Голосование завершено
Кузьмина Вера Васильевна (14 лет) - Урок -играЭкологическое ассорти»
За природу в ответе и взрослые и дети
«Экологическое ассорти»
Тип урока: обобщающий.
Вид урока: урок-состязание в форме игры.
Цели урока: с помощью интеллектуальной игры обобщить и закрепить знания учащихся о растениях и животных; проверить глубину и осознанность научных знаний, умение их применять, научить выделять главное, сравнивать и обобщать, логически мыслить, находить решение нестандартных задач. Осуществить межпредметные связи экологии с природоведением, окружающим миром.
Углубить знания детей о бережном отношении к природе.
Развивать у детей наблюдательность , мышление, память, внимание ,речь.
Воспитывать любовь к природе и бережному отношению к ней , чувство дружбы и коллективизма у детей.
Перед началом мероприятия заставка
«За природу в ответе и взрослые и дети»
Добрый день, жители прекрасной голубой планеты! Сегодня я приглашаю вас на урок-игру – игру, посвященной
нашей Матушки Земли! И на этой игре и вы
ребята и гости! И я рада приветствовать всех!
Что же это за игра? Чтобы нам всем стало понятно, я предлагаю совершить путешествие по нашей чудесной
планете!
Видеосюжет о природе.
Слайдовая программа «Сохраним нашу планету!!!»
Всё это – наша родная планета. Сколько на ней прекрасного и удивительного: и
бескрайние просторы, и горы, уходящие в небо, и синие-синие моря… А жителей на
ней – не счесть, и каждый из них – маленькое чудо! Но часто люди забывают об
этом, и тогда – дымят трубы, звучат выстрелы, гибнут животные… Чтобы напомнить
людям о красоте нашей Земли, ежегодно устраиваются замечательные экологические
праздники, конкурсы, игры, викторины, брейринги,
Планета наша огромна. И за целую жизнь не может человек обойти её всю, от края
до края. Только полюбив свою родную природу, человек сможет полюбить весь мир.
И я не сомневаюсь, что вы ребята знаете
и любите родную природу.
Цель нашего урока: обобщить и расширить знания о растениях и животных , продолжать прививать любовь к родному краю и бережному отношению к природе.
Слайды «Природа» после
каждой строчки
Природа – это дом, в котором мы живем,
И в нем шумят леса, текут и плещут реки.
Под небом голубым, под солнцем золотым,
Хотим мы в доме том жить вовеки
Природа – это дом, в котором
день за днём
Растут цветы и хлеб, кругом смеются дети.
И этот дом и смех – один, один на всех,
Другого дома нет на целом свете.
Итак мы начинаем игру «Экологическое
ассорти». (заставка)
Нам предстоит выяснить,
насколько хорошо вы знаете родную природу. Она, как никогда, сегодня нуждается
в нашей защите, заботе, любви.
В нашей игре победит та команда, которая действительно хорошо знает жизнь
зверей, растений, птиц, насекомых, умеет правильно вести себя в природе, готовы
её оберегать.
Наша игра будет проходить в несколько этапов. На первом этапе каждой команде
будет задано 5 вопросов. Какой номер вопроса, и из какого сектора достанется –
будет зависеть от того, что достанут команды из наших мешочков. За каждый
правильный ответ команда получает 1 балл.
Начинаем 1 этап нашей игры.
«Кот
в мешке»
(заставка)
ВОПРОСЫ ЗЕЛЕНОГО СЕКТОРА
1. ПРОДОЛЖИТЕ ПОСЛОВИЦУ. /Много леса – не губи, нет леса – ... (посади).
2. КАК ПО ПНЮ СРУБЛЕННОГО ДЕРЕВА УЗНАТЬ, СКОЛЬКО ЕМУ ЛЕТ? /На срубе четко видны
годовые кольца. Сколько колец столько лет/
3. ЧТО ЗА ТРАВА КОТОРУЮ И СЛЕПЫЕ ЗНАЮТ? /Крапива/
4. КАКИЕ ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ ОСТАЮТСЯ ЗЕЛЁНЫМИ? /Ель, сосна, туя/
5. НАЗОВИТЕ ДЕРЕВО – СИМВОЛ НАШЕЙ РОДИНЫ? /Берёза/
6. КАКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ ЛЕЧАТ ПРОСТУДУ? /Мать-и-мачеха, подорожник,
дущица, мята и др./
7. САМОЕ СЛАДКОЕ ДЕРЕВО? /Липа/
8. КАКАЯ ЯГОДА БЫВАЕТ КРАСНОЙ, ЧЕРНОЙ, БЕЛОЙ? /Смородина/
9. НАЗОВИТЕ ЯДОВИТЫЕ ЯГОДЫ, КОТОРЫЕ РАСТУТ В ЛЕСУ? /Волчье лыко, вороний глаз/
10. КАКОЙ ЦВЕТОК ЛЕТО НАЧИНАЕТ? /Колокольчик/
ВОПРОСЫ СИНЕГО СЕКТОРА
1. ПЕРЕД КАКОЙ ПОГОДОЙ ПТИЦЫ ПЕРЕСТАЮТ ПЕТЬ? /Перед дождливой/
2. ПИНГВИН ПТИЦА ИЛИ ЖИВОТНОЕ? /Птица/
3. КАКАЯ ПТИЦА ПОДБРАСЫВАЕТ СВОЕ ЯЙЦО В ДРУГИЕ ГНЁЗДА? /Кукушка/
4. ЗИМУЮТ ЛИ ПТИЦЫ В СКВОРЕЧНИКАХ? /Нет/
5. ПОЧЕМУ СНЕГИРЯ ТАК НАЗВАЛИ? /Прилетают с первым снегом/
6. ГДЕ ЗИМОЙ И ОСЕНЬЮ СПЯТ ВОРОНЫ? /В садах, в рощах/
7. С ПРИЛЕТОМ КАКИХ ПТИЦ СЧИТАЕМ МЫ НАЧАЛО ВЕСНЫ? /Грачей/
8. КАКАЯ ПТИЦА ВЫВОДИТ ПТЕНЦОВ ЗИМОЙ? /Клест/
9. САМАЯ БОЛЬШАЯ В МИРЕ ПТИЦА? /Страус/
10. КАКАЯ ПТИЦА МОЖЕТ ЛЕТАТЬ ХВОСТОМ ВПЕРЕД? /Колибри/
ВОПРОСЫ КРАСНОГО СЕКТОРА
1. КТО МЕНЯЕТ ШУБУ ДВА РАЗА В ГОД? /Лиса, белка, заяц/
2. ЧТО ТЕРЯЕТ ЛОСЬ КАЖДУЮ ЗИМУ? /Рога/
3. ЧТО СЛУЧАЕТСЯ С ПЧЕЛОЙ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ОНА УЖАЛИТ? /Умирает/
4. КАКОЙ ХИЩНЫЙ ЗВЕРЬ ПАДОК ДО МАЛИНЫ? /Медведь/
5. КАКИХ ЗАЙЦЕВ НАЗЫВАЮТ ЛИСТОПАДНИЧКАМИ? /Которые родятся осенью, в листопад/
6. КАКИЕ ЖИВОТНЫЕ СПЯТ ЗИМОЙ? /Медведь, ёж/
7. КУДА ЗАЙЦУ БЕЖАТЬ УДОБНЕЕ, С ГОРЫ ИЛИ В ГОРУ И ПОЧЕМУ? /У зайца передние ноги
короткие, а задние длинные, легче бежать в гору, с горы заяц катиться кубарем/
8. КАКОЕ ЖИВОТНОЕ ОБЛАДАЕТ САМЫМ ГРОМКИМ ГОЛОСОМ? /Крокодил/
9. САМЫЙ БЫСТРЫЙ ЗВЕРЬ НА ЗЕМЛЕ? /Гепард/
10. САМЫЙ ЧИСТОПЛОТНЫЙ ЗВЕРЁК? /Барсук/
ВОПРОСЫ ЖЕЛТОГО СЕКТОРА
1. КАК УЗНАТЬ О ПРИБЛИЖЕНИИ ДОЖДЯ, НАБЛЮДАЯ ЗА МУРАВЕЙНИКОМ? /Перед дождем
муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы/
2. КУДА ОСЕНЬЮ ДЕВАЮТСЯ БАБОЧКИ? /Большинство с холодами гибнут. Некоторые
прячутся в щели, под кору и там зимуют/
3. ПОЧЕМУ НАСЕКОМЫХ ТАК НАЗЫВАЮТ? /От слова «насекать» - у них на брюшке
насечки/
4. КАКУЮ ПОЛЬЗУ ПРИНОСЯТ ЧЕРВИ? /Рыхлят землю/
5. КТО ОХРАНЯЕТ ЛЕСНУЮ ПОЛЯНКУ ОТ ВРЕДНЫХ МУХ? /Стрекозы/
6. НЕ ПТИЦА, А ЛЕТАЕТ, НЕ СЛОН, А С ХОБОТОМ, НИКТО НЕ ПРИРУЧАЕТ, А НА НОС
САДИТСЯ? /Муха/
7. У КОГО УШИ НА НОГАХ? /Кузнечика/
8. ВОЛОСАТА, ЗЕЛЕНА
В ЛИСТЬЯХ ПРЯЧЕТСЯ ОНА.
ХОТЬ И МНОГО НОЖЕК,
БЕГАТЬ ВСЕ РАВНО НЕ МОЖЕТ. /Гусеница/
9. НЕ ЗВЕРЬ, НЕ ПТИЦА, НОСОК, КАК СПИЦА.
ЛЕТИТ – МОЛЧИТ, СЯДЕТ – МОЛЧИТ. /Комар/
10. ДВА РОГА, А НЕ БЫК,
ШЕСТЬ НОГ БЕЗ КОПЫТ.
ЛЕТИТ – ТАК ВОЕТ,
СЯДЕТ – ЗЕМЛЮ РОЕТ. /Жук/
ВОПРОСЫ ЧЕРНОГО СЕКТОРА
1. ЕСЛИ ВЫ ЧИТАЛИ КНИГУ ИЛИ СМОТРЕЛИ ФИЛЬМ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО», ТО ДОЛЖНЫ
ПОМНИТЬ КАК ЗВАЛИ ПРОДАВЦА ЛЕЧЕБНЫХ ПИЯВОК? /Дуремар/
2. КТО ДАЛ БУРАТИНО ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК? /Черепаха Тортилла/
3. КТО ИЗ ГЕРОЕВ КНИГИ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО» НОСИЛ СЕРЕБРЯННЫЕ ЧАСЫ? /Пудель
Артемон/
4. К СТВОЛУ КАКОГО ДЕРЕВА ПРИКЛЕИЛАСЬ БОРОДА КАРАБАСА-БАРАБАСА? /Итальянская
сосна/
5. ТРАВА ОТ 99 БОЛЕЗНЕЙ? /Зверобой/
6. КТО МОЖЕТ ПИТЬ НОГОЙ? /Лягушка/
7. ЧЕМ СТРЕКОЧЕТ КУЗНЕЧИК? /Ногой о крыло/
8. КАКОЕ ДЕРЕВО ВЕСНОЙ ДЯТЛА ПОИТ? /Берёза/
9. КАКИЕ ПТИЦЫ ВЫВОДЯТ ПТЕНЦОВ ТРИ РАЗА ЗА ЛЕТО? /Воробьи, овсянки/
10. РАЗНОЦВЕТНЫЕ ГРИБЫ? /Сыроежки/
Закончился 1 этап экологического турнира.
Прежде чем мы перейдем ко 2 этапу нашего турнира. Я хочу вам напомнить, что наш
турнир посвящен злободневной, отвечающей духу времени теме: «Берегите свою
планету!»
Поэт Николай Рыленков в своем стихотворении утверждает, что всё богатство
природы принадлежит народу, а значит, и вам, детям.
Все богатства русского пейзажа
В полное владенье нам даны:
Вьюжны зим серебряная пряжа,
Кружева зелёные весны.
Летний полдень в поволоке зноя,
Вечер, заглядевшийся в ручей.
Узорочье луговин цветное,
Теплый воск желтеющих полей,
Расписные листья листопада
Над бездонной синевой озер –
Все это твоё, и сердце радо
Целый мир влюбить в родной простор.
Начинаем 2 этап нашего турнира.
Слайд «Турнир цветочный»
- Я хочу напомнить вам слова великого сказочника Г.Х.Андерсена: “Чтобы жить,
нужны солнце, свобода и маленький цветок”. 2 этап турнира мы посвятим цветам.
Слайды на все 9 вопросов
1. Я поэт, зовусь я Цветик,
От меня вам всем приветик. - Из какого произведения эти стихи? (Н.Н.Носов
“Приключения Незнайки и его друзей
”).
2. “Есть такое твёрдое правило. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок и
сразу же приведи в порядок планету. Непременно надо каждый день выпалывать
баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у
них почти одинаковые. Это скучная работа, но совсем не трудная”. - Из какого
произведения эти слова? (А
.Сент-Экзюпери “Маленький принц”)
3. Продолжите стихотворение:
Колокольчики мои,
Цветики степные!
(“Что глядите на меня, тёмно – голубые?” А. Толстой)
4. Эти простые цветы похожи на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами.
Созревшие их семена собраны в лёгкий пушистый шарик. Дунешь на шарик - полетят
в воздухе лёгкие семена. - О каком цветке идёт речь? (
Одуванчик)
5. О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свиток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей - О каком цветке идёт речь? (О розе)
6. Кто написал сказку “Каменный цветок”? (П.П.Бажов)
7. Какой сказочный персонаж родился в цветке? (Дюймовочка)
8. Какой необыкновенный цветок описал С.Т.Аксаков? (Аленький цветочек)
9. Какой цветок полицейские всего мира считают врагом? (Мак)
3
этап нашего турнира называется
«ЗНАК»
ТАК ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ
»
- Ваша задача придумать знак и нарисовать его.
4 этап нашего турнира. «Заморочки из бочки»
- В нашу бочку залезли разные животные и птицы и их не полностью видно. Ваша
задача отгадать кто это.
Слайд-заставка
- Живет на Земле человек. Он – маленький, Земля – огромная. Человек любит свою
Землю, потому что не может он жить без запаха листьев, без звонкой песни, без
ручья, без синей мохнатой головки василька в поле.
Родина нас окружила
Дивной своей красотой,
Родина нам подарила
Воздух степной и лесной,
Берег крутой с быстрой рекой,
Синее небо над головой.
- Богата и разнообразна природа нашей Родины. На суше, в воздухе, в воде и под
водой – всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес. Сколько
интересного можно увидеть в лесу, в поле, на озере и даже около нашего дома,
если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года!
Наша небольшая планета Земля добра к нам. Будем отвечать ей теплом на тепло,
любовью на любовь!
- Часто писатели, поэты, художники, музыканты в своём творчестве обращаются к
природе. В ней они находят созвучие своим мыслям, настроению, в ней черпают
вдохновение.
- Мы предлагаем вам посмотреть «Танец дождя» и услышать как музыка и природа
сливаются воедино.
ВИДЕОСЮЖЕТ «Танец дождя»
5 этап нашего турнира называется
«СОСТАВЬ СЛОВА»
Слайд
Слова для команд
1 команда
РОЗА
ЛИПА
Бобр
ТИГР
2 команда
ЛИЛИЯ
КЕДР
СОВА
ЛЕВ
3 команда
ПИОН
КЛЁН
ФИЛИН
Заяц
каждое слово 1 балл + за быстроту 1 балл
Слайд-заставка
6 этап нашего турнира называется
“Знатоки природы”.
- Чтобы любить природу, нужно её знать.
Слайд 1. В Древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив.
Его детёныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых
нарядах. Зверёк очень доверчив.
(Белка)
Слайд 2. Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в
Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в
Японии
. (Кузнечик)
Слайд 3. Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные
звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают
собакой. От них много пользы. Весной они ходят по полям, собирая личинок и
насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц и
жучков – листоедов.
(Скворец)
Слайд 4. В России этого жучка издавна называли “солнышко”. Он красненький и
кругленький, очень добродушный и безобидный, - никому не опасен, кроме тли. На
сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло
людей на имя, данное этому жучку.
(Божья
коровка)
Слайд 5. Время цветения этого кустарника апрель, май. Плоды созревают в
августе. Они овальные, сочные, ярко – красные и сидят прямо на стволе и ветках.
В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь.
(Волчья ягода)
Слайд 6. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению. Ежегодно они могут
приносить с свой дом килограмм всякой добычи, около 100000 насекомых. Этим они
полезны лесному хозяйству. Но они разводят, как пастухи массу тлей – в этом их
вред, который, однако, очень мал по сравнению с пользой.
(Муравьи)
- Богата и разнообразна природа нашей Родины. На суше, в воздухе, в воде и под
водой - всюду кипит жизнь. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на
реке и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа
хороша во все времена года! Слайд
«КОНКУРС
КАПИТАНОВ»
Капитан-личность неординарная,
поэтому должен проявить себя не только как хороший ученик , но и находчивый и
сообразительный человек.
Выберите карточку на которой может быть название животного, птицы, насекомого и
т.д.
Нужно без слов, без звуков, только жестами, мимикой и телодвижениями показать
своей команде, а они должны отгадать.
Сорока,Комар, Лягушка, Олень, Воробей,
Заяц
СИТУАЦИИ ДЛЯ КАПИТАНОВ – 1 балл за каждый дельный совет
На день рождения Кате подарили щенка. Наконец-то сбылась её мечта. Она так
долго просила родителей купить ей щенка. И вот теперь у неё появился новый
друг. Катя каждую минуту играла с ним, кормила, гуляла с ним. А потом ей
подарили говорящую куклу. О щенке Катя вспоминала все реже, а когда он заболел,
сказала маме: «Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице»
Сережа рассказал о том, что когда они гуляли с папой по лесу, то развели костер
и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а
банки и пакеты закопал. Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать
костер нельзя, а мусор лучше забрать с собой и выбросить в специально
отведенное для него место.
Телеграмма: «Мы – первая зелень и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог
лес. Мы даже боимся распуститься первыми в лесу. А чего хорошего? Все равно
сломают. Помогите нам. Это очень больно, когда тебя ломают. Очень! Ваши зеленые
друзья: Ива, Черемуха, Лесная сирень».
Какие ответы вы пошлете на эту телеграмму? Какую помощь можете оказать?
7
этап
. Иногда, бывает, накупят
товаров , пользуются всласть, а куда потом всё это класть?
(Показывает
пустую пластиковую бутылку, пластмассовую упаковку и т.п.)
. Вот теперь и
вы поработайте – отходы получайте и что-нибудь новое из них створяйте!
Конкурс «Сотвори новое»
- Закончился наш турнир. Счетная комиссия подсчитывает результаты.
Я хочу вновь вернуться к теме нашей игры и еще раз обратиться к вам и ко всем
жителям нашей планеты со словами: «Охраняйте природу».
? Наша небольшая планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на
тепло, любовью на любовь.
Но не все из нас, к сожалению, по-настоящему любят и берегут
природные сокровища – леса, поля, реки, дары природы и живых обитателей.
Услышу ль у сосен в полдневный час
Журчанье струй средь камушков и брода. –
О, люди, мыслю я, у всех у нас
Есть мать одна, по имени Природа!
У ней для нас хватает доброты,
И мы живем, запечатлев в душе навеки
Её прекрасные черты – поля, луга, моря и реки .
Но если…
Впрочем, в наш жестокий век понятно всем
Что это «если» значит?
О, человек!
Природа-мать ни рек и ни морей от глаз твоих не прячет,
Ни росных трав, ни голубых озер…
Цени её доверие, Природы!
Не обмани его!
И в темный лес входи, как в храм, под мраморные своды!
Природа – наше богатство. Сберечь это богатство для последующих поколений –
наша задача и долг.
Ты, человек,
любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увести метельных погодах
Не растопчи ее полей,
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую,
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую.
Нас много, а она одна.
Ты, дружок, смотри не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка.
Люби цветы, леса, простор полей –
Всё, что зовётся Родиной твоей!
Награждение победителей конкурса ЭМБЛЕМ.
Объявление результатов и награждение команд дипломами.
Наш урок подошел к концу. Надеюсь, что я сегодня смогла убедить вас, в том, что
природу, планету Земля надо постоянно охранять и беречь. Окружающий нас живой
мир удивительно велик и разнообразен, а мы его очень мало знаем.
Читайте больше книг о природе, таких как
«Лесная газета» В.Бианки, «Птицы на проводах» В.Пескова, книги К. Паустовского,
М.Пришвина и многие другие.
В конце показ небольшого фильма о природе. (10-15 мин) и раздача буклетов.
Список использованной литературы:
Бакулина Г.В. Это земля – твоя и моя. Экологическая игра. Читаем, учимся,
играем.2003.№ 11.
Буканова М.С. Живая планета: Сценарий мероприятия, посвященного проблемам
охраны окружающей среды. – 2004. - № 8.
Гудимов В. Школьный праздник, посвященный Дню Земли. Воспитание школьников.
2001. № 1.
Данилова М.З. Занимательная экология. Воспитание школьника. 2005. № 5
Желтова Е.Е., Моисеева С.В.«Земля – планета будущего» Школьный праздник.
Биология в школе. 2003. № 5
Экологические сценарии. Педсовет. 2000. № 6; 2001. № 6; 2003. № 6; 2004. № 11.
Видеоматериал используемый в программе: фильмы предоставленные государственной
телевизионной и радиовещательной компанией «Югория» г. Ханты-Мансийск. Фильмы с
международной акции «Спасти и сохранить
Большим интересом у учащихся пользуются уроки, проведённые в игровой форме. Польза игры целесообразность сочетания обучения экологии с игрой, особенно в 5-6 классах, несомненны. Во время игры учащиеся познают новые факты, повторяют, обобщают изученный материал в увлекательной форме, соревнуясь друг с другом.