Общероссийское экологическое общественное движение
Победитель в национальной премии «Хрустальный компас»
Зеленая Россия

Проекты «Зеленой России»

3

Голосование завершено
777

Левоско Мария Юрьевна (5) - ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ О ПУТЯХ РЕШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Разработка учебного занятия (урока)

для обучающихся колледжа (СПО)

по теме « ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ О ПУТЯХ РЕШЕНИЯ

ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ»

в технологии развития критического мышления

Выполнил:

ст. преподаватель

Российского университета кооперации,

к.с.-х.н.

Левоско Мария Юрьевна

Великий Новгород

2017 г.

Пример конспекта урока

Тема урока: Основные концепции о путях решения глобальных экологических проблем

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цели урока:

Образовательная: сформировать знания обучающихся об основных теориях дальнейшего развития биосферы в зависимости от антропогенного влияния, оценить серьёзность и разрешимость глобальных проблем экологии;

Развивающая: развить представления обучающихся о причинах глобальных экологических проблем современности и возможных путях их решения. На каждом этапе урока развивать универсальные учебные действия обучающихся (см. ход урока).

Воспитательная: формировать навыки сотрудничества, взаимоподдержки, помощи «слабому» одногруппнику в коллективном учебном труде.

Деятельностная: формировать у обучающихся умения самостоятельной ис-следовательской деятельности с постановкой учебной задачи и гипотезы; про-водить анализ представленных данных и делать выводы на основе полученных результатов; применять знания по экологии и природопользованию в проблемных ситуациях.

Задачи урока:

1.Изучить принципы глобальной экологии, сделать общий вывод; продолжить формирование умений строить пищевые цепи, сети, в том числе миграционные по химическим элементам, веществам, записывать химические формулы элементов, соединений состава воздуха, воды, почвы, основных загрязняющих веществ вышеуказанных сред;

2.Продолжить развитие умений ставить и проверять гипотезы, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах (метапредметные результаты);

3.Формировать умения управлять своей учебной деятельностью (личностный результат).

Методы и методические приемы: проблемный, частично поисковый, наглядный.

Оборудование для учителя и обучающихся: ноутбук, мультимедийный проектор или интерактивная доска, персональные компьютеры с сетью ИНТЕРНЕТ.


Литература для обучающихся:

в ЭБС Znanium:

1. Экологические основы природопользования: Учебник / М.В. Гальперин. - 2-e изд., испр. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 256 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0145-8, 800 экз;

2. Экологические основы природопользования: Учебное пособие / Протасов В. Ф. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 304 с.: 60x90 1/16. - (ПРОФИль) (Переплёт) ISBN 978-5-98281-202-5;

3.Экологические основы природопользования: Учебное пособие / Хандогина Е.К., Герасимова Н.А., Хандогина А.В., - 2-е изд. - М.:Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 160 с.: 60x90 1/16;

в ЭБС Book:

4 Экологические основы природопользования : учебник / А.А. Сухачев. — Москва : КноРус, 2016. — 391 с. — СПО. — ISBN 978-5-406-04787-3.

в ЭБС «IPRbooks»:

5. Рудский В.В. Основы природопользования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Рудский В.В., Стурман В.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2014.— 208 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27269.

Ход урока: Этап урока.

Развивающие задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучаю-щихся

1.Создание мотивации к учебной деятельности. Самоопределение.

Развитие познавательных и регулятивных УУД

Преподаватель: На прошлом занятии мы определили глобальные проблемы экологии, вспомнили основные законы и принципы экологии.

С какими проблемами экологии мы сталкиваемся в повседневной жизни?

Какие проблемы экологии приобрели характер глобальных? Почему?

Оцените серьёзность и разрешимость этих проблем, на примере проблемы сокращение видового разнообразия, основываясь на основные законы и принципы глобальной экологии: 1. в природе нет свободных экологических ниш, 2. масса живого вещества на Земле относительно постоянна (2400 млрд т), 3. рост биомассы и численности любого вида ограничен.

Обучающиеся делают выводы, что изменения окружающей среды под воздействием человека стали всемирными, т.е. затрагивающими все без исключения страны мира, поэтому их стали называть глобальными. Это в первую очередь экологический кризис, затем энергетический, сырьевой, демографический.

Обучающиеся делают выводы из основных принципов глобальной экологии: масса биосферы остаётся относительно стабильной: в соответствии с принципами глобальной экологии, ни один из вымирающих видов не оставляет после себя свободного места. Оно заполняется другими видами (скрытыми).

Процесс разрушения природы (в т. ч. исчезновение биологических видов) под действием антропогенных факторов продолжается, но он обратим.

2.Целеполагание

Развитие познавательных и регулятивных УУД.

Учитель: Возможно, вы сделали правильное предположение, но его еще нужно проверить, поскольку это всего лишь гипотеза. Давайте сформулируем тему и цель нашего занятия с тем, чтобы в дальнейшем составить план исследований, позволяющих подтвердить или опровергнуть вашу гипотезу.

Зафиксируем тему и цель занятия, предложенную вами.

Обучающиеся формулируют тему занятия «Глобальные проблемы современности и пути их решения». И цель: «Оценить серьёзность и разрешимость этих проблем».

3.Актуализация знаний. Локализация затруднений.

Развитие познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД

Учитель: Сейчас я предлагаю вам вспомнить, какие основные проблемы экологии вы знаете, какие нужно отнести к глобальным.

Перед Вами на экране обозначены проблемы экологии, выберите из них глобальные.

Затем приведены утверждения о возможных последствиях той или иной деятельности человека и влияние их на природу.

Ваша задача : напротив каждого утверждения поставить + (верно), - (не верно) или оставить знак вопроса. Время на обдумывание не более 3 мин.

Верно ли утверждение...

Как вы считаете, исчезновение популяций и видов - следствие деятельности человека или естественный процесс?

Природные ресурсы ограничены, а человечество растёт по геометрической прогрессии. Однако ни один из природных ресурсов, как возобновляемых, так и не возобновляемых не исчерпан.

Как вы думаете, почему?

Как вы думаете, возможен ли неограниченный рост численности человечества?

Эпидемии, вызванные чумными бактериями в Европе в конце Средневековья, за считанные месяцы уносили до 75 % населения целых стран.

Как вы думаете, грозит ли человечеству опасность вымирания от неизлечимых болезней (СПИДа)?

Мировое производство зерна, мяса, рыбы и др. продуктов на душу населения непрерывно снижается с 1985 г. Грозит ли человечеству массовый голод?

Любая деятельность человека влияет на природу. Необходимо запретить хозяйственную деятельность, чтобы стабилизировать экологическую обстановку в мире?

Давайте выслушаем ваши предположения-ответы на эти вопросы и проясним те ответы, которые вызвали затруднение.

Обучающиеся выполняют задание, затем обсуждают его. Каждому дается право задать вопрос «Почему» и получить ответ от любого одногруппника.

Обучающиеся делают выводы, основываясь на приведённых фактах, о том, что ресурсы не исчерпаны на сегодняшний день, за счёт поиска и введение в пользование человечеством альтернативных видов сырья (топлива, энергетических ресурсов), поиска и разработки новых более эффективных технологий.

Вывод: возможны лишь временные и локальные нехватки основных видов сырья, в глобальном масштабе ни голод, ни исчезновение энергоносителей невозможны.

Исходя из принципа ограниченности роста любой биологической популяции, обучающиеся делают вывод о том, что неограниченный рост численности человечества невозможен.

Например, численность населения многих стран (страны Европы, Россия) уже давно не увеличивается. По прогнозам демографов, численность человечества должна стабилизироваться на уровне 10 млрд человек к середине XXI века. Вывод: демографический кризис невозможен.

В соответствии с законами глобальной экологии, любая экологическая ниша неминуемо должна заполниться. Оставшиеся в живых люди, после эпидемии чумы, за несколько лет интенсивного размножения восстанавливали численность стран.

Рост биомассы и численности любого вида (популяции) ограничен. В Африке процент носителей стабилизировался, угрозы вымирания нет.

Человек - организм всеядный, и большая часть животных и растений годится ему в пищу, поэтому экологических предпосылок для возникновения голода на земле нет. Он может возникнуть только в силу социальных условий.

4.Постановка учебной задачи

Развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД

Преподаватель: Согласно вашего плана исследования начнем с изучения каждой экологической проблемы в частности, мы будем исследовать познавательно, основываясь на фактах (примерах), приведённых в учебной литературе и информации в Интернете. Вы будете работать группами и представлять всей аудитории результаты исследований. По ходу нашей работы вы заполните таблицу с графами, где есть постановка проблемы, прогнозы, основанные на законах экологии и пути решения проблем. Напомните мне, алгоритм работы в Электронно-библиотечных системах, программе МегаПро?

Обучающиеся заходят в Электронные библиотечные системы, доступные образовательному учреждению через программу МегаПро, используя свой персональный номер читательского билета и логин и пароль для входа в системы.

Построить таблицу в Worde для последующего заполнения.

Графы таблицы:

1.Проблема

2.Причины

3.Последствия

4.Примеры (факты)

5.Пути решения

5.Открытие нового знания

Развитие познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД

1. Глобальное потепление - природное явление или результат антропогенной эмиссии парниковых газов?

Антропогенная эмиссия окислов азота (топливо, удобрение) и хлорфторуглеводородов (аэрозоли, холодильные агенты) не только способствует росту парникового эффекта, но и разрушению стратосферного озонового слоя.

Специфические условия атмосферной циркуляции над Антарктидой привели к скоплению ClO - продукта фреонов в стратосфере. В результате толщина озонового слоя уменьшилась в двое. Какие меры приняты?

2.

Преподаватель: Великий переход от бронзового к железному веку произошёл в античной Греции под влиянием кажущегося истощения запасов олова и меди в районах Средиземноморья, нехватка в Европе лесов (древесины) привела к наступлению в конце Средневековья эры угля, сокращение запасов каменного угля в XIX в. стимулировало развитие нефтедобывающей промышленности.

Энергетический кризис 70-х гг. нашего столетия обеспечил развитие множества технологий, связанных с альтернативными источниками энергии Солнца, радиоактивных распадов и т.д.

Раскройте понятие энергетического кризиса в мире. О каких альтернативные энергетические источники вы слышали? Что можете предложить для решения энергетического кризиса? Какие пути выхода из данной проблемы вы видите?

Обучающиеся выполняют задание педагога, предлагают пути решения проблем, дискутируют.

6.Первичное закрепление знаний

Развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД

Преподаватель: Сейчас я попрошу вас по очереди на память назвать мне основные законы глобальной экологии.

Потом назовите, основные глобальные проблемы экологии.

Разрешимы ли эти проблемы на современном этапе развития человеческой цивилизации?

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.

7.Самостоятельная работа

Преподаватель: Перед вами на карточках задание. Слева от вертикальной черты находятся основные загрязняющие вещества и источники их поступления в окружающую среду, а справа экологические проблемы. Попробуйте стрелками указать причинно-следственную связь.

Обучающиеся самостоятельно выполняют задание. Преподаватель оказывает индивидуальную помощь. Обучающиеся, первыми справившиеся с работой, озвучивают результат и оказывают помощь затрудняющимся.

8. Включение знаний в систему.

Развитие познавательных УУД

Преподаватель: Итак, мы изучили с вами определились с какими глобальными проблемами экологии. Давайте вспомним основные из них и в результате чего они возникли? Действие каких из них Вы ощущаете непосредственно на себе, своей семье и своих близких и знакомых? Какие прогнозы вы можете сделать, опираясь на законы глобальной экологии.

Обучающиеся дискутируют.

Объясняют возможные последствия не решения данных проблем для биосферы, человека, как части биосферы.

Предлагают пути решения.

9.Рефлексия

Развитие познавательных и регулятивных УУД

Учитель: Давайте вспомним, какой вопрос мы хотели разрешить на нашем уроке. Мы хотели разобраться, какие проблемы экологии приобрели характер глобальных, разрешимы ли они.

Преподаватель: А теперь попробуем оценить свою деятельность на уроке:

1.Достигли мы цели урока?

2.Что сумели повторить?

3.Какие новые знания получили?

4.Что бы на ваш взгляд, следует еще раз повторить и закрепить на следующем занятии?

Обучающиеся отвечают, что большинство глобальных проблем разрешимы.

Конфликты между человеком и природой имеют место, они неизбежны, но не антагонистичны.

Биосфера и человечество обладает большими резервами и гомеостатичностью.

Поэтому приходится сталкиваться не с глобальными, а с локальными кризисами.

Человек не в состоянии разрушить природу, зато может уничтожить собственную культуру.

Необходимо вести хозяйственную деятельность рационально, опираясь на арсенал знаний экологической науки.

10.Домашнее задание

Для всех: Прочитать соответствующие теме занятия §§ рекомендуемых в начале занятия учебников и учебных пособий, конспект, подготовиться к ответу на вопросы в конце параграфов.

Пользуясь дополнительными источниками информации в таблице, которая оформлялась в аудитории, привести еще по два примера негативного действия человеческой деятельности по каждой экологической проблеме.

Для желающих: Найдите в Интернете информацию о влиянии загрязняющих веществ, образующихся в результате деятельности человека на биосферу и подготовьте её творческое представление на следующем занятии (в форме презентации, рисунков, фотографий и т.п.). Можете внести некоторые данные в таблицу, которые не нашли в источниках во время занятия.






Выводы: Важное дидактическое требование состоит в том, чтобы уроке присутствовал мотивационный этап, на котором обучающимися уясняется личностный смысл своей деятельности. Обычно на занятии доводится обучающимся о важности изучаемого материала и о предстоящем контроле знаний. На проведённом занятии по технологии развития критического мышления обучающимся ставится проблемный вопрос о том, почему определённые проблемы экологии приобрели характер глобальных?

Обучающие предложили свои гипотезы. Таким образом личностным смыслом учебной деятельности обучающихся стал познавательный интерес. Это способствовало тому, что они с интересом включились в самостоятельную работу.(Принцип деятельности)

Еще одно дидактическое требование состоит в том, что на занятии должно осуществляться целеполагание деятельности, в процессе которого указываются признаки (показатели), по которым в дальнейшем, на этапе итоговой рефлексии, обучающиеся могут сделать вывод о достижении цели. Обозначив проблемы своего исследования, обучающиеся сами сформулировали тему и цель урока. Они предложили план исследований, которые смогли бы их привести к достижению цели. В качестве показателя достижения цели нашего урока мы использовали результаты выполнения контрольных упражнений, проведенных на этапе самостоятельной работы. После контроля выполнения этих упражнений обучающиеся сделали вывод о том, что цель урока для большинства достигнута.

С точки зрения идеологии современных образовательных стандартов на уроке должен присутствовать этап включения обучающихся в самостоятельную работу по поиску знаний. (Принцип деятельности). В процессе этой работы они должны испытывать посильное затруднение (Принцип минимакса), заставляющее их искать выход из проблемной ситуации. На занятии важно создать несколько проблемных ситуаций.

Современная дидактика требует, чтобы на занятии присутствовали различные формы межличностного взаимодействия. Подобное взаимодействие достигается групповыми, парными или фронтальными формами организации обучения и интерактивными методами проведения занятия. При выполнении задания на этапе актуализации знаний на занятиях традиционно действует правило "Почему?". С этим вопросом затрудняющийся имеет право вслух обратиться к любому своему одногруппнику, и тот должен ответить.

На занятии должен присутствовать этап самостоятельной деятельности школьника, результаты которой он может оценить исходя из определенных, за-данных педагогом критериев и показателей.

Федеральные образовательные стандарты требуют, чтобы атмосфера, создаваемая педагогом на уроке, способствовала сотрудничеству и взаимной поддержке обучающихся (Принцип психологического комфорта). Это обеспечивается доброжелательным тоном педагога и созданием ситуаций успеха в обучении.

Одним из принципов реализации ФГОС является принцип творчества. Творчество обучающихся может иметь самые различные формы. На занятии имеет место быть возможность для реализации творческого потенциала обучающихся. Желающим обучающимся предложено найти информацию в Интернете и предоставленных источника, рекомендуемой литературе.

Современная дидактика для проведения уроков в системно-деятельностной парадигме требует, чтобы обучающиеся периодически рефлексировали свою деятельность, оценивая полученные продукты деятельности.


На проведённом занятии по технологии развития критического мышления обучающимся ставится проблемный вопрос о том, почему определённые проблемы экологии приобрели характер глобальных? Обучающие предлагают свои гипотезы. Таким образом личностным смыслом учебной деятельности обучающихся становится познавательный интерес. Это способствует тому, что они с интересом включаются в самостоятельную работу, осознают значимость последствий глобальных проблем экологии, бережного отношения к природным ресурсам, окружающей среде.

Отправлен сертификат:Конкурс «ЭКОУРОК» - на лучшее занятие по экологии

Авторизация

с помощью социальных сетей
для голосования необходима авторизация, с помощью соц. сетей

Принимай участие

Участник движения «Зеленая Россия»

CТАТЬ УЧАСТНИКОМ 
ДВИЖЕНИЯ 
«ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Заполнить заявление
Решение проблем окуржающей среды

НАПИСАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ 
В ОБЩЕСТВЕННУЮ 
ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ПРИЕМНУЮ

Обратиться в ОЭП
Лес победы

СПЕЦИАЛЬНЫЙ 
ПРОЕКТ 
«ЛЕС ПОБЕДЫ»

Стать участником

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРТНЕРЫ ОЭОД «ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

ПАРТНЕРЫ ОЭОД «ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Присоединяйся к нам в социальных сетях!

Подписаться на новости

ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ И ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

ОЭОД «Зеленая Россия»

119034, Москва, ул. Ул. Большая Ордынка

info@genyborka.ru | 8 (499) 372 12 84 11.00 до 16.00

http://les1945.ru/

http://ecogifts.tilda.ws/