотеку. В ней собраны сведения обо всех наблюдениях на территории заповедника. Заполнение фенологических карточек - одна из обязанностей всех сотрудников. Все зафиксированные наблюдения - основа для научных исследований и так называемых летописей природы, которые составляются в Астраханском заповеднике с 1951 года. Одним из старейших фенологов, считают, Дмитрия Владимировича Бондарева проработавшего в Астраханском заповеднике 49 лет. В марте 2014 года, в возрасте 82 лет он ушел на заслуженный отдых.

Учитель: А кто назовет, как правильно называется место, где мы сейчас находимся? А на какие части делится Астраханский биосферный заповедник?/ответы/. А в этом вам поможет мой помощник СОВ.

Астраханский государственный заповедник расположен в дельте Волги. Кругом вода, острова, заросшие тростником, рогозом, ивой. Пройдя больше 3000 км, Волга разветвляется на десятки рукавов, протоков, ериков. А между ними, на островах, в трех изолированных участках, расположен Астраханский заповедник: на западе - Дамчикский, в центре - Трехизбинский, на востоке - Обжоровский.

Учитель: Ребята и снова вопросы от СОВа. А знаете ли вы, какие растения произрастают в Астраханском заповеднике? Назовите их. /Ответы учащихся/. Растительный мир Астраханского заповедника включает 314 видов растений, которые относятся к 64 семействам. В целом растительность представлена четырьмя комплексами: лесным, кустарниковым, луговым и водным. Основные древесные породы заповедника — ивы белая и трехтычинковая. Среди кустарников распространены тамарикс и аморфа. Вдоль берегов Волги растительность болотистых лугов представлена преимущественно тростником, камышом и рогозом, пыреем ползучим, полевицей. Представители водных растений кувшинка чисто-белая, кубышка желтая нимфейник, рдест.

Учитель: Что-то СОН разволновался. А оказывается, он хочет с вами поиграть в игру «Попробуй, отгадай». Он вам будет показывать растение, а вы попробуйте отгадать его название.

Игра: «Попробуй, угадай».

Ряска, чилим, камыш, рогоз, тростник, кувшинка, кубышка, нимфейник, лотос, тамариск, аморфа, ива белая.

Учитель: А СОВу натерпится рассказать вам о животном мире заповедника. В Астраханском заповеднике обитает 256 видов птиц и 60 — рыб. Это: выдра, полевая мышь, дикий кабан, волк, лисица, ондатра, енотовидная собака. Очень богат мир птиц заповедника. Недаром здешние места называют птичьей гостиницей. По подсчетам ученых, здесь обитает 256 видов птиц, 76 из которых — редкие. Это: белый журавль или стерх, белая цапля, баклан, каравайка, колпица, гуси, утки, фазаны, пеликаны. В водах Астраханского заповедника обитает большое количество рыбы. Интересно, что встречаются здесь даже такие древние гиганты, как белуга, севрюга и осётр. Самое многочисленное семейство представляют сазан, сом, щука, судак, окунь, бычки, колюшка, сельдь, вобла, жерех. Разнообразен и мир насекомых Астраханского заповедника. Их количество равняется приблизительно 1250 видам: стрекозы, сверчки, ручейники, цикады, жуки плавунцы, водолюбы, листоеды, долгоносики, жужелицы. Много пауков.

СОВ: Живой символ Астраханского заповедника – большая белая цапля. Видео: «Белая цапля»

Учитель: А сейчас загадки от СОВа и СОНа. «Попробуй, отгадай!» о животном мире Астраханского заповедника.

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы —

Уши больше головы? /Заяц/

Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху блюдо, снизу блюдо,

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит, да ноги. /Черепаха/

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк)

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка)

Живу я в поле и в лесу

Ношу монету на носу.

Я никому её не дам-

Она моя, а я… /Кабан/

От зубастой щуки скрылся,

В зарослях он притаился.

Выплыл с тины серебрясь...

Подскажите, кто? /Карась/

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

/Кузнечик/

Птица хищная с ушами

Громко ухает ночами. (Сова)

Выходит на охоту

Она, как на работу.

Плотва и караси,

Пощады не проси!

Она в пруду хозяйка.

Кто это? Угадай-ка! /Щука/

В омуте речном живет,

У него огромный рот,

Вы слыхали о таком?

Ну конечно, это … /Сом/

Учитель: И снова вопрос от СОВа и СОНа. А знаете ли вы ребята, какие растения и животные заповедника занесены в Красную книгу?

СОН: В Красную книгу Российской Федерации и Астраханской области внесено 7 видов растений такие как: ряска горбатая, лютик языколистый, девясил каспийский, лотос орехоносный марсилея египетская, чилим, альдрованда пузырчатая.

СОВ: В Красную книгу РФ внесены такие виды рыб как: шип, каспийская минога, волжская сельдь, шемая. Из класса земноводных отмечено 4 вида: обыкновенная чесночница, озёрная лягушка, обыкновенная квакша, зелёная жаба. Звери: барсук, бобр, перевязка, камышовый кот, выхухоль, вечерница. Птицы: кудрявый пеликан, колпица, каравайка, египетская цапля, скопа, орлан-белохвост, балобан, стрепет, ходулочник, сизоворонка, сапсан, беркут, степной орёл, стерх, дрофа, розовый пеликан, чёрный аист, фламинго.

Учитель: Главной и незабываемой достопримечательностью Астраханского биосферного природного заповедника, кроме удивительных по красоте пейзажей, являются плантации лотоса орехоносного (каспийского) – удивительные по нежности и красоте розовые цветы с огромными (до 80 см) плавающими в воде листьями.

Видео: «Астраханский лотос»

5 этап Физкультминутка. Физкультминутку проведет СОН. Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся за парты)

6. Контроль усвоения, закрепление. СОВ и СОН предлагает вам нарисовать запрещающие знаки и все ребята знали, что этого нельзя делать. Творческая работа. Групповая. Подумайте и нарисуйте запрещающие знаки. 1 группа - « Не рвать цветы» 2 группа – «Не разорять птичьи гнёзда» 3 группа – «Не брать из леса животных и их детенышей» 4 группа – «Не вытаптывать траву»

7. Рефлексия. Игра: «Животные и растения Астраханского заповедника». Ребята по очереди называют растение или животное Астраханского заповедника. Кто не смог выбывает из игры. Последний - ПОБЕДИТЕЛЬ игры.

На партах у вас есть смайлики, уходя из кабинета, положите их в коробку: - Мне всё понятно (с улыбкой) - Есть вопросы (без улыбки) - Ничего не понял (с грустным выражением) Учитель: Итак, наш урок подходит к концу. Вот видите, какая интересная и загадочная природа Астраханского биосферного заповедника. Сколько там разных и необычных животных можно повстречать, сколько интересных мест можно увидеть ... Нам с вами повезло, и этот рай мы увидим с высоты птичьего полёта. А чтобы нам не скучно было, да и с пользой для себя, по пути к вышке мы поиграем в игру.

8. Домашнее задание.

Составить презентацию «Астраханский биосферный заповедник» и презентовать её на уроке или на внеклассном мероприятии.

Учитель: Ребята, спасибо за урок. СОВ и СОН также прощаются с вами. До новых встреч!


9. Литература

http://www.wikihunt.ru/Астраханский_заповедник

ЖЗЛ http://oopt-ru.livejournal.com/83559.html

http://keepslide.com/no_category/107074

Флора.http://www.zapoved.net/index.php?option=com_mtree&task=viewlink&link_id=3274

https://yandex.ru/search/?text

https://yandex.ru/images/search?text=


«Путешествие по Астраханскому заповеднику».

Отправлен сертификат:Конкурс «ЭКОУРОК» - на лучшее занятие по экологии

Авторизация

с помощью социальных сетей
для голосования необходима авторизация, с помощью соц. сетей

Принимай участие

Участник движения «Зеленая Россия»

CТАТЬ УЧАСТНИКОМ 
ДВИЖЕНИЯ 
«ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Заполнить заявление
Решение проблем окуржающей среды

НАПИСАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ 
В ОБЩЕСТВЕННУЮ 
ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ПРИЕМНУЮ

Обратиться в ОЭП
Лес победы

СПЕЦИАЛЬНЫЙ 
ПРОЕКТ 
«ЛЕС ПОБЕДЫ»

Стать участником

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРТНЕРЫ ОЭОД «ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

ПАРТНЕРЫ ОЭОД «ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Присоединяйся к нам в социальных сетях!

Подписаться на новости

ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ И ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

ОЭОД «Зеленая Россия»

119034, Москва, ул. Ул. Большая Ордынка

info@genyborka.ru | 8 (499) 372 12 84 11.00 до 16.00

http://les1945.ru/

http://ecogifts.tilda.ws/