Голосование завершено
Петросян Виктория Вачегановна (3 года) - Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.
Тема урока |
Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды |
||||||||||||
Задачи урока |
Образовательная: изучить особенности влияния хозяйственной деятельности человека на биосферу, узнать, что является причиной и каковы последствия загрязнения атмосферы и вод мирового океана, а так же каково прямое влияние человека на растительный и животный мир Земли. Развивающая: развить умение работать с различными источниками информации, приемы логического мышления – анализ, синтез, обобщение. Воспитательная: в целях формирования научного мировоззрения доказать учащимся, что нерациональная хозяйственная деятельность человека может привести к разрушению биосферы. |
||||||||||||
Форма обучения |
Урок |
||||||||||||
Тип урока |
Изучение нового материала |
||||||||||||
Вид урока |
С использованием кейс технологий и технологий критического мышления |
||||||||||||
Оборудование |
Презентация |
||||||||||||
Методические приёмы
|
Ход урока Организация класса (проверка отсутствующих, проверка готовности класса к уроку). Этап 1. Подготовительный Учитель оглашает тему урока: « Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды», конкретизирует задачи урока и разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия. Задачи: 1. Изучить, что является причиной и каковы последствия загрязнения атмосферы. 2. Узнать к чему приводит загрязнение вод Мирового океана. 3. Изучить, какое влияние хозяйственная деятельность человека на структуру и плодородие почвы. 4. Рассмотреть, каково прямое влияние человека на растительный и животный мир Земли. Вопросы для учащихся: 1. Назовите причины загрязнения окружающей среды человеком? 2. Каковы причины возможного возникновения «водного голода» в ряде районов мира? 3. Какое воздействие, своей хозяйственной деятельностью, оказывает человек на растительный и животный мир?
Этап 2. Ознакомительный. Современный человек сформировался около 30-40 тыс. лет назад. С этого времени в эволюции биосферы стал действовать новый фактор – антропогенный. Население планеты очень быстро растет, оно начинает потреблять все больше продовольствия, производственные мощности каждого государства выросли в сотни раз в течение одного века. Наши города требуют все большего количества земли, что приводит к вытеснению с нее коренных обитателей. Многие виды животных и растений, не выдержав борьбы за существование, вымерли. Отрицательное влияние человека на природу проявляется в страшных техногенных катастрофах, таких как аварии в городах Чернобыль или Фукусима. Огромные области Украины до сих пор непригодны для проживания. Радиационный фон в них превышает все допустимые нормы в десятки раз. Утечка тяжелой воды из реактора АЭС в японском городе Фукусима чуть не привела к глобальной экологической катастрофе. Ущерб, который мог быть нанесен экосистеме мирового океана, трудно оценить. Отрицательное влияние человека на природу проявляется при строительстве ГЭС. Для обеспечения одной электростанции необходима плотина, большое количество лесов и лугов просто затапливается, в результате чего страдает почва, сама река, а также растительный и животный мир.
1. Кейс «Последствия хозяйственной деятельности человека на загрязнение атмосферы, гидросферы и литосферы».
Далее учитель делит класс на 3 группы, каждой из которой даётся индивидуальное задание. Учащимся раздаются информативные карточки, в каждой из которой даны характеристики загрязнений атмосферы, гидросферы и литосферы.
Группа №1– изучить информативную карточку-кейс «Загрязнение атмосферы». Вопросы для отчёта: 1.Каковы причины загрязнения атмосферы? 2. Как своей хозяйственной деятельностью человек наносит вред атмосфере? 3. Предложить свой путь решения данной проблемы?
Группа №2– изучить информативную карточку-кейс «Загрязнение гидросферы». Вопросы для отчёта: 1.Каковы причины загрязнения гидросферы? 2. Каким образом происходит загрязнение мирового океана Земли? 3. Предложить свой путь решения данной проблемы?
Группа №3– изучить информативную карточку-кейс «Загрязнение почвы». Вопросы для отчёта: 1.Каковы причины загрязнения почвы? 2. Каким образом хозяйственная деятельность человека может привести к эрозии почв? 3. Предложить свой путь решения данной проблемы?
Этап №3 Аналитический
Предлагается анализ результатов самостоятельной работы учащихся в группах с информацией карточек-кейсов и процесс отработки основного материала. 1) Представление ответа на вопросы от каждой группы учащихся на этапе 3- аналитический. 1 группа – Загрязнение атмосферы 2 группа – Загрязнение гидросферы 3 группа-Загрязнение почвы Ответы фиксируются в следующую таблицу Таблица1. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды
Этап 4. Представитель каждого группы учащихся докладывает результаты аналитической работ в виде выводов. Влияние человека на растительный и животный мир
Воздействие человека на живую природу складывается из прямого влияния и косвенного изменения природной среды. Одна из форм прямого воздействия на растения и животных – рубка леса. Выборочные и санитарные рубки, регулирующие состав и качество леса и необходимые для удаления повреждённых и больных деревьев, существенно не влияют на видовой состав лесных биоценозов. Другое дело - сплошная вырубка древостоя. Оказавшись внезапно в условиях открытого местообитания, растения нижних ярусов леса испытывают неблагоприятное влияние прямого солнечного излучения. У тенелюбивых растений травянистого и кустарничкового ярусов разрушается хлорофилл, прекращается рост, а некоторые виды исчезают. На месте вырубок поселяются светолюбивые растения, устойчивые к повышенной температуре и недостатку влаги. Меняется и животный мир: виды, связанные с древостоем, исчезают или мигрируют в другие места. К вытеснению природных видов приводит и освоение земель под плантации культурных растений, т.е. создание агроценозов. Ощутимое воздействие на состояние растительного покрова оказывает массовое посещение лесов отдыхающими и туристами, следствием чего бывают лесные пожары, а также вытаптывание, уплотнение почвы и её загрязнение. Уплотнение почвы угнетает корневую систему и приводит к засыханию растений. Вытаптывание трав нарушает существенные этапы круговорота веществ, обрекая деревья на голодание. Прямое влияние человека на животный мир заключается в истреблении видов, представляющих для него пищевую или другую материальную ценность. На численность животных оказывает влияние и хозяйственная деятельность человека, не связанная с промыслом. Резко снизилась численность уссурийского тигра. Это произошло в результате освоения территорий в пределах его ареала и сокращения кормовой базы. В Тихом океане ежегодно погибают несколько десятков тысяч дельфинов: в период лова рыбы они попадают в сети и не могут из них выбраться. Ещё недавно, до принятия рыбаками специальных мер, число погибающих в сетях дельфинов достигало сотен тысяч. Для морских млекопитающих очень неблагоприятно влияние загрязнения воды. В таких случаях запрет на отлов животных оказывается неэффективным. Например, после запрещения отлова дельфинов в Чёрном море их численность не восстанавливается. Причина заключается в том, что в Чёрное море с речной водой и через проливы из Средиземного моря поступает много ядовитых веществ. Эти вещества особенно вредны для детёнышей дельфинов, высокая смертность которых и тормозит рост поголовья этих китообразных. Исчезновение сравнительно небольшого числа видов животных и растений может показаться не очень существенным. Однако каждый вид занимает определённое место в биоценозе, в цепи питания, и заменить его не может никто; исчезновение того или иного вида ведёт к уменьшению устойчивости биоценозов. Ещё важнее то, что каждый вид обладает уникальными, присущими только ему свойствами. Утрата генов, определяющих эти свойства и отобранных в ходе длительной эволюции, лишает человека возможности в будущем воспользоваться ими для своих практических целей. Учащимся из каждой группы предлагается выполнить задание . При выполнении заданий учащиеся работают с тестом § 55 учебника (с 276-278) Одну проблему могут рассматривать несколько групп. Отчет о работе выполняется в графической форме – прием «фишбоун». В «голове» рыбы записывается проблема, в «хвосте» - пути решения данной проблемы. « Верхние косточки» - причины, вызывающие исчезновение растений, «нижние косточки» - последствия исчезновения растений для человека и окружающей среды.
Отчет учащихся по заданиям. От каждой группы выступает один учащийся, остальные дополняют ответ при необходимости. Коллективное обсуждение проработанного материала. Стадия рефлексии Учитель:- Что вы узнали на этом уроке? (ответы учащихся). Учитель подводит итоги и формулирует общие выводы: 1. 1. На состояние природной экосистемы очень большое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека. Воздух вместе с водой, почвенным покровом, растительностью и другими живыми организмами образует среду обитания человека. Поэтому всякое загрязнение природных объектов ведет к ухудшению условий жизни. 2.Атмосфера Земли загрязнена диоксидом серы и сероводородом. Оба газа вредны для здоровья человека. 3. Загрязнение воды происходит в результате её нерационального использования человеком. Большое количество воды используется промышленными предприятиями и на хозяйственно- бытовые нужды, что в итоге приведёт к « водному голоду», что обуславливает необходимость разработки мероприятий по рациональному использованию водных ресурсов.
Домашнее задание: п 10 с 34-37 устно. с 37 вопросы 1-3 устно. 4-письменно.
|
Данный урок посвящён отрицательному влиянию человека на окружающую среду.