Общероссийское экологическое общественное движение
Победитель в национальной премии «Хрустальный компас»
Зеленая Россия

Проекты «Зеленой России»

4

Голосование завершено
777

Говорова Алевтина Николаевна (16 лет) - Экскурсия к реке Вычегда

Министерство образования и молодежной политики Республики Коми

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми

«Специальная (коррекционная) школа № 41» г. Сыктывкара

(ГОУ РК «С(К)Ш № 41» г. Сыктывкара)

«41 №-а торъя (коррекционной) школа» Сыктывкарын Коми Республикаса

канмуобщеобразовательной учреждение

ул. Мира, д. 4, Сыктывкар, Республика Коми,167018

Тел/факс (8212) 627-346; e-mail: skosh41@minobr.rkomi.ru

М Е Т О Д И Ч Е С К А Я Р А З Р А Б О Т К А

В Н Е К Л А С С Н О Г О М Е Р О П Р И Я Т И Я

на тему

«Река Вычегда»

Экскурсия

Автор – составитель:

Говорова А.Н.

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

2017 г

Пояснительная записка

Данная методическая разработка мероприятия (экскурсии) может быть использована во внеурочной деятельности с учащимися с ОВЗ.

Сроки проведения: первая неделя сентября или конец мая.

Возрастная категория учащихся: младшие школьники, 4 класс

Цель: формирование у учащихся интереса к изучению природы родного коми края, воспитание ответственности за состояние окружающей среды.

Задачи

· Коррекционно – образовательные:

- формировать знания о природе и её закономерностях;

- обеспечение преемственности в содержании взаимосвязанных учебных дисциплин – «Развитие устной речи», «Живой мир», «Окружающий мир», «Чтение»;

- обеспечение сознательного усвоения и закрепления изучаемого материала через экскурсию, выполнение практических заданий;

- формирование и активизация коммуникативной функции речи, посредством опоры на знания учащихся, полученных в курсах учебных дисциплин «Русский язык и развитие речи», «Чтение и развитие речи».

· Коррекционно – развивающие:

- формирование познавательных интересов, учебной мотивации, стимулирование поисково - познавательной активности, внимания учащихся с ОВЗ;

- обеспечение педагогической помощи в раскрытии потенциальных возможностей ребенка;

- коррекция речи и пополнение словаря учащихся новыми терминами.

· Коррекционно – воспитательные:

- обеспечение условий нравственного, экологического воспитания учащихся,

- формирование у учащихся чувство ответственности за состояние окружающей среды; развитие чувства эмпатии, сопереживания,

- способствовать сплочению детского коллектива.

Форма занятия: коллективная.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

В результате проведения экскурсии учащиеся должны знать:

· представителей растительного и животного мира реки Вычегда;

· понятия «исток», «притоки» реки;

· соблюдать правила поведения у реки.

Уметь:

· применять ранее полученные знания на практике;

· приводить примеры растений и животных, обитаемых рядом с водоемом;

· приводить в порядок окружающую среду.

Перед проведением экскурсии проводится инструктаж по технике безопасности на экскурсиях и в турпоходах, с записью в журнал инстуктажа.

Конспект занятия.

«Республика Коми. Эжва. Река Вычегда»

1. Организационный момент.

- Сегодня на уроке мы с вами пойдём на экскурсию к реке, которая протекает возле нашего Эжвинского района. Узнаем её историю, какие растения, и какие животные обитают на её берегах. Приведем в порядок небольшой участок берега реки. Прежде чем отправиться на экскурсию, давайте вспомним, как вести себя по дороге, у реки. (Соблюдать правила дорожного движения, у реки не шуметь, не сорить)

-Кто из вас вспомнит, как называется наша река? (Вычегда, по коми - Эжва)

2. Основная часть.

- Вот мы и пришли на нашу речку. Полюбуйтесь, какая она красивая. Всё вокруг зелёное и синяя вода. Оказывается, ребята, наша речка является самой родной и любимой не только людям, живущим в республике Коми, но и жителям Архангельской области.

- Хотите отправиться в путешествие по реке? Сначала мы с вами мысленно переместимся на большую лодку, на которой мы поплывем по нашей речке. И путешествие мы начнём в самом начале реки. Для этого нам с вами нужно «поехать» в Усть-Куломский район и пройти пешком немало километров по тайге, к болоту Дзур-Нюр, образованное из слияния двух ручьёв — Лун-Бож и Вой-Вож. Место, где берёт начало река называется исток.

- Итак, мы с вами проплыли на нашей лодке 2 ручья, что происходит с ручейками? (они становятся шире) Постепенно с этим ручейком сливаются другие ручьи - притоки. У нашей реки Вычегда очень много притоков, больше тысячи! И один из притоков находится рядом с нашим районом и называется Вишера.

- Речка становится все полноводнее и мало-помалу превращается в большую реку. Именно так из ручейка рождается Вычегда.

- Чем дальше течет река, тем больше воды поступает в нее, стекая из мелких ручейков. В конце пути наша полноводная река может впадать в море или озеро. А если вдруг на пути встретится другая, более крупная река, то наша река может стать ее притоком. И наша река вместе с другими реками являются притоками большой реки под названием Северная Двина. А эта река впадает в Белое море.

- Какое коми название имеет наша? (Эжва)

- Древнее название реки на языке коми — Эжва, что значит «луговая вода», по другой версии — «жёлтая вода».

- Говорят, раньше река Вычегда была судоходной. По реке плавали древние суда. Что могли возить на судах (продукты, одежду, людей, лес). А что мы наблюдаем сейчас? (по реке сплавляют только лес и только весной, потому что речка высыхает летом и по ней невозможно передвигаться даже малым катерам).

-Люди всегда строили свои дома у рек. Почему? Людям нужна вода для питья и пищи. Вода нужна животным и растениям.

-Да, раньше не было водопроводов, как сейчас, и речка и поила и кормила. И наши предки обосновались у реки Вычегда и вырос наш замечательный район Эжва.

Я сейчас прочитаю вам стихотворение Алексея Ткачева

Красоты полна и величия,

К морю Белому мчится Вычегда.

Глубока река - вброд не выбрести.

Может целое море вынести!

А по берегу все леса, леса…

Зори ясные разгораются!

Воют с осени вьюги нервные,

Да белы весной рощи вербные.

Лето знойное, ночи светлые,

Сосны стройные, благолепные.

Там и дышится, и мечтается!

Всё хорошее вспоминается!

- Как называет поэт нашу реку? (красоты полна и величия, глубока река). С какими чувствами написал поэт это стихотворение?

- Возле воды принято отдыхать – тут свежий воздух, «легко дышится, мечтается, все хорошее вспоминается».

- Река - это сообщество, где все друг другу нужны: и растения, и животные. А в нашей реке водятся рыбы? Какие? Как называются рыбы, которые водятся в реке? (водится щука, лещ, стерлядь, налим, окунь, сорога и др. рыбы – речные)

- Какие насекомые водятся возле речки? (бабочки, стрекозы, комары, мухи, улитки, жуки и т.д.)

Игра «Покажи животное» дети изображают животных мимикой и движениями.

-Дети, обратите внимание на растения у реки. У реки растут те растения, которые не могут жить без воды. Это подорожник, клевер и другие. По берегам рек очень часто встречается дерево ива.

- Скажите, приятно смотреть, когда вокруг нас чистая и красивая природа?

Мы тоже можем помочь взрослым сохранять нашу природу, например: мы можем заботиться о состоянии нашей Вычегды. К сожалению, на берегах реки мы с вами видим много мусора, хлама.

- Кто кидает этот мусор? (Люди).

- Как вы думаете, а можно было избежать захламлённых мусором берегов нашей реки? Как? (Не сорить людям, не кидать мусор, не сливать грязные сточные воды).

Послушайте историю.

Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают и едят.
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли и поляночку нашли,
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.
И, как будто, нам назло, даже битое стекло.
Мы приехали на речку понедельник провести.
Только чистого местечка возле речки не найти.
(С. Михалков “Прогулка”)

– Как вы думаете, правильно ли вели себя возле речки отдыхающие? Какие правила, они нарушили? Что произойдет с рекой, если все люди так будут поступать?

- Сейчас мы очистим полянку от мусора, соберем его в пакеты, а потом унесем на мусорку. Проводится акция «Очистим площадку реки от мусора»

- Давайте будем беречь нашу речку. Реки – это жизнь, это красота вокруг нас!

Подведение итога

- Вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Вода добрый друг и помощник. Ребята, давайте беречь воду всегда и везде, потому, что без воды невозможна наша жизнь.

- Что было особенно интересным для вас на экскурсии? Помните: Берегите себя и мир, в котором вы живете!

Домашнее задание

Нарисовать рисунок о чистой реке Вычегде.


Экоурок разработан в форме экскурсии на территорию реки Вычегда. Основная цель урока: формирование у учащихся интереса к изучению природы родного коми края, воспитание ответственности за состояние окружающей среды.

Отправлен сертификат:Конкурс «ЭКОУРОК» - на лучшее занятие по экологии

Авторизация

с помощью социальных сетей
для голосования необходима авторизация, с помощью соц. сетей

Принимай участие

Участник движения «Зеленая Россия»

CТАТЬ УЧАСТНИКОМ 
ДВИЖЕНИЯ 
«ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Заполнить заявление
Решение проблем окуржающей среды

НАПИСАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ 
В ОБЩЕСТВЕННУЮ 
ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ПРИЕМНУЮ

Обратиться в ОЭП
Лес победы

СПЕЦИАЛЬНЫЙ 
ПРОЕКТ 
«ЛЕС ПОБЕДЫ»

Стать участником

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРТНЕРЫ ОЭОД «ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

ПАРТНЕРЫ ОЭОД «ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Присоединяйся к нам в социальных сетях!

Подписаться на новости

ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ И ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

ОЭОД «Зеленая Россия»

119034, Москва, ул. Ул. Большая Ордынка

info@genyborka.ru | 8 (499) 372 12 84 11.00 до 16.00

http://les1945.ru/

http://ecogifts.tilda.ws/