Голосование завершено
Маслова Ольга Владимировна (19) - «Вторая жизнь мусора».
Конспект НОД по экологии в старшей группе на тему:
«Вторая жизнь мусора».
Цель: формировать ответственное отношение к окружающей среде.
Задачи:
·формировать понимание необходимости раздельного сбора мусора в быту, его утилизации и целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
·способствовать развитию у детей стремления к порядку, чистоте, аккуратности, навыков сбережения экологически чистой среды;
·развитие исследовательской деятельности;
·воспитывать у детей чувство ответственности за разумное использование различных материалов в детской деятельности и повседневной жизни;
·учить детей аргументировать свои суждения, использовать речь-доказательство. Активизировать словарь: бытовые отходы, бросовый материал, мусорная свалка, мусорный контейнер, рассортировать, мусороперерабатывающий завод;
·способствовать созданию условий для самостоятельной экологически ориентированной художественной деятельности; развивать фантазию;
·формировать представления о том, что мусорная свалка — это угроза для здоровья людей и благополучия в природе;
Предварительная работа:
·чтение и обсуждение рассказа В.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой »;
·беседа-рассуждение: Что такое мусор? Какой вред он может нанести природе и человеку?
·домашнее задание: понаблюдать какой мусор накапливается в мусорном ведре? Сколько его набирается за день? Сколько раз выбрасывается мусор мама (папа)?
·дидактическая игра «Из чего сделаны предметы»;
·просмотр слайд-фильма «Вторая жизнь мусора»;
·разучивание стихотворения А.Усачева «Мусорная фантазия »;
·совместная деятельность воспитателя с детьми: изготовление мусоровозов из бросового материала (коробок из-под чая и зубной пасты);
Материалы и пособия:
фотографии чистого и грязного города в конверте;
макет пятиэтажного дома с поставленным рядом прозрачным контейнером того же объема; мусоровозы по количеству детей; детские совочки и мелконарезанный «мусор» в поддоне;
слайд-фильм (мусорная свалка и мусороперерабатывающий завод);
мольберт с таблицей для ТРИЗ-игры «Хорошо-плохо»; фотографии 3 способов утилизации мусора; знаки «=», «+»
горка-модель конвейера; контейнеры разного цвета с нарисованными знаками; «мусор» (бутылочки из-под сока, пакеты, коробки, газеты, банки из-под кофе и другое); перчатки и каски;
Формы и методы:
игровой момент: письмо с фотографиями;
исследовательская деятельность: сколько мусора выбросят жители дома за год;
проблемная ситуация: какой способ утилизации мусора лучше (сжигание, закапывание, переработка);
трудовая деятельность: сортировка мусора по контейнерам;
продуктивная деятельность: изготовление поделки «Цветок» из бросового материала;
Ход:
- Ребята, сегодня к нам в детский сад принесли письмо. Что в нем? Давайте откроем и посмотрим. Что здесь?(фотографии) Что изображено на фотографиях? (наш город) Какой он чистый, красивый, уютный.
- Ребята, тут еще есть фотографии. А на этих фотографиях какой город?(грязный, в мусоре)
- Откуда же взялся этот мусор? (выбросили люди) Хорошо ли выбрасывать мусор прямо на улицу? Почему?
- Как другими словами можно назвать мусор? (хлам, сор, бытовые отходы)
- Помните, ребята, я давала вам задание понаблюдать дома, что обычно мы выбрасываем в мусорное ведро? (ответы детей)
- Сколько мусора у вас накапливается за день?
- Кто выбрасывает из мусорного ведра у вас дома?
- Как часто выбрасывается мусор?
- Что будет, если его долго не выбрасывать?
- Куда выбрасывается мусор из мусорного ведра?(мусоропровод на лестничной площадке, в контейнер для мусора)
- Кто забирает отходы из уличного контейнера? (мусоровоз)
- Куда он отвозит мусор? (на специально отведенные места, на свалки, полигоны ТБО- твердо-бытовых отходов)
- За день каждый человек выбрасывает 1 килограмм мусора, а за год каждый человек выбрасывает примерно 1 тонну мусора- это полный кузов огромного грузовика. Как вы думаете много это или мало?
-Чтобы представить сколько это, давайте ненадолго мы с вами побудем водителями мусоровозов. (воспитатель с детьми переходят к макету)
- Посмотрите это маленький уголок нашего города. Сколько этажей в доме?
- Много ли людей живут в доме? Посмотрите на каждом этаже цифра. Цифра показывает количество людей живущих на этом этаже. Если каждый житель выбрасывает за год целый камаз мусора, то сколько мусора выбросят 10 человек? А 12 человек?
Мусор мы будем отвозить и ссыпать на свалку,в это прозрачный контейнер.
(дети при помощи мусоровозов вывозят «мусор»)
- Посмотрите сколько мусора мы с вами вывезли. Давайте поставим наш контейнер-свалку рядом с домом и сравним. Много или мало выбросили мусора жители пятиэтажного дома?(много, мусора набралось высотой с дом )
- Наша игрушечная свалка выглядит как прозрачная коробка. А как же на самом деле выглядит свалка? (воспитатель показывает детям слайды)
- Это мусорная свалка нашего города. Она растянулась на огромное расстояние и она у нас не одна. Вам она нравится? Почему?
- Чем опасна такая огромная мусорная свалка?(плохо пахнет; мусор выделяет ядовитые вещества вредные для растений, животных и людей; в местах скопления мусора развиваются болезнетворные микробы, которые попадают в воду, землю и мы заболеваем)
- Кто может обитать на свалках?(крысы) Чем они опасны для человека? (они являются переносчиками опасных болезней)
- Значит такие свалки очень вредны? Как же люди избавляются от такого огромного количества мусора? (сжигают, закапывают, переребатывают)
- Сжигать мусор хорошо это или плохо? Чем плохо? (пожар может перекинуться на рядом растущий лес и дома; много дыма и нечем дышать; не все горит; выделяются вредные ядовитые вещества;)
-Как еще можно убрать мусор со свалки? (закопать в землю)
-Чем хорош этот способ? Чем плох?(нужна огромная яма; вредные вещества попадают в землю и воду, отравляют их, погибнут растения и животные, заболеют люди;)
- Весь ли мусор можетт перегнить в земле? Что исчезнет быстрее? Что будет лежать в земле долгие годы? (стекло, пластмасса)
- Почему завод называется мусороперерабатывающим?
- Чем хорош этот способ утилизации мусора?(можно сделать много новых вещей; не загрязняется земля и воздух; не наносится вред природе и здоровью человека)
- Какой способ уничтожения мусора лучше? Что сделать с мусором лучше всего? Посмотрите, как утилизируют мусор на мусороперерабатывающем заводе. (просмотр слайд-фильма)
- Хотите побывать на мусороперерабатывающем заводе? Надевайте каски.
- Это конвейер, по которому идет приемка и сортировка мусора. Хотите побыть сортировщиками? Надевайте перчатки. Попробуем рассортировать мусор по контейнерам.
- Что обозначают значки на контейнерах?(в один складывают бумагу, в другой стекло, в третий - металл, в четвертый -пластик)
(дети распределяют бросовый материал по контейнерам)
- Мусор мы рассортировали, а что с ним сделают дальше? (из бумаги -новую бумагу, из пластика -банки, бутылки, одежду, стекло и металл переплавят и сделают новые стеклянные и металлические вещи)
-Молодцы, вы не просто научились сортировать мусор, но и научились беречь природу и ее богатства.
-А может мы и сами можем использовать как-то этот мусор? Что можно из него сделать? Перейдем в нашу творческую мастерскую.
(дети изготавливают совместно с воспитателем поделки из бросового материала)
- - Посмотрите какие красивые цветы получились. Если подумать, то можно сделать еще много красивых вещей из того, что мы выбрасываем в мусор. А разумно используя то, что мы имеем, мы сбережем природу и ее богатства.
Не бросайте
никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Что же вырастет в
саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в детский сад не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети! (автор стихотворения А.Усачев)
Используемая литература.
1. Апполонова Н.И. Прикоснись к природе сердцем. Методическое пособие. Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста(5-6 лет).-Ульяновск: Издатель Качалин А.В., 2015.
2. Навоз для поля и коктейля.Как детям постичь окружающий мир. Годы учебы и веселья в Хидден
Вилле: Учебно-методическое пособие / Э.Йоргенсен, Т.Блэк, М.Хэлиси; Пер.
Э.Лобановой; АО “Санси”, МП “Детский экологический центр”. - СПб., 1992. - 96
с.
3. Апполонова Н.И.,Балатанова Г.Ф. Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!// Ребенок в детском саду.- 2009.- №3.- с.63-65
игровой момент: письмо с фотографиями; исследовательская деятельность: сколько мусора выбросят жители дома за год; проблемная ситуация: какой способ утилизации мусора лучше (сжигание, закапывание, переработка); трудовая деятельность: сортировка мусора по контейнерам; продуктивная деятельность: изготовление поделки «Цветок» из бросового материала