Голосование завершено
Бабикова Н.А. (35) - Программа эковоспитания студентов «12 месяцев».
Карта проекта Программа эковоспитания студентов «12 месяцев».
Аннотация проекта:
Экологическое образование и воспитание молодежи - настоятельное требование времени. Решение экологических проблем невозможно обеспечить усилиями одних только специалистов - экологов, управленцев, юристов, инженеров, законодателей - или же властными институтами общества. Для эффективного достижения цели - повышения экологической безопасности - необходимо активное участие всех людей вне зависимости от их социального или культурного статуса или возраста. Именно поэтому программа эковоспитания направлена на студентов техникума, на тех, от кого зависит будущее и его безопасность. К реализации программы подключаются и студенты из числа лиц с ОВЗ и инвалидов. Они, выполняя такую же работу, что и остальные участники, проявляют лучшие личные качества, налаживают контакты с обычными ребятами, успешно интегрируются в студенческую среду, чувствуют себя востребованными.
Проект находится в стадии реализации и устойчиво функционирует. Вместе с тем, накоплен опыт, который можно использовать для тиражирования проекта, разработана система организации работы и система оценки результатов деятельности. Проект имеет достаточно проработанную и четкую структуру, он постоянно развивается, в его рамках появляются новые инициативы, способствующие развитию и углублению проекта. Проект разработан на двенадцать календарных месяцев, ни один из них не остается без добрых дел, поэтому программа так и называется.
Целевая аудитория проекта: студенты ГПОУ «Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса»Обоснование актуальности проекта: Самой актуальной и проблемной из всех наук является сегодня экология. Экология – это наука о нашем общем доме, она охватывает жизнь на планете, в стране, регионе. Это наука о доме, в котором живем все мы – и люди, животные, и растения, и вся Земля является домом для всех живых существ, живущих на ней по единым экологическим законам, нарушение которых приводит к непредсказуемым последствиям. Поэтому на первый план выходит задача экологического образования детей, воспитание экологически грамотного поколения. Воспитанники, овладевая экологической грамотностью, понимают, что природные ресурсы – это наше общее богатство, а богатство нужно беречь и приумножать, чтобы будущие поколения, дети и внуки жили в прекрасном крае, в уютном зеленом доме, где легко дышится, хорошо рабо тается и отдыхается.
Цель и задачи проекта:
Цель – привлечь студентов, в том числе лиц с ОВЗ, к участию в охранно-природной деятельности на территории города Читы.
Задачи проекта:
- формирование системы знаний об экологических проблемах города Читы;
- составление и формирование перечня экологических мероприятий;
- формирование нравственной позиции по отношению к природе и экологической культуры;
- воспитание чувства ответственности и заботы за окружающей природой;
- формирование осознанного соблюдения правил поведения в природе;
- воспитание любви к природе родного края.
Содержание и технологическое обеспечение проекта:а. Уроки: Рабочая программа дисциплина «Экологические основы природопользования» на втором и третьем курсе, часы в рабочих программах дисциплин «Биология» и «ОБЖ» первый курс;
б. Экологический клуб «Зеленый мир»: руководитель Бабикова Наталья Александровна
в. Лекции, беседы в рамках клуба, декады общепрофесиональных дисциплин, классных часов
г. Экскурсии, походы
д. Конференции, круглые столы
е. Конкурсы, олимпиады
ж. Акции, субботники, десанты, фотоконкурсы, создание
презентаций, листовок, стенгазет.
Анализ ресурсов проекта:
а. Кабинет «Экологические основы природопользования», ПЭВМ, ноутбук, телевизор, проектор
б. Компьютерные классы, актовый зал, читальный зал с демонстрационным оборудованием
в. Столярные, слесарные, сварочные мастерские
г. Грунт, кашпо, инвентарь для выращивания комнатных растений, семена, рассада, саженцы;
д. Инструмент для уборки территории;
е.
Взаимодействие с музеями и библиотеками города.
Сроки реализации проекта. Поэтапный план реализации проекта:
«Рыбе - вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина.
Охранять природу – значит охранять Родину».
Михаил Пришвин
С чего начинается Родина? Она начинается с трепетного и бережного отношения к природе родного края, с гордости за своих предков, которых вскормила наша земля. Вот почему экологическое воспитание неразрывно связано с нравственным и патриотическим воспитанием.
План реализации проекта
|
Мероприятие, деятельность |
Срок проведения , участники |
Краткое описание мероприятия, деятельности |
|
|
Сентябрь |
|||
|
Беседа: «Нужно ли охранять планету» |
Студенты 1 курса |
Беседа значение каждого человека в охране природы. |
|
|
Всероссийский экологический субботник «Генеральная уборка в Чите» |
Студенты 1-4 курса |
Ежегодный экологический десант по уборке лесных массивов вблизи стадионов |
|
|
Участие в масштабной программе «Формирование современной городской среды»
|
Актив студентов |
Благоустройство дворовых территорий города Читы в рамках масштабной программы «Формирование современной городской среды». |
|
|
Спортивно-игровой праздник «Русская удаль» |
Студенты 1 курса |
Ежегодно уборка лесной зоны стадиона СибВО |
|
|
Участие в благоустройстве территории техникума |
Члены клуба «Зеленый мир» |
Обрезка и спил высохших аварийных деревьев. |
|
|
Экологический час к международному дню охраны озонового слоя |
Студенты 2 курса |
Значение озонового слоя, причины его разрушения и методы восстановления. |
|
|
Участие во всемирной акции «Очистим планету от мусора» |
Члены клуба «Зеленый мир» |
Очистка дворовой территории техникума |
|
|
Октябрь |
|||
|
Разработка листовок «Состояние воздуха зависит от нас» |
Студенты, в т.ч. лица с ОВЗ, клуб «Зеленый мир» |
Разработка листовок и их распространение |
|
|
Разработка вариантов подставок для цветов |
Студенты, в т.ч. лица с ОВЗ, клуб «Зеленый мир» |
Разработка вариантов подставок для цветок в электронном виде |
|
|
Фотоконкурс «Красота родных мест» |
Студенты 1-4 курсов |
Конкурс фотографий |
|
|
Посещение выставки в библиотеке техникума посвящённой Международному дню борьбы с природными катаклизмами «Природные катастрофы» |
Студенты 1-2 курсов |
Масштаб причиненного ущерба, причины и последствия природных катастроф. |
|
|
Ноябрь |
|||
|
Участие в акции День отказа от курения |
Участники клуба «Зеленый мир» |
Пропаганда здорового образа жизни |
|
|
Участие в акции посвящённой Международному дню энергосбережения |
Студенты 1 курса |
Привлечение внимания к рациональному использованию ресурсов и развитию возобновляемых источников энергии. |
|
|
Выпуск стенгазеты – обращения «Берегите природу!» |
Студенты, в т.ч. лица с ОВЗ, клуб «Зеленый мир» |
Пропаганда охраны природы |
|
|
Экскурсия в палеонтологический музей |
Студенты 2 курса |
Привлечение внимания к истории зарождения, становления и вымирания различных групп органических остатков Забайкалья. |
|
|
Создание презентаций «Человек – часть природы», для трансляции на перерывах в техникуме |
Студенты, в т.ч. лица с ОВЗ, клуб «Зеленый мир» |
Пропаганда охраны природы. |
|
|
Декабрь |
|||
|
Экскурсии в Забайкальский краевой краеведческий музей имени А.К. Кузнецова «По заповедным тропам Забайкалья». |
Студенты 1-2 курса |
Ознакомление с особенностями природы Забайкалья, особо охраняемыми природными территориями. |
|
|
Участие в городской научно-теоретической конференции «Конституционное законодательство в формате мировой истории» |
Студенты 2 курса |
Участие студентов с темами затрагивающими экологические права граждан
|
|
|
Конкурс творческих работ «Вторая жизнь бытовых отходов» |
Студенты 1-3 курсов |
Выполнение работ из подручных средств, бытовых отходов |
|
|
Привлечение внимания к проблеме вырубки хвойных лесов |
Студенты, в т.ч. лица с ОВЗ |
Создание презентаций для трансляции по тв в техникуме и информация на сайт |
|
|
Конкурс «Дизайнерская елка» |
Студенты 1-4 курс |
Из подручных материалов |
|
|
Январь |
|||
|
Оранжерея на окне |
Клуб «Зеленый мир» |
Уход за растениями техникума |
|
|
День заповедников и национальных парков |
Студенты 2 курса |
Совместное мероприятие с библиотекой техникума |
|
|
Февраль |
|||
|
Беседа: «Богатства, которые не возможно восстановить» |
Студенты 1 курса |
Природные ресурсы Забайкальского края |
|
|
Озеленение аудиторий техникума |
Клуб «Зеленый мир» |
Высаживание горшечных растений, уход за растениями. |
|
|
Круглый стол: ««Экология, проблемы и пути решения» |
Студенты 3 курса |
Вопросы, связанные с решением экологических проблем. |
|
|
Выпуск стенгазет «Сохрани природу» |
Студенты, в т.ч. лица с ОВЗ, клуб «Зеленый мир» |
Изготовление стенгазет и оформление в техникуме.
|
|
|
Март |
|||
|
Посещение выставок музейно-выставочного центра Забайкальского края |
Студенты 2 курса |
Выставки «Мой край родной-частица родины большой» |
|
|
Конкурс фотографий «Весна, тебе поем мы эту песню» |
Студенты 1-4 курса |
Конкурс фотографий |
|
|
Акция «Сбрось напряжение» |
Студенты 1-4 курса |
Отказ от электричества |
|
|
Межрегиональная НПК в ЗабГК имени М.И.Агошкова |
Студенты 3 курса |
Экологические статьи в сборнике. |
|
|
Участие в неделе добра |
Клуб «Зеленый мир» |
Посадка кустарников на территории техникума. |
|
|
Апрель |
|||
|
Разработка роликов к Всемирному дню здоровья |
Студенты, в т.ч. лица с ОВЗ |
Окружающая среда и здоровье человека |
|
|
Межрегиональная учебно-исследовательская конференция в ЧМК «Наука. Здоровье. Профилактика» |
Студенты 2 курс |
Участие студентов с темами, затрагивающими вопросы, влияющие на здоровье человека |
|
|
Экологический десант «Мемориал Боевой и Трудовой Славы» |
Клуб «Зеленый мир» |
Уборка территории |
|
|
Беседа: «Красная книга Забайкальского края» |
Студенты 1 курса |
Красно книжные животные и растения Забайкальского края |
|
|
День экологических знаний Заповедными тропами родного края |
Студенты 2 курс |
Горошко Т.В – методист Даурского и Сохондинского заповедника |
|
|
Общероссийские дни защиты от экологической опасности. Международный день Земли |
Студенты, в т.ч. лица с ОВЗ |
Создание ТВ презентации |
|
|
Май |
|||
|
Весенняя декада наблюдения птиц |
Клуб «Зеленый мир» |
Кормушка для птиц своими руками |
|
|
Экологический десант скалы Сохатино |
Студенты 1 курса |
Уборка территории |
|
|
Экскурсия в Национальный парк Алханай |
Студенты 2 курса |
Ознакомление с особо охраняемой природной территорией |
|
|
Июнь |
|||
|
Всероссийская олимпиада по «Экологии» |
Студенты 3 курса |
Организация в подготовке и участие студентов |
|
|
Экскурсия в поселок Агинское |
Клуб «Зеленый мир» |
Ознакомление с природой и историей края |
|
|
Выставка-ярмарка «Студенческий Арбат» |
Клуб «Зеленый мир» |
Вторичное использование материалов |
|
|
«Зеленый флэш-моб» и «Экологическое лото»
|
Клуб «Зеленый мир» |
«Зеленый» флэш-моб – подарки в виде цветочной рассады для жителей города. «Экологическое лото» проверка знаний о растениях Забайкалья, занесенных в Красную Книгу. |
|
|
Июль |
|||
|
Поход выходного дня |
Студенты 1 курса |
Карповские водопады. |
|
|
Субботник по очистке территории |
Студенты актива техникума |
Городской парк при Доме детского (юношеского) творчества |
|
|
Август |
|||
|
Экологический субботник |
Студенты актива техникума |
Прибрежная территория озера Арахлей |
|
|
Размещение информации на официальной страничке в социальной сети «В Контакте» |
Студенты, в т.ч. лица с ОВЗ |
Сохранение ресурсов гидросферы |
|
|
№ |
Наименование расходов |
Количество |
Сумма (руб) |
|
1 |
Канцелярия (бумага, краски, ватманы, карандаши) |
1 набор |
1000 |
|
2 |
Пакеты для мусора, перчатки (1 набор: 5 пакетов, 1 пара перчаток) |
50 наборов |
2000 |
|
4 |
Саженцы (5-10 шт.), семена цветов (20-50 пакетов) |
|
3000 |
|
5 |
Поездки на экскурсии из расчета 1 автобус (15-25 чел.), посещение выставок |
6 шт. |
10000 |
|
6 |
Инвентарь для субботников: грабли, метлы, известь, кисти |
|
|
|
7 |
Грунт (1 м3), кашпо (15-30) |
|
5000 |
|
|
|
Итого: |
21000 |
Остальные затраты покрываются
при проведении различных студенческих мероприятий в техникуме. Участие в конкурсах
предусматривает использование личных материалов и инструментов.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
а. Создание условий для эффективного формирования у студентов культуры познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей и основе экологических условий жизни, культуры духовного общения с природой, культуры труда, формирующейся в процессе деятельности;
б. Пропаганда экологической культуры;
в. Вовлечение все большего числа студентов в различные мероприятия экологической направленности как техникуме, так и вне его;
г. Повышение уровня заинтересованности студентов в защите и сохранении природной среды;
д. Развитие организаторских, творческих, коммуникативных способностей обучающихся.
Социальные эффекты от реализации проекта:
а. Участие студентов техникума в различных мероприятиях и акциях по очистке территорий лесопарковых зон, городских парков и территорий, охране и посадке зеленых насаждений, благоустройство территории техникума;
б. Установление связей и партнерских отношений с администрацией природоохраняемых объектов края;
е. Благоустройство, восстановление и очистка лесопарковых зон и придомовых территорий г.Чита;
ж. Озеленение помещений и территории техникума;
з. Участие студентов в различных конкурсах экологической направленности районного, областного, регионального, всероссийского и международного масштабов.
и. Получение признания со стороны общественности в виде благодарственных писем, дипломов, грамот, грантов.
Анализ устойчивости проекта:
Данный проект апробирован, риски отсутствуют.
Перспективы развития проекта:
а. В перспективе в качестве мероприятий можно включить обследование учебных помещений и выявление факторов, ухудшающих условия обучения с помощью приборов, имеющихся в строительной лаборатории: термометры, гигрометры, психрометры, пирометры, люксметр, тепловизор, прибор для определения уровня шума и вибрации и т.п. Обработать данные замеров, сопоставить с требуемыми, сделать выводы. Предоставить отчеты администрации техникума. Такие же обследования можно предложить и другим учебным заведениям.
б. Проект разделить не только по месяцам, но и выделить в нем подразделы, касающиеся различных аспектов повышения качества жизни: здоровый ребенок, здоровое питание, полезное общение, эффективное обучение, целебные растения Забайкалья и много других.
Программа эковоспитания состоит из различных мероприятий в течение года (просветительских, обучающих, практических, конкурсных) и направлена на студентов техникума, на тех, от кого зависит будущее и его безопасность. К реализации программы подключаются и студенты из числа лиц с ОВЗ и инвалидов. Они, выполняя такую же работу, что и остальные участники, проявляют лучшие личные качества, налаживают контакты с обычными ребятами, успешно интегрируются в студенческую среду, чувствуют себя востребованными.