Общероссийское экологическое общественное движение
Победитель в национальной премии «Хрустальный компас»
Зеленая Россия

Проекты «Зеленой России»

133

Голосование завершено
777

Буриева Ольга Григорьевна - Земля-наш общий дом

Управление народного образования администрации г. Мичуринска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Станция юных туристов» г. Мичуринска

Методическая разработка на тему:

«Земля - наш общий дом!»

Разработано

зав. отделом краеведения и туризма

Буриевой О.Г

Аннотация.

Данная методическая разработка ориентирована на учащихся 5-8 классов и может быть использована не только педагогами дополнительного образования, но и педагогами общеобразовательных школ, как внеклассное мероприятие .

Актуальность проблемы. Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. В разработке уделяется особое внимание охране окружающей среды и лично природе.

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно.

Экологическое образование и воспитание в современной школе и в дополнительном образовании должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.

Пояснительная записка.

Внеклассное мероприятие «Земля наш общий дом!»

Форма проведения: беседа, викторина

Мероприятие рассчитано для учащихся 5-8 классов

Цель: познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды , с основными проблемами и задачами экологии; обратить их внимание на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу; формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять участие в их решении.

Задачи:

- развитие способности работать в группах, к самостоятельному труду, к импровизации и воображению;

- уважительное отношение друг к другу;

- просвещение и пропаганда экологических знаний;

- предупреждение безнравственных поступков в природе и борьбе с ними;

- развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование:

-Мультимедийный проектор

-Экран

Для мероприятия понадобятся:

видеоролик «Планета наш общий дом»

презентация

заготовки для плаката

фонограмма "Голоса леса"

листы с тестовыми заданиями

ватман - 2 шт.

краски - 2 шт.

кисти – 2 шт.

клей-карандаш или ПВА-2 шт.

заготовки планеты-30 шт. (по количеству детей).

шар гелевый – 3 шт.

План мероприятия:

Здравствуйте!

Ребята вы любите праздники?

Но эти праздники о которых мы будем с вами говорить, вы не найдете в обычных календарях - это праздник леса, птиц, водоемов. Не случайно ведь одной из самых актуальных, глобаль6ных проблем в мире является проблемы экологии.

И сегодня в очередной раз мы окунемся в мир экологии.

Слайд 1 «Планета - наш общий дом».

Ребята, давайте посмотрим видео о нашей небольшой планете.

(Приложение 1)

Включаем видео «Земля наш общий дом» Приложение 1

«Куда вы посоветуете мне отправиться?» - спросил он у географа. «Посети планету Земля, - отвечал географ, - у неё плохая репутация».

Этими словами из сказки «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери я хочу начать нашу встречу. Речь сегодня пойдёт о нашей планете, о её природе, о нас с вами, о нашем отношении к Природе.

Для кого мы охраняем природу? – Для человека.

От кого мы охраняем природу? - От человека.

В последнее десятилетие мы всё чаще слышим слово «экология». Эта наука пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно делать? Слово «экология» составлено из 2 греческих слов: «экос» - «жилище, дом» и «логос» - учение. Наука о жилище, доме. А что мы с вами называем общим домом?

Правильно, Природу.

И обитатели этого дома – звери, птицы , рыбы, насекомые, травы, деревья, водоросли, микробы и все мы – люди.

Входя в нашу собственную квартиру, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье.

В общепланетном доме, на лоне природы, люди ведут себя как хулиганы. Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение. Заблуждением является и то, что почва, вода и воздух самоочищаются, как бы мы их ни загрязняли, а также и то, что вредных живых созданий надо уничтожать.

Сейчас мы с вами на примере попробуем отследить, какое влияние оказывает человек на живую природу.


Слайд 2 «Что имеем не храним…»

Всё имеется у нас на потом и на сейчас:

Реки, горы и леса, голубые небеса,

Океаны, пальмы, снег и Земля – одна на всех!

Всё она отдать нам рада,

Только жадничать не надо!

И останется тогда всё для всех и навсегда!

В. Орлов

Что имеем не храним…

Причины вымирания многих древних видов и групп животных, видимо, определены биологическими и геологическими законами. Но с появлением человека и в результате его деятельности, стали исчезать животные, не сумевшие приспособиться и защитить себя от человеческой деятельности. При этом скорость исчезновения видов значительно ускорилась и продолжала ускоряться с ростом технических достижений человека.

До появления человека один вид животных вымирал за1000 лет. В настоящее время на Земле исчезает один вид животных в год. Зоологи подсчитали, что из-за деятельности человека в исторический период исчезли 150 видов птиц, 106 видов млекопитающих.

Рождаясь, человек получает бесплатно в наследство бесценные дары: землю и воды, реки и горы, лес и цветы. Но как мы пользуемся ими, сохраним ли их для потомства? Я надеюсь на то вы и в дальнейшем сможете находить разумные решения.


Слайд 3. «… потерявши – плачем», или Они жили на Земле

Безжалостной рукой человек ломает хрупкое равновесие природы, от которого зависит его собственное выживание.

Ребята этих животных вы никогда не увидите на планете Земля. Это только часть скорбного списка. Посмотрим небольшую презентацию.

Новокаледонский попугай Лори истреблён в 1860 г.

Попугай с острова Лорда Хоу истреблён в 1869 г.

Таитянский длиннохвостый попугай истреблён примерно в 1850 г.

Коричневоголовый попугай истреблён в 1773 г.

Кубинский красный попугай ара истреблён в 1885 г.

Каролинский длиннохвостый попугай истреблён в 1914 г.

Степная куропатка истреблена в 1932 г.[2]

Ставим слайды по исчезнувшим видам животных и птиц


Слайд 4

Странствующий голубь обитал в Северной Америке. Эти птицы были очень многочисленны, но их трагедия завершило проведение вглубь континента железных дорог и телеграфа. Последний голубь был убит в 1899 г. (по другим данным, на 7 лет позже).

Живший в неволе странствующий голубь по кличке Марта умер в сентябре 1914 г. в зоопарке Цинциннати. В штате Висконсин местное орнитологическое общество установило даже мемориальную доску с надписью: «В память последнего висконсинского странствующего голубя, убитого из-за алчности и легкомыслия человека».


Слайд 5

Дронт – крупная нелетающая птица. Они тяжело переваливались с боку на бок, беспомощно размахивая жалкими «обрубками» крыльев. Дронт стал лёгкой добычей людей. Птиц убивали ради вкусного мяса, яйца дронтов поедали крысы и собаки, которых люди случайно привезли на остров Маврикий, где обитали огромные птицы. Дронт не смог справиться с таким массовым истреблением и к 1681 г. полностью исчез. Португальцы называли этих птиц «додо».Уже «посмертно» дронт был выбран символом государства Маврикии и изображён на гербе этой страны.

Слайд 6

Бескрылая гагарка, очень крупная нелетающая птица, населяла берега Исландии, Скандинавии, Англии и Лабрадора. Эти птицы не умели летать, но отлично плавали, охотясь за различной рыбой. Гнездились эти птицы на скалах, образуя колонии. Острова, на которых жили гагарки, часто посещали рыбаки, которые легко добывали не умеющих летать птиц, собирали их яйца. В результате подобной бесконтрольной охоты бескрылые гагарки постепенно исчезли с лица Земли. Последняя размножающаяся колония этого вида существовала примерно до 1840 г., а последняя особь бескрылой гагарки была встречена у острова Ньюфаундленд в 1852 г. К настоящему времени всё, что сталось от бескрылой гагарки, это 80 шкурок и чучел в разных музеях мира.


Слайд 7

Морская корова (Стеллерова корова) обитала на мелководье у Командорских островов. Держались эти животные семьями, были медлительны и совершенно не боялись людей. Открыл её участник экспедиции Беринга - Георг Стеллер (в честь него она и была названа). Эти животные питались водорослями, мясо их оказалось не только съедобным, но и, к сожалению, очень вкусным. Их истребили за 27 лет. Последнюю корову в 1768 г. убила у берегов острова Беринга дружина землепроходца Федота Попова, того самого, в честь которого назван остров в Японском море.


Слайд 8

Тур – дикий предок домашнего быка. Жил в Европе. Последний представитель погиб в Польше в 1627 г. это красивое животное было прекрасным объектом охоты. Немецкие зоологи братья Хек незадолго до второй мировой войны попытались заново «собрать воедино» разбросанные, как осколки, по породам домашнего быка гены тура. И это им удалось – было выведено животное, внешне неотличимое от тура. Но это не «настоящий» дикий тур, а лишь порода домашнего скота.


Слайд 9

Тарпан – европейская дикая лошадь. Первым исчез с лица Земли лесной тарпан. Обитали эти животные в лесах от Белоруссии до Германии. Последних лошадей из польского зверинца в 1808 г. отдали крестьянам.

Степной тарпан кочевал по всей степной полосе России от Прута на западе до реки Урал на востоке. Последний раз тарпана удалось поймать вблизи Херсона в 1866 г. Он доживал свой век в московском зоопарке, а в 1879 г., недалеко от заповедника Аскания-Нова, был убит последний тарпан.


Слайд 10

Зебра квагга. Степные зебры бродили по равнинам Южной Африки огромными стадами. Когда белые поселенцы добрались туда, они начали истреблять этих животных ради их мяса и шкуры. К 1883 г. квагги были истреблены окончательно. Последнее животное умерло в зоопарке Амстердама в 1883 г.

Альберт Швейцер писал: «Чем пристальнее мы всматриваемся в природу, тем больше осознаём, что мы связаны со всем живым в природе. Человек не может жить только для себя – мы должны осознать, что любая жизнь – ценность, и мы с ней связаны».[2]

И пусть биологический вид Человек разумный станет действительно разумным, и не допустит в дальнейшем вымирания тех кто остался на земле.


Слайд 11. «По страницам Красной книги»

Охраняется Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Звучит фонограмма "Голоса леса".

Ни лес, ни река, ни озера, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки. С чего начать? С самого простого. Увидели в лесу или на берегу реки мусор - уберите его, закопайте в землю там, где можно, аккуратно сожгите то, что горит. Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев. Не вытаптывайте молодую поросль. Берегите птиц, муравьев! Первое, с чего начнется ваша дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей вреда!

Когда-то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе.

Красная книга земли бала опубликована в 1963-1965 году. Красная книга состоит из пяти томов : "Млекопитающие", "Птицы", "Земноводные и пресмыкающиеся", "Рыбы", "Высшие растения" , существует в каждой стране, области, регионе.

Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году.

Первая красная книга Тамбовской области в 2000 году, при участии зоологов и биологов г. Мичуринска.

Красная книга - это не закон об охране животных и растений. Это - программа деятельности ученых-зоологов, любителей и знатоков природы.


Слайд 12. Викторина «Встреча с Красной книгой»

Вопросы по викторине (Приложение 3).

Ребята делятся на две команды и получают у ведущего(педагога) листы с тестовыми заданиями на которых написаны вопросы первого тура и варианты ответов. Одновременно с раздаточным материалом вопросы викторины дублируются на экране.

1. Когда вышел первый том Красной книги Земли?

а) 1963-1965 г.

б) 1970-1972 г.

в) 1960-1962 г.

2. Из скольких томов состоит Красная книга?

a) Пять томов: "Млекопитающие", "Птицы", "Земноводные и пресмыкающиеся", "Рыбы", "Высшие растения".

б) Четыре тома : «Млекопитающие", "Птицы", "Земноводные и пресмыкающиеся", "Рыбы".

в) Пять томов : «Млекопитающие", "Птицы", "Земноводные и пресмыкающиеся", "Рыбы", "Микробы".

3.Что делается для того, чтобы сохранить редкие и исчезающие виды животных?

Свободная форма ответа.

(Организуются заповедники, заказники; животных подкармливают, охраняют от хищников и болезней; при очень низкой численности животных разводят в неволе, а затем выпускают в подходящие для них условия.)

4. Какие растения и животные заносятся в Красную книгу?

Свободная форма ответа.

(Виды растений и животных, которым угрожает исчезновение с лица Земли. )

5. Эта птица не летала, а гнезда сооружала на земле. Ее называли "глупой" за то, что не могла убежать от человека. Селилась она на островах Индийского океана неподалеку от Мадагаскара. Последняя птица погибла в 1681 году.

а) Странствующий голубь;

б) Дронт;

в) Коричнеголовый попугай

6. Этот красивый и мощный зверь был истреблен к 1627 году. Он населял Европу, Малую Азию, Северную Африку.

а) Степная куропатка;

б) Зубр;

в) Тур.

7. Их погубило вкусное мясо. Последняя птица погибла в зоопарке города Цинциннати в США в 1914 году.

а) Странствующий голубь;

б) Новокаледонский попугай;

в) Попугай Ара.

8. Какие цветы носят "человеческие" имена?

ответ в свободной форме

(Лилия, роза, василек, иван-да-марья, иван-чай).

Посмотрим кто является знатоками красной книги.

Знатоки Красной книги. Подводим итоги.[1]


Слайд 13. «Будущее планеты в наших руках»

Читать.

Видеть весной косяк пролетающих журавлей; слышать пение соловья, перепёлки, кукушки; вспугнуть невзначай лося в лесу и знать, что где-то в Уссурийской тайге ходит живой, а не плюшевый тигр, - это великая радость жизни. За эту радость надо бороться, пока не поздно…В. М.Песков

Да нам пока еще мало лет, да – многое мы еще не можем сделать, но показать настоящее и будущее планеты в наших силах.

Ребята сейчас мы займемся созданием коллажа.

Создадим коллаж «Земля - наш общий дом».

Каждой команде я даю материал и заготовку для плаката. Ваша задача найти и наклеить иллюстрации по заданной теме. Время создания коллажа 5 мин. После того , как ваш плакат будет готов вы должны будете его презентовать классу.

Тема для одной команды. «Наша реальность».

Здесь мы используем такие заготовки, как пластиковые бутылки, пакеты, автомобили с выхлопными газами, тёмные клубы дыма, погоревшие леса и поля, тёмные облака, серое небо, асфальт. (Приложение 4)

Наша планета сильно загрязнена. Мы ещё не осознаём этой опасности и живём на этой планете, но смогут ли жить на ней будущие поколения?

Тема для второй команды. «Наша мечта».

в данной теме мы используем заготовки солнца, облака, цветы, животные, растения, зелёная трава, голубое небо. (Приложение 4)

Посмотрите, как красива наша планета и как хрупка. Все наши мечты – о хорошем будущем, прекрасной Земле, о дружбе человека и природы.

Замечательно вместе поработали и результат вы видите на доске. Мы обязательно передадим этот плакат в музей природы нашей школы…


Слайд 14. Как вы видите он пуст…

Печальную эстафету принимают от нас грядущее тысячелетие. Набатным колоколом звучит слово “экология” сегодня. Мы не случайно вернулись к вопросу “проблема века”. Вернулись для того, чтобы лучше понять причину и многих других наших бед. XX век внес роковое изменение в понятие “экология”. Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: “научиться жить на Земле, как люди”, – таков ответ Бернарда Шоу, классика XX столетия.

Ребята, от вас зависит, будет ли заполнена эта страница.

Завтрашний день Земли будет таким, как мы создадим его сегодня.

Рефлексия: (Приложение 5)

А теперь мы все вместе возьмём заготовки планеты и напишем на них свои пожелания, мечты, мысли. Затем прикрепим заготовку планеты с пожеланиями на гелевые шары и все вместе отпустим его это небо.

Спасибо за внимание!

До новых встреч!


Данная методическая разработка ориентирована на учащихся 5-8 классов и может быть использована не только педагогами дополнительного образования, но и педагогами общеобразовательных школ, как внеклассное мероприятие .

Отправлен сертификат:Конкурс «ЭКОУРОК» - на лучшее занятие по экологии

Авторизация

с помощью социальных сетей
для голосования необходима авторизация, с помощью соц. сетей

Принимай участие

Участник движения «Зеленая Россия»

CТАТЬ УЧАСТНИКОМ 
ДВИЖЕНИЯ 
«ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Заполнить заявление
Решение проблем окуржающей среды

НАПИСАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ 
В ОБЩЕСТВЕННУЮ 
ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ПРИЕМНУЮ

Обратиться в ОЭП
Лес победы

СПЕЦИАЛЬНЫЙ 
ПРОЕКТ 
«ЛЕС ПОБЕДЫ»

Стать участником

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРТНЕРЫ ОЭОД «ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

ПАРТНЕРЫ ОЭОД «ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ»

Присоединяйся к нам в социальных сетях!

Подписаться на новости

ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ И ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

ОЭОД «Зеленая Россия»

119034, Москва, ул. Ул. Большая Ордынка

info@genyborka.ru | 8 (499) 372 12 84 11.00 до 16.00

http://les1945.ru/

http://ecogifts.tilda.ws/