Общероссийское экологическое общественное движение
Победитель в национальной премии «Хрустальный компас»
Зеленая Россия

Проекты «Зеленой России»

3

Голосование завершено
777

Незамутдинова Елена Анатольевна -Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дисциплина: Экология

Группа: Г 2-2 по профессии «Повар, кондитер»

Тема урока: Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.

Цель урока: Формировать представление учащихся о заповедниках, заказниках, национальных парках и памятниках природы России.

Задачи:

Образовательные

1. Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях.

2. Формировать представление о заповедниках, заказниках, национальных парках и памятниках природы.

3. Определить роль охраняемых территорий.

4. Формировать экологическое мировоззрение.

Развивающие.

1. Способствовать повышению интереса к экологии.

2. Стимулировать желание расширить свой кругозор.

3. Способствовать развитию коммуникативных навыков: умения высказывать и отстаивать свою точку зрения.

4. Развитие познавательного интереса, речи, памяти, мышления.

5. Развивать навыки самостоятельной работы с источниками информации, способность анализировать, делать выводы, выступать перед одногруппниками и слушать выступления.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство коллективизма, деликатность, умение выслушать мнения других.

2. Чувство любви к истории родного края, своей стране.

3. Формировать активную гражданскую позицию.

4. Формировать умение видеть существующую проблему и предлагать пути её решения.

5. Воспитывать экологически грамотных людей.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Вид урока: урок- путешествие

Форма организации: фронтальная, групповая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, демонстрация, самостоятельная работа.

Основные понятия: особо охраняемая территория, заказник, заповедник, национальный парк, памятник природы.

Материально- техническое обеспечение урока:

Внутрипредметные связи: урок строится на знаниях, полученных на темах:

«История охраны природы России», «Типы организаций, способствующих охране природы».

Межпредметные связи: урок строится на знаниях, полученных при изучении дисциплин:

история, биология, география, русский язык, краеведение.

Оборудование:

1. учебник: Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. «Экология 10-11классы», Просвещение 2007

2. физическая карта России

3. карта Заповедники России

Методическое обеспечение урока:

-опорный конспект;

-презентация «Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы».

Технические средства: (компьютер, медиапроектор, демонстрационный экран)

Необходимые материалы: презентация к уроку (создана в программе Microsoft Power Point).

ФИО учителя Незамутдинова Елена Анатольевна

Технологическая карта урока

Этап урока

Наглядность

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Слайд 1

Различные источники информации по теме

Приветствие.

Рассадить учащихся по группам (2 чел).

Раздать каждой группе различные источники информации по данной теме.

Приветствие

Воспринимают информацию о ходе урока.

2. Постановка цели и мотивация учебной деятельности

Слайд 2

Объявление темы урока и цели.

Актуализация знаний

Воспринимают и осмысляют тему

Формулировка цели урока

Учащиеся читают стихи о природе

3. Изучение нового материала

Слайды 3-8

Слайды 9-25

Опорный конспект № 1

В тетради: тема урока

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, этническое, рекреационное и оздоровительное значение.

Рассказывает о категориях ООПТ заказники;

заповедники, в том числе биосферные;

национальные парки;

памятники природы;

природные парки;

дендрологические парки и ботанические сады;

лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Запись в тетради темы урока, определения ООПТ, заповедник, заказник, национальный парк, памятник природы

Учащиеся выступают с сообщениями об ООПТ

4. Закрепление новых знаний.

Опорный конспект № 2

Предлагает учащимся выполнить практическую работу, используя опорный конспект

Учащиеся выполняют практическую работу.

5. Рефлексия

Слайд 26

предлагает учащимся высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. сегодня я узнала…

2. было интересно…

3. я поняла, что…

4. меня удивило…

5. мне захотелось…

6. я попробую

Каждый учащийся выбирает для себя ответ

6. Оценка деятельности групп

Слайд 27

К сегодняшнему уроку вы подготовились, и я считаю, что вы поработали на «Отлично».

Читает стихотворение о природе.

Получают отметки

7. Домашнее задание

Слайд 28

Пользуясь интернет- ресурсами, предлагает учащимся подготовить сообщение о Памятниках Всемирного природного наследия

Учащиеся записывают домашнее задание

Ход урока

На доске эпиграф к уроку: «Охранять природу —

значит охранять Родину»

М.М.Пришвин

1. Организационный момент

· приветствие;

· проверка готовности учащихся к уроку.

Ребята, давайте проверим, кто из вас сможет подобрать больше эпитетов к словам на тему природы!

Игра на концентрацию внимания «подбери эпитет». (Записано на доске)

1. Тихий 1. Байкал

2. Седой 2. Каспий

3. Скалистые 3. Дон

4. Священный 4. Море

5. Могучая 5. Омут

6. Белая 6. Горы

7. Синее 7. Лебедь

8. Вишневый 8. Дюны

9. Песчаные 9. Лес

10. Непроходимый 10.Река

(Ответ: Тихий Дон, Седой Каспий, Скалистые Горы, Священный Байкал, Могучая Река, Белая Лебедь, Синее Море, Вишневый Омут, Песчаные Дюны, непроходимый Лес)

Преподаватель: (Постановка проблемного вопроса)

Ребята, вы потренировались искать эпитеты, а мне бы хотелось подобрать один такой для нашего с вами сегодняшнего занятия, как он будет называться вы ответите мне в конце занятия.

2. Актуализация знаний. Постановка цели.

Красоту природы нашей Родины воспевали в своих произведениях многие ученые, поэты, писатели и путешественники. Вспомним стихотворения о природе России. Давайте послушаем некоторые из них. Обратите внимание на то, как описывается природа.

(Учащиеся читают стихотворения)

1. Окружающая среда
Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.


А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.


Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису...
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда!
(Л. Фадеева)

2. В природе столько красоты!

В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.


Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...

Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.

(В. Чижов)

3. Наша планета

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

(Я. Аким)

Преподаватель:

История человека разумного, насчитывающая более 40 тысяч лет, - это история борьбы человека с окружающей средой, усугубления стремления подчинить природу своим интересам и потребностям. В результате к началу XXI века человеческая цивилизация оказалась на грани гибели в пучине экологической катастрофы. И, к величайшему сожалению, люди поняли это очень поздно, поэтому сейчас необходимо предпринимать экстренные и действенные меры по спасению природы и человека как её неотъемлемой части. Одной из таких мер является создание особо охраняемых природных территорий, представляющих собой бесценное достояние человечества. Наш урок посвящён изучению классификации особо охраняемых природных территорий, отличий их типов друг от друга, а также заочному знакомству с некоторыми из них. (Слайд 1).

Сегодня с помощью мультимедийной презентации мы совершим виртуальное путешествие по уникальным уголкам Земли, расширим свои представления о красоте и неповторимости природы нашей планеты.

Ну а начнём урок мы со стихотворного эпиграфа, который очень точно отражает остроту и актуальность проблемы сохранения жизни на Земле.

(Преподаватель читает стихотворение, текст проецируется на экран – Слайд 2).

Как яблоко на блюде,

У нас Земля одна.

Не торопитесь, люди,

Всё выскрести до дна.

Не мудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков!

Мы общей жизни зёрна,

Одной судьбы родня,

Нам пировать позорно

В счёт будущего дня!

Поймите это, люди,

Как собственный наказ,

Не то Земли не будет

И каждого из нас!

3. Изучение нового материала.

Преподаватель: Особо охраняемые природные территории (сокращённо ООПТ) – это участки земной поверхности, полностью или частично выведенные из хозяйственного использования, так как на них располагаются природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение (Слайд 3). Какие виды особо охраняемых природных территорий вам уже известны?

Учащиеся перечисляют: заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы.

Преподаватель дополняет: а ещё существуют музеи-заповедники, ботанические сады и дендрарии, санаторно-курортные зоны . (Слайд 4)

11 января в России празднуется «день заповедников и национальных парков», и не случайно, именно в этот день в 1917 году был образован Баргузинский заповедник. (Слайд 5)

Для того чтобы установить принципиальные отличия основных видов особо охраняемых природных территорий друг от друга, заполним таблицу с помощью опорного конспекта № 1. Вам предлагается установить соответствие между характеристикой ООПТ и её видом.

таблица

№ п/п

Название ООПТ

Характеристика

1

Заповедник

2

Заказник

3

Национальный парк

4

Памятник природы

5

Дендрарий

Учащиеся выполняют задание и дают правильный ответ (Слайд 6)

Заповедником называется территория, полностью исключённая из хозяйственного использования для охраны и изучения природного комплекса в целом. В заповедниках запрещены любые виды хозяйственной деятельности- охота, рубка леса, сбор ягод и т.д. Статус биосферного заповедника дается территории, которая не утратила своих первозданных черт, является эталоном природы для данной территории.

Заказники- это охраняемые объекты, в которых разрешаются некоторые виды хозяйственной деятельности, которые не вредят охраняемым объектам. Заказники бывают разных видов: комплексные, биологические, палеонтологические, геологические.

Национальный парк – это территория с природными комплексами, имеющими экологическую, историческую и эстетическую ценность, предназначенная для просветительских, научных, природоохранных целей и регулируемого туризма. На территории национального парка выделяются: заповедная зона, участки для отдыха и посещения людей, зона традиционного природопользования.

Памятник природы – это уникальный, невосполнимый, ценный в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природный объект, подлежащий охране: водопад, пещера, роща редких деревьев, уникальное дерево.

Дендрарий – это территория, имеющая природоохранное, научное, культурное и эстетическое значение, на которой специально собраны и выращены человеком древесные и кустарниковые растения.

Памятники Всемирного природного наследия – международные охраняемые природные территории, созданные под эгидой ЮНЕСКО в соответствии с Конвенцией об охране Всемирного культурного и природного наследия, принятой в Париже в 1972 г .

Преподаватель: В настоящее время на территории России насчитывается 103 государственных природных заповедника и 48 национальных парков общей площадью 33,7 млн. га. Создано 16 биосферных заповедников, 70 государственных природных заказников федерального значения, 2261 государственных природных заказников регионального значения, 7745 памятников природы, 64 природных парка регионального значения.

В список Всемирного природного наследия включены следующие Российские объекты:

· «Девственные леса Коми»;

· «Вулканы Камчатки»;

· «Озеро Байкал»;

· «Алтай- Золотые горы»;

· «Западный Кавказ»;

· «Центральный Сихотэ-Алинь»;

· «Убсунурская котловина»;

· «Остров Врангеля» и т.д. (Слайд 7-8)

А теперь мы оправим с вами в путешествие по заповедным местам России.

(Учащиеся выступают с сообщениями по теме)

Сообщение о заповедниках (Слайд 9-14)

В России очень много красивых уголков природы, которые радуют глаз и вызывают чувство гордости за родной край. Самые большие заповедники России обширны и разнообразны. Они находятся в разных уголках страны, и каждый из них отличается ни на что не похожими ландшафтом, флорой и фауной.

Озеро Байкал – это самый большой запасник пресной воды на всей планете. Чистейшая прозрачная вода похожа на слезу. Территория, которая расположена в центре хребта Хамар-Дабан, называется Байкальский заповедник . Он расположен с южного берега озера. В заповеднике под защитой государства находятся животные, занесенные в «Красную книгу». Их более 25 видов. Всего на данной территории встречаются более трехсот видов различных животных и восьмидесяти видов растений. Реки заповедника полны рыбы, которую можно ловить, имея на то специальное разрешение и только удочкой. В самом озере водится нерпа. Это показатель того, что вода в нем чистейшая. В глухих уголках и хвойного, и лиственного лесов живут медведи, с которыми лучше не встречаться. Среди местного населения ходят такие легенды, что приезжающие в заповедник туристы приобретают душевное спокойствие и равновесие. На берегу озера разбито несколько кемпингов, в которых можно жить и набираться сил на лоне природы.

Баргузинский заповедник является старейшим заповедником России.

Назван по Баргузинскому уезду Забайкальской области, на территории которого был создан 11 января 1917 года как Баргузинский соболиный заповедник для сохранения и увеличения численности соболя. На момент создания насчитывалось всего 20-30 особей соболя, в настоящее время — 1-2 особи на 1 км?. Это единственный государственный заповедник страны, учрежденный до революции 1917 года.

С середины 1930-х годов, выполнив целевую программу по соболю, перешёл в разряд комплексных заповедников. C 1986 года входит в число биосферных резерватов ЮНЕСКО. В 1996 году территория заповедника полностью вошла в состав объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Озеро Байкал».

Алтайский заповедник является объектом мирового наследия ЮНЕСКО. В этом заповеднике много нетронутой природы, приблизительно девяносто процентов, велико биологическое разнообразие планеты. Леса занимают примерно тридцать четыре процента от всей территории заповедника.

Заповедник «Кедровая Падь»- это один из самых старых российских заповедников. Он создан для сохранения разнообразных, неповторимых не нарушенных лиановых, хвойных и лиственных лесов в южной зоне. Заповедник «Кедровая Падь» — это один из всех заповедников в России, где обитает дальневосточный леопард. Также здесь присутствуют редкие виды растений, которые кроме этой территории нигде больше не встречаются или в очень маленьком количестве. По всей площади заповедника простирается река, названная в честь этого заповедника, которая считается учеными эталоном чистоты.

Заповедник «Столбы» — расположен на северо-западных отрогах Восточных Саян, граничащих со Среднесибирским плоскогорьем.

Естественными рубежами охраняемой территории являются правые притоки Енисея: на северо-востоке — река Базаиха, на юге и юго-западе — реки Мана и Большая Слизнева. С северо-востока «Столбы» примыкают к городу Красноярску.

Основан в 1925 году по инициативе жителей города для сохранения природных комплексов вокруг живописных сиенитовых останцевстолбов. В настоящее время его площадь — 47 219 га.

Представлен к Списку Фонда всемирного наследия ЮНЕСКО.

Основной достопримечательностью заповедника являются скалы, имеющие общее название — столбы. Свои названия имеют не только скалы, но и некоторые крупные камни. Различают собственно «Столбы» — открытые для посещения скалы, и «Дикие столбы» — расположены в глубине заповедника, доступ куда ограничен.

Жители Красноярска более чем 150 лет посещают «Столбы» с целью активного отдыха, занятия спортом. За это время возник и сформировался столбизм.

На Камчатке располагается Кроноцкий заповедник, который соседствует с Тихим океаном. Главной достопримечательностью этого края является Долина Гейзеров. Но не менее красивы и необычны термальные озера или многочисленные водопады заповедника.

Сообщение о заказниках (Слайд 15-16)

Что такое заказник и чем именно он отличается от заповедника, знают немногие. Когда-то старинное русское слово "заказывать" имело совсем не такое значение, как сейчас. Оно означало делать что-либо недоступным или запретным. Т.е. "заказать" значило "запретить". Заказник – это охраняемые объекты, в которых разрешаются некоторые виды хозяйственной деятельности, которые не вредят охраняемым объектам.

На территории Российской Федерации находится более 70 федеральных заказников. Из них одними из самых старейших являются "Приазовский", "Воронежский", "Тюменский" и "Цейский" природные заказники. Все они были основаны в 1958 году.

А вот самыми юными можно считать "Леопардовый заказник" (основан в 2011 году) и "Долину Дзерена" (год основания - 2008). Самыми же крупными являются "Земля Франца Иосифа" (его площадь в 42 000 км2 сопоставима по размеру с территорией Нидерландов), "Буркальский" (19 570 км2) и "Пуринский" (7 875 км2).

Сообщение о национальных парках (Слайд 17-19)

Первый национальный парк Лахемаа был основан в 1971 году в Эстонской ССР.

В 1983 году были образованы первые национальные парки на территории России: Сочинский и Лосиный Остров. К концу 1990 года было организовано 11 парков в наиболее живописных и известных туристических районах страны.

Бурное расширение сети национальных парков России пришлось на 1991—1994 годы.

В последующие годы темпы роста числа национальных парков снизились. Последними были учреждены «Кисловодский», «Тарханкутский» и «Чикой».

Национальный парк «Забайкальский». Данная территория отвечает всем требованиям и рекомендациям ЮНЕСКО. Он находится в горно-таежной области. Национальный парк имеет горный рельеф. Границами парка являются Баргузинский хребет, перешеек, различные острова. Наивысшей отметкой национального парка «Забайкальский» считается отметка Баргузинского хребта – 2376 метров . Острова делят Байкальскую впадину на два котлована – северный и южный.

Национальный парк «Куршская коса» считается самой крупной в мире песчаной насыпью. Он очень хорош для экотуризма, так как привлекает туристов своей красотой и необычностью. Национальный парк был почти разрушен из-за вмешательства человека, но в 19 веке начались восстановительные работы, которые идут и в настоящее время.

Национальный парк «Самарская Лука» представляет собой один из трех первых национальных парков в России. На обширной площади парка находиться около двухсот природных и исторических памятников. Также эта территория весьма впечатляет своими находками археологов.

Сообщение о памятниках природы (Слайд 20-22)

«Анцирские Дачи»

Это около тысячи гектаров, засаженные уникальными деревьями хвойных пород. Основан памятник в 1985 году у села Анцирь Канского района. Здесь растет множество растений, занесенных в Красную книгу России и Красноярского края.

На территории Анцирских дач действует усиленный режим охраны. Несмотря на название, здесь нельзя строить ни дачи, ни что-либо еще. Более того, там нельзя собирать лекарственные травы, охотится, пасти скот и попросту гулять без сопровождения представителя лесничества.

«Красивая Береза»

Этот природный памятник расположен в двадцати километрах от поселка Абан в районе урочища Морозовка. Примечателен тем, что среди поля стоит одна довольно старая береза, которая считается местной достопримечательностью. Ее высота - более 18 метров. Удивительна крона - чем выше, тем извилистее переплетаются между собой ветки, создавая ярусы.

Официальным памятником природы считается дерево и окружающие его семь метров поля. У местного населения есть легенда, что березка была девушкой, которую заколдовал Царь Берендей, чтобы сохранить ее красоту.

«Пещера Большая Орешная»

Самая длинная конгломератовая пещера мира находится в Манском районе. Огромный лабиринт из ходов, галерей и гротов простирается больше чем на 47 километров и на глубину больше 200 метров. При этом спелеологи ежегодно открывают новые неизвестные ранее участки.

Для туристов множество маршрутов. Самый сложный - маршрут до подземных озер. Его прохождение требует организации страховки участников группы и дополнительного снаряжения.

Сообщение о красивых ботанических садах России (Слайд 23-24)

Сочинский дендрарий

"Дендрарий" с греческого переводится как «дерево».

Он представляет собой отдельную категорию особо охраняемых территорий, где создаются специальные коллекции растений в целях обогащения растительного мира и сохранения биоразнообразия. Кроме этого, дендрарии необходимы для осуществления учебной, научной и просветительской деятельности.

Дендрологические, ботанические парки и сады распространены по всему миру. Немало их и в России. В качестве наглядного примера такого парка можно назвать Сочинский дендрарий. Живописный садово-парковый ансамбль, созданный конце 19 века издателем “Петербургской газеты” Сергеем Худековым, – это отличное место для отдыха и прогулок, а также популярная достопримечательность для гостей Сочи. Каждая из частей Сочинского дендрария, разрезанного напополам Курортным проспектом, оформлена в собственном стиле. Центральная, воссоздающая зеленые зоны солнечной Италии, полна изысканных декоративных элементов, резных беседок и скульптур, описывающих сцены из мифов. Основная же часть ботанического сада – это настоящий английский парк, подчеркивающий естественную красоту живой природы. На территории дендрария всегда царит лето: очень многие из более, чем двух тысяч видов редких и экзотических растений со всей планеты являются вечнозелеными. Здесь неспешно прогуливаются павлины, по живописно заросшим озерам плавают утки, лебеди и даже пеликаны, а на северо-западе живут страусы. Каждые 15 минут между Верхним и Нижним парком курсируют вагончики канатной дороги, облегчающие передвижение по великолепному царству тишины и покоя в сердце суетливого Сочи.

В нашей же стране впервые ботанический сад появился при Петре I, а именно в 1706 году. Он был создан для того, чтобы выращивать в нем лекарственные растения, а название только подчеркивало его направленность – «Аптекарский огород». Но также он нес и просветительские задачи. Царь собственноручно посадил тогда в саду лиственницу, пихту и ель, для того чтобы посетители наглядно могли видеть между ними отличия.

Ботанические сады представляют собой охраняемые природные территории и научные заведения. Площадь их разбита на сектора, которые соответствуют определенным климатическим зонам. Для тех растений, которые не могут прижиться в открытом грунте, выстраивают оранжереи, в которых создаются надлежащие условия. Как научные учреждения, ботанические сады выполняют следующие задачи: изучение растений и сохранение редких видов. При этих заведениях действуют гербарные коллекции, библиотеки литературы по ботанике, имеются экскурсионные отделы.

Самым же большим ботаническим садом в Европе является Главный ботанический сад имени Н. В. Цицина РАН (Москва). Самая северная точка в мире, где расположен подобный объект, – это Норвегия. В нашей же стране она находится на Кольском полуострове.

Сообщение об особо охраняемых территориях Красноярского края (Слайд 25)

На территории Красноярского края организовано шесть заповедников, три из них являются биосферными, т.е. работают по особой программе Организации Объединенных Наций; это Саяно-Шушенский, Центрально-Сибирский и Таймырский заповедники; заповедниками государственного образца также являются: Столбы и Путоранский. Самый современный заповедник - Большой Арктический.

А также национальный парк "Шушенский бор", природный парк "Ергаки".

Всего в крае созданы три государственных природных заказника федерального значения и 27 государственных природных заказников краевого значения. Планируется создать ещё 39 государственных природных заказников.

На территории Красноярского края 51 объект имеет статус памятника природы краевого значения.

4. Закрепление новых знаний

Прочитайте опорный конспект № 2 и выполните проверочную работу.

Подведение итогов.

Преподаватель: Вернемся к началу нашего занятия. Какой эпитет можно подобрать для нашего урока? (Ответ: Урок- Заповедный)

5. Рефлексия. Подошёл к концу наш урок - наше путешествие по ООПТ России, и в заключение урока каждый из вас скажет, что он взял с сегодняшнего урока.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: (Слайд 26)

1. сегодня я узнала…

2. было интересно…

3. я поняла, что…

4. меня удивило…

5. мне захотелось…

6. я попробую

6. Оценка деятельности учащихся

Выставление оценок: К сегодняшнему уроку вы подготовились, и я считаю, что вы поработали на «Отлично» (Слайд 27)

7. Домашнее задание

Пользуясь интернет- ресурсами, подготовьте сообщение об истории возникновения и развития заповедников в России.

Чтобы закончить урок на позитивной ноте, представьте, что вы находитесь в лесу и вдруг неожиданно пошел дождь.

Поднимите руки, представьте, на землю упала одна капля (ударим одним пальцем по ладошке). На землю упало две капли (ударим двумя пальцами по ладошке). На землю упало три капли (ударим тремя пальцами по ладошке). И вдруг пошел сильный дождь (Аплодисменты). Закончим наш урок аплодисментами!

Спасибо за работу!


Опорный конспект № 1

Для того чтобы установить принципиальные отличия основных видов особо охраняемых природных территорий друг от друга, заполните таблицу с помощью опорного конспекта. Вам предлагается установить соответствие между характеристикой ООПТ и её видом.

Для сохранения редких видов растений и животных создаются охраняемые территории – заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Заказник – территория, на которой охраняются отдельные виды животных и растений, посещение разрешено для всех людей.

На территории заказника

  • частично разрешена хозяйственная деятельность человека
  • запрещено оборудовать стоянки отдыха, ставить палатки, разжигать костры
  • ездить на машинах и мотоциклах
  • гулять с собакой
  • запрещена охота на некоторые виды животных

Заповедник – территория, на которой охраняется вся природа: почвы, водоемы, животные, растения – и посещение разрешено только по специальному разрешению.

На территории заповедника

  • запрещена хозяйственная деятельность человека
  • нет промышленных предприятий
  • не распахивается земля, не скашивается трава
  • запрещена охота, рыбная ловля, сбор грибов и ягод

Национальный парк – территория, на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы, посещение разрешено всем в целях отдыха.

На территории национального парка

  • запрещена хозяйственная деятельность человека
  • нет промышленных предприятий
  • не распахивается земля, не скашивается трава
  • запрещена охота, рыбная ловля, сбор грибов и ягод
  • можно проводить экскурсии, строить гостиницы, дороги, отдыхать и любоваться природой

Памятник природы – уникальный, невосполнимый, ценный в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природный объект, подлежащий охране: водопад, пещера, роща редких деревьев, уникальное дерево.

Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе[4]:

участки живописных местностей;

эталонные участки нетронутой природы;

старинные парки, аллеи, каналы, древние копи и т. п.;

места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе на границах их ареалов;

лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений и т. п.), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики и т.д.

Территория, имеющая природоохранное, научное, культурное и эстетическое значение, на которой специально собраны и выращены человеком древесные и кустарниковые растения называется дендрарием. Дендрологические, ботанические парки и сады распространены по всему миру.


Опорный конспект № 2

по теме «Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы»

Прочитайте опорный конспект и ответьте на вопросы:

Особо охраняемые природные территории (сокращённо ООПТ) – это участки земной поверхности, полностью или частично выведенные из хозяйственного использования, так как на них располагаются природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

11 января в России празднуется «день заповедников и национальных парков», и не случайно, именно в этот день в 1917 году был образован Баргузинский заповедник для сохранения и увеличения численности соболя.

В настоящее время на территории России насчитывается 103 государственных природных заповедника и 48 национальных парков общей площадью 33,7 млн. га. Создано 16биосферных заповедников, 70 государственных природных заказников федерального значения, 2261 государственных природных заказников регионального значения, 7745 памятников природы, 64 природных парка регионального значения.

Заповедник- этотерритория, полностью исключённая из хозяйственного использования для охраны и изучения природного комплекса в целом. В заповедниках запрещены любые виды хозяйственной деятельности- охота, рубка леса, сбор ягод и т.д. Статус биосферного заповедника дается территории, которая не утратила своих первозданных черт, является эталоном природы для данной территории.

Заказники- это охраняемые объекты, в которых разрешаются некоторые виды хозяйственной деятельности, которые не вредят охраняемым объектам. Заказники бывают разных видов: комплексные, биологические, палеонтологические, геологические.

Национальный парк – это территория с природными комплексами, имеющими экологическую, историческую и эстетическую ценность, предназначенная для просветительских, научных, природоохранных целей и регулируемого туризма. На территории национального парка выделяются: заповедная зона, участки для отдыха и посещения людей, зона традиционного природопользования.

Памятник природы – это уникальный, невосполнимый, ценный в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природный объект, подлежащий охране: водопад, пещера, роща редких деревьев, уникальное дерево.

Дендрарий – это территория, имеющая природоохранное, научное, культурное и эстетическое значение, на которой специально собраны и выращены человеком древесные и кустарниковые растения. "Дендрарий" с греческого переводится как «дерево».

Памятники Всемирного природного наследия– международные охраняемые природные территории, созданные под эгидой ЮНЕСКО в соответствии с Конвенцией об охране Всемирного культурного и природного наследия, принятой в Париже в 1972 г.

На территории Красноярского края организовано шесть заповедников: это Саяно-Шушенский, Центрально-Сибирский и Таймырский заповедники; заповедниками государственного образца также являются: Столбы и Путоранский. Самый современный заповедник - Большой Арктический.

А также национальный парк "Шушенский бор", природный парк "Ергаки".

Основной достопримечательностью заповедника «Столбы» являются скалы. Основан заповедник в 1925 году по инициативе жителей города для сохранения природных комплексов вокруг живописных сиенитовых останцев- столбов. Свои названия имеют не только скалы, но и некоторые крупные камни. Различают собственно «Столбы» — открытые для посещения скалы, и «Дикие столбы» — расположены в глубине заповедника, доступ куда ограничен.


Проверочная работа

по теме «Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы»

1 вопрос

Когда был создан первый заповедник в России, как он назывался?

2 вопрос

Это уникальный, невосполнимый, ценный в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природный объект, подлежащий охране: водопад, пещера, роща редких деревьев, уникальное дерево.

3 вопрос

Какое количество заповедников насчитывается в настоящее время в России?

4 вопрос

В чем отличие заповедника от заказника?

5 вопрос

Как расшифровывается ООПТ?

6 вопрос

Когда в России празднуется «день заповедников и национальных парков»?

7 вопрос

Перед Вами фотографии одного из национальных заповедников в Красноярском крае.

Основной достопримечательностью этого заповедника являются скалы- сиенитовые останцы, имеющие названия «Дед», «Бабка», «внучка», «Перья». О каком заповеднике идет речь?

8 вопрос

Какое животное является символом Баргузинского заповедника?

9 вопрос

Самый современный заповедник в Красноярском крае?

10 вопрос

Как переводится слово «дендрарий»?


Опорный конспект № 1

Для того чтобы установить принципиальные отличия основных видов особо охраняемых природных территорий друг от друга, заполните таблицу с помощью опорного конспекта. Вам предлагается установить соответствие между характеристикой ООПТ и её видом.

таблица

№ п/п

Название ООПТ

Характеристика

1

Заповедник

2

Заказник

3

Национальный парк

4

Памятник природы

5

Дендрарий


урок строится на знаниях, полученных на темах: «История охраны природы России», «Типы организаций, способствующих охране природы». Межпредметные связи: урок строится на знаниях, полученных при изучении дисциплин: история, биология, география, русский язык, краеведение.

Отправлен сертификат:Конкурс «ЭКОУРОК» - на лучшее занятие по экологии

Авторизация

с помощью социальных сетей
для голосования необходима авторизация, с помощью соц. сетей

Принимай участие

Участник движения «Зеленая Россия»

CТАТЬ УЧАСТНИКОМ 
ДВИЖЕНИЯ 
«ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Заполнить заявление
Решение проблем окуржающей среды

НАПИСАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ 
В ОБЩЕСТВЕННУЮ 
ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ПРИЕМНУЮ

Обратиться в ОЭП
Лес победы

СПЕЦИАЛЬНЫЙ 
ПРОЕКТ 
«ЛЕС ПОБЕДЫ»

Стать участником

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРТНЕРЫ ОЭОД «ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

ПАРТНЕРЫ ОЭОД «ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Присоединяйся к нам в социальных сетях!

Подписаться на новости

ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ И ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

ОЭОД «Зеленая Россия»

119034, Москва, ул. Ул. Большая Ордынка

info@genyborka.ru | 8 (499) 372 12 84 11.00 до 16.00

http://les1945.ru/

http://ecogifts.tilda.ws/