Голосование завершено
Шепелева Ирина Петровна (26 лет) - Методическая разработка по проблемам ТБО игра - вертушка "Мусорный калейдоскоп"
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования г. Хабаровска
«Детский экологический центр «Косатка»
Методическая разработка по проблемам ТБО
игра - вертушка
«Мусорный калейдоскоп»
https://cloud.mail.ru/public/KPEi/58LkF3vqF
Приложения к занятию(Игра, задания, презентации, мультфильмы)
Шепелева Ирина Петровна
методист, педагог дополнительного образования
г. Хабаровск
Введение
Актуальность
В настоящее время в городах очень остро стоит проблема утилизации бытового мусора. Борьба с различными видами мусора – одна из главных проблем экологии. Сколько мусора можно увидеть, пройдя по улицам нашего города, заглянув во дворы и подъезды. Картина печальная – и это все следы нашей экологической неграмотности. Поэтому экологическая грамотность, осознание ответственности за судьбу природы, в том числе родного края, необходимы каждому человеку. Начинать воспитывать экологическую грамотность необходимо с детства, так как дети эмоционально чувствительны к восприятию экологических проблем. Наиболее успешно это возможно реализовать через практико-ориентированную деятельность. Игра проводится в рамках «Дней защиты от экологической опасности». Игра проводится с целью вовлечения учащихся в активную деятельность по изучению проблемы раздельного сбора мусора и возможности его вторичного использования, обучения ребят работе в группе, способствовать развитию креативного мышления учащихся.
Цель: вовлечение обучающихся в активную деятельность по изучению проблемы раздельного сбора мусора и возможности его вторичного использования.
Задачи:
привлечь внимание школьников, к проблеме ТБО;
актуализировать личностный подход в решении проблемы отходов в быту;
создать условия для развития активной жизненной позиции через реализацию творческих способностей детей.
Продолжительность игры: 1 час 30 минут.
Целевая аудитория–учащиеся 12 - 15 лет. В команде пять - шесть игроков, капитанами команд могут быть родители. Новизна заключается в том, что в данной игре участвуют воспитанники разных объединений (разных классов), организуется плодотворное взаимодействие учащихся, расширяется социальный опыт общения. Кроме того, к участию в мероприятии привлекаются и родители. Игра - вертушка проходит по станциям.
Методы: поисковые, эврестические, интерактивные, видеометод.
Формы: игра – вертушка, работа в команде.
Технические средства: компьютеры, проекторы (интерактивные доски), презентации для каждой станции, видеоролики.
Оборудование: парафин, спиртовка, формочки, спички.
Методическое обеспечение: плакаты с афоризмами, фотографии несанкционированных свалок , выставка поделок из ТБО «Мусор – это просто…Мусор – это сложно», цветные карандаши, ватман, стикеры, пакеты, ТБО, кроссворд, карточки с заданиями, таблицы, сигнальные карточки.
Подготовка к игре.
1. Для организации этого мероприятия необходимо продумать конкурсы-этапы,
2. Количество конкурсов должно быть равно количеству команд. На каждой станции находятся ответственный педагог и учащийся - «Юный гарболог», чётко знающие правила данного конкурса.
3. Для каждой станции подготовлены презентации. (приложение № 1).
4. Для всех команд готовится красиво оформленный маршрутный лист (приложение № 11).
5. На нём указаны этапы пути, старт и последовательность прохождения. Для каждой команды старт сдвигается на один этап, чтобы, по возможности, избежать скопления нескольких команд в одном месте.
6. Командам заранее выдается домашнее задание – выбрать капитана, подготовить название, девиз и эмблему.
Перед началом участникам объясняют условия игры, капитан каждой из команд получает маршрутный лист. Команда отправляется по станциям, начиная со станции выделенной красным цветом, строго по порядку номеров в маршрутном листе. В маршрутных листах намечен порядок посещения станций. На каждой станции команды получают определенное задание. Время пребывания на каждой станции 10 минут. Выполнив задание, команда переходит на следующую станцию. Станций всего 7, работа команды на каждой станции оценивается по правилам, которые определяют руководитель станции и «Юный гарболог». Учитывается не только качество ответа, но и организованность команды, массовость в решении вопросов. Число очков, полученное командой, сразу проставляется в бланк маршрутного листа. На последней станции капитан сдает маршрутный лист ответственному за станцию. После прохождения командами маршрута ответственные по станциям сдают маршрутные листы руководителю игры и подводят итоги игры, заполнив сводную таблицу (в печатном виде и в формате Microsoft Power Point, которая выводится на экран). Подведение итогов - по окончанию игры. На последнем этапе все команды собираются в одной точке, в одном месте.
Ход мероприятия (сценарий)
I. Организационный этап
II. Актуализация. Вступительное слово, приветствие участников
Мультфильм (приложение № 2)
Ведущий № 1: Проблема отходов важна для каждого из нас и для всего человечества. Многие из нас не задумываются, что мы выкидываем и куда это потом девается. А между тем, наш мусор – один из наших врагов. Он вреден уже хотя бы тем, что занимает площадь, которую можно было бы использовать для более полезных целей и портит пейзаж.
Ведущий № 2: По данным Департамента природных ресурсов по Дальневосточному региону в Хабаровске ежегодно образуется до 500 тыс. т различных отходов, из которых 190 тыс. т составляют ТБО. Кроме того, разные виды мусора наносят свой специфический вред и требуют разных мер обезвреживания. В любом случае, поскольку мусор – наш враг, его надо знать в «лицо».
Ведущий № 1: Подсчитано, что каждый горожанин у нас выбрасывает за год более 300 кг мусора. Он образует буквально горы бытовых отходов. Страшно представить, что будет через несколько столетий… Ведь с каждым днем человечество производит все больше и больше мусора. Целые парки превращаются в свалки, а ведь 70% отходов могут быть переработаны!
Ведущий № 2: Свалки занимают огромные площади, которые можно было бы использовать для более полезных целей, горы мусора портят пейзаж. Продукты разложения отходов наносят свой специфический вред и требуют разных мер обезвреживания. В любом случае, поскольку мусор – наш враг, его надо знать в «лицо».
Презентация «Мусорный калейдоскоп» (приложение № 3).
Ведущий № 1: Сегодня нас закрутит удивительный мусорный калейдоскоп, станции будут сменять друг друга как разноцветные картинки этого устройства. (слайд №1)
Ведущий № 2: На каждой станции вас будут встречать руководители станций и «Юные гарбологи» (представление педагогов и учащихся, работающих на станциях):
- «Ребята, а что такое гарбология? Гарбология – (слайд №2).
Ведущий № 1: А теперь давайте знакомиться ! (слайд № 3).
(Проходит жеребьевка. Капитан каждой команды выбирает на слайде «Жеребьевка» воздушный шарик, с номером станции, с которой данная команда начнет движение по станциям). Презентация команд: название, девиз. Названия команд вносятся в маршрутные листы и сводную таблицу, капитаны получают маршрутные листы. (слайд № 4)
1. Станция «Мусорный алфавит».
Юный гарболог. Любая человеческая деятельность порождает мусор. Сегодня мы поговорим о твердых бытовых отходах (ТБО). Проблема ликвидации ТБО была известна еще на заре человеческих поселений. Доисторические свалки – это важные объекты исследования археологов. С тех пор масштабы образования мусора на планете выросли в сотни тысяч раз. В настоящее время на земном шаре ежегодно образуется около 1 миллиарда тонн бытового мусора, в том числе в России до 30 миллионов тонн. С развитием науки изменился и его качественный состав. Давайте заглянем в мусорное ведро. Чего там только нет! Разнообразен состав мусора!
Задание 1. За определённое время (3 минуты) команда должна вспомнить как можно больше наименований бытовых отходов, начинающихся на разные буквы алфавита (по одному на каждую букву). Побеждает команда, которая придумает больше названий.
Задание 2. Мусорное буриме. (7 минут). Капитан выбирает конверт, в котором находятся карточки с группой слов. Ребятам предлагается придумать стихотворение. (Приложение № 4)
1. Отходы,
доходы,
гадалка,
свалка.
2. Упаковка,
газировка,
бросаем,
убираем.
3. Пойду,
найду,
пакет,
на амулет!
4. Бумага,
оврага,
горит,
благодарит.
2. Станция «Моя мусорная корзина»
Юный гарболог. Проводит опыт. (3 минуты)
Расплавляем на спиртовке парафин.
Переливаем его в формочки. Что произошло? Объясните.
(Форма изменилась, а парафин остался парафином).
Какие отходы можно перерабатывать так же?
(Так же перерабатывается стекло, пластмасса, металл).
Юный гарболог . Вспомним, что мы дома выбрасываем в мусорное ведро. (3 минуты.)
Задание 1. Заполняем мусорное ведро отходами (Плакат с изображением мусорного ведра, на котором наклеены стикеры с названием отходов). Например: кости от курицы, пластиковая бутылка, фантики от конфет, коробки из-под молока, чёрствый хлеб, кожура от цитрусовых, скорлупа от яиц, консервные банки, перегоревшая лампочка, кожура от апельсинов, стеклянные бутылки, заварка (старая), старая одежда, пластиковые бутылки, сломанный карандаш, газета, сломанные игрушки, погибшие комнатные растения и т.д.
(Приложение № 5)
Мусор в ведре |
Где можно использовать вторично |
Кости от курицы |
Можно накормить бездомных собак |
Пластиковая бутылка |
Сделать кормушку для птиц |
Фантики от конфет |
Сделать поделки |
Коробки из-под молока |
Использовать для выращивания рассады |
Чёрствый хлеб |
Накормить птиц, использовать в кулинарии, сухарики… |
Кожура от цитрусовых |
Можно использовать, как средство от моли, использовать для выпечки и приготовления желе |
Скорлупа от яиц |
Сделать поделки. Использовать в огороде, как удобрение |
Консервные банки |
Сделать мебель для кукол |
Перегоревшая лампочка |
Использовать для штопки носков |
Кожура от апельсинов |
Добавить в тесто, получится торт со вкусом апельсина |
Стеклянные бутылки |
Сдать и получить деньги |
Заварка (старая) |
Удобрение для огорода |
Старая одежда |
Сшить мягкие игрушки. Отдать нуждающимся людям |
Пластиковые бутылки |
Сделать воронку, поделку, теплицу. |
Сломанный карандаш |
Держатель для полок |
Газета |
Сдать в макулатуру, папье - маше |
Сломанные игрушки |
Сделать поделки |
Погибшие комнатные растения |
компост |
Задание 2: (4 минуты). Выбрать из корзины: какие предметы бытового мусора можно действительно выбросить; какие предметы бытового мусора можно использовать повторно. (Стикеры с названием отходов переклеить на плакат «Вторсырьё». Объяснить, каким образом можно использовать эти отходы. После работы в проводится общее обсуждение проблемы утилизации и возможности повторного использования бытового мусора. Участниками выбираются самые оригинальные способы использования вторсырья.
3. Станция «Сортировочная»
Юный гарболог. Все больше отходов производит человечество. Как же сделать так, чтобы Земля не превратилась в огромную свалку? Существует три разных пути утилизации мусора:
1. Организация свалок.
2. Вторичное использование отходов.
3. Сжигание.
Какой из них самый безопасный и экономный?
-Вторичное использование отходов. Именно этот способ сберегает огромные ресурсы.
(Слайд презентации Макулатура) .
Юный гарболог. На производство газет из старой бумаги тратится на 30 – 50% энергии меньше, чем на производство бумаги из древесины. Это снижает загрязнение воздуха на 95%.
(Слайд презентации Алюминиевые банки) .
Юный гарболог. При получении алюминия из вторсырья энергии используется на 90% меньше, чем при получении его из алюминиевой стружки; энергия, сэкономленная при переработке одной алюминиевой банки, даст возможность работать одному телевизору в течение трех часов.
Прежде, чем мусор переработать повторно, его необходимо рассортировать. Сортировать необходимо в момент, когда его выбрасывают. Во многих странах мира мусоровозы вывозят только рассортированные по разным пакетам отходы. У нас в Хабаровске появились контейнеры для стекла и пластика.
Задание 1. (2 минуты). Командам предлагаются наборы бытовых отходов (бумага, пластиковые бутылки, консервные банки и т.д.) По сигналу ведущего участники сортируют мусор по пакетам или ведрам с маркировкой разного цвета. (Спецотходы - отдельно!).
белый – для бумаги
голубой – пищевые отходы
красный – металлы
зеленый – пластмассы
желтый – стекло
фиолетовый – дерево
Задание 2. Альтернатива пластику! (з минуты) (приложение № 6)
Пластмасса |
Альтернатива |
пластмассовые молочные пакеты |
|
одноразовые бритвы |
|
пластмассовые бутылки |
|
одноразовые клеенки |
|
пластмассовые тарелки, кружки |
|
полиэтиленовые пакеты |
|
пластиковая упаковка для торта |
|
пластиковый флакон для шампуни |
|
полиэтиленовый плащ - дождевик |
(Примерные ответы:
сосуды из плотной бумаги или стекла
хлопчатобумажные полотна
металлические лезвия
керамическая или стеклянная посуда
возвращаемые стеклянные бутылки
бумажные и текстильные сумки
картонная коробка
зонт, тканевый плащ)
Задание 3. (5 минут). Разгадав кроссворд, в выделенных вертикальных клеточках, вы найдёте средство для вывоза мусора на свалки (приложение № 7).
1. Средство для подметания мусора.
2. Это отслужившие свой срок изделия из бумаги и картона, а также бумажные отходы полиграфических предприятий, фабрик беловых товаров.
3. Куда свозят все ТБО?
4. Его делают из песка, брошенное в лесу оно может стать причиной пожара.
5. Вторая жизнь бытовых отходов.
6. Основной производитель ТБО.
7. Маленький робот-труженик, который необыкновенно любознателен и чистюля.
8. Грязная вода после мытья посуды, стирки, уборки.
9. Ущерб, наносимый природе, среде обитания вредными веществами, выбросами, отходами.
1 |
|||||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||||
3 |
|||||||||||||||||
4 |
|||||||||||||||||
5 |
|||||||||||||||||
6 |
|||||||||||||||||
7 |
|||||||||||||||||
8 |
|||||||||||||||||
9 |
р |
Ответы:
1. Метла
2. Макулатура
3. Свалка
4. Стекло
5. Рециклинг
6. Человек
7. Валли
8. Помои
9. Загрязнение
10. Станция «Полезное из бесполезного» (10 баллов)
Задание: Участникам предлагается изготовить из предметов бытового мусора изделие.
Набор мусора одинаков для всех команд. После изготовления вещи, каждая команда
презентует изделие, предлагает рекламу вещи.
4. Станция «Стоп, мусор!» (10 баллов)
Задание: Участники должны составить листовку-обращение по уменьшению количества выбрасываемого бытового мусора в семьях нашего города (выразить свои мысли).
5. Станция «Мусорный семафор» (25 баллов)
Задание 1. (На столах карточки зеленого и красного цветов. Если ребята согласны с утверждением, поднимают зеленый знак, если нет – красный). (10 баллов) (приложение № 8.)
1. Городская свалка бытовых отходов – это источник загрязнения воды, воздуха, почвы ядовитыми веществами.
2. Органические (пищевые) отходы (все что гниет и разлагается) можно возвратить непосредственно в природные круговороты.
3. Стекло, бумагу, консервные банки из алюминия и железа нельзя переработать для повторного использования.
4. Пластиковые и пластмассовые изделия, токсические вещества, содержащиеся в ртутных лампах, батарейках переработать сложно, следовательно, чем их больше, тем лучше.
5. Отходы – это сырье, из которого можно сделать новые тетради и блокноты, посуду, упаковку и т. д.
6. Бытовые отходы не обязательно собирать в раздельные контейнеры.
7. Если ты будешь бережно относиться к своим вещам (книгам, игрушкам и др.), это поможет решению проблемы бытовых отходов.
8. Для природы будет полезней, если в вашем мусорном ведре будет много полиэтиленовых и пластмассовых изделий.
9. Человечество уже сегодня вынуждено соизмерять свои желания (потребности) с возможностями природы. Человеку необходимо уменьшить свои потребности ради сохранения природы и своего здоровья.
10. ТБО являются источником экологической опасности, потому что
распространяют неприятный запах и являются средой для размножения болезнетворных бактерий, насекомых и грызунов – переносчиков инфекционных заболеваний.
Юный гарболог . Как долго продукты нашей жизнедеятельности будут загрязнять окружающую среду? Какие из них могут найти наши внуки, а какие – правнуки? Сколько времени потребуется на переработку отходов в естественной среде?
Задание 2. За определенное время участники заполняют колонку «Предполагаемые сроки разложения» в карточке. (15 баллов) (приложение № 9).
Наименование мусора |
Предполагаемые сроки разложения |
Помет животных |
до 10 дней |
Пищевые отходы |
от 10 дней до 1 месяца |
Бумажное полотенце |
2-3 недели |
Банановая кожура |
3-4 недели |
Листья, семена, веточки |
от 1 месяца до 1 сезона |
Газетная бумага |
от 1 месяца до 1 сезона |
Огрызок от яблока |
2 месяца |
Апельсиновая кожура |
6 месяцев |
Картонные коробки |
до 1 года |
Веревка |
1-1,5 года |
Изделия из натуральных тканей |
2-3 года |
Шерстяной носок |
1-5 лет |
Коробка из-под молока |
5 лет |
Крупные ветки |
до 10 лет |
Доски деревянные |
до 10 лет |
Окурок |
10-12 лет |
Синтетическая ткань, кожаная обувь |
до 40 лет |
Пенопластовый стакан |
50 лет |
Жестяная банка |
до 90 лет |
Фольга |
до 100 лет |
Обломки кирпича, бетона |
до 100 лет |
Авто аккумуляторы |
до 100 лет |
Металлические изделия |
100 лет и более |
Электрические батарейки |
до 100 лет |
Резиновые покрышки |
более 100 лет |
Пластиковые бутылки |
более 100 лет |
Полиэтиленовая пленка |
200 лет |
Одноразовый подгузник |
500 лет |
Алюминиевые банки |
500 лет |
Стекло |
более 1000 лет |
Команды озвучивают ответы. Ведущий объявляет правильные сроки разложения. ( приложение № 3 , слайд № 5). За каждый ответ, близкий к верному – 0,5 балла за каждое наименование).
6. Станция «Интерактивная»
Интерактивная игра. Игра «Что мы знаем о ТБО» (приложение № 10) построена в программе Microsoft PowerPoint с гиперссылками и триггерами. Игра запускается открытием файла Презентация. На первом слайде изображены «мусорные ведра» с номерами вопросов от 1 до 28.
В
ходе игры команда - участник выбирает номер вопроса. Ведущий наводит курсор мыши на названную
ячейку и нажимает на неё, на экране появляется вопрос, который зачитывается.
(Обратите внимание! После открытия
вопроса ни каких щелчков мышью не должно быть, - иначе на экране появится ответ). Команда выбирает номер вопроса, организатор
наводит курсор на ведро с названным номером, на экране появляется вопрос. Команды
обсуждают ответ, по решению капитана участник команды отвечает на вопрос.
При наведении курсора на значок , происходит переход на игровое поле. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить команда на этой станции – 28. (Чем больше вопросов откроет команда за данное время, тем большее количество баллов может заработать).
Подведение итогов игры.
Ребята зачитывают стихотворения, созданные на станции «Мусорный алфавит» (конкурс «Буриме»).
На экране слайд презентации «Сводная таблица», в которую внесены баллы по итогам конкурсов на каждой станции. Награждение победителей.
Литература
1. Дайнега Дмитрий Валерьевич «Из отходов в доходы», Снежинск 2013
2. Вайсман Я.И., Миронов Д., Рудакова Л.В. и другие. «Что делать с отходами? Книга о том, что нам делать с нашим мусором» - Пермь; Конвэк, 1998г.
3. Подольская Татьяна Николаевна, заместитель директора по учебной работе Станции юных натуралистов Экологическая игра “БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ” ( www. edu.k26.ru)
4. Мусор Земле не к лицу. Методическое пособие для учителей по организации мероприятий, направленных на формирование экологической культуры школьников в области обращения с отходами / Научный редактор д.б.н., проф. В.А Рассыпнов. – Барнаул: АКДЭЦ, 2013. – 66 с.
5. «Твердые бытовые отходы – наша общая проблема» Смертина Елена Ивановна, г. Курган
Начинать воспитывать экологическую грамотность необходимо с детства, так как дети эмоционально чувствительны к восприятию экологических проблем. Наиболее успешно это возможно реализовать через практико-ориентированную деятельность. Игра проводится в рамках «Дней защиты от экологической опасности». Игра проводится с целью вовлечения учащихся в активную деятельность по изучению проблемы раздельного сбора мусора и возможности его вторичного использования, обучения ребят работе в группе, способствовать развитию креативного мышления учащихся. Цель: вовлечение обучающихся в активную деятельность по изучению проблемы раздельного сбора мусора и возможности его вторичного использования
Отправлен сертификат:Конкурс «ЭКОУРОК» - на лучшее занятие по экологии