Голосование завершено
Алдошкина Дарья Валерьевна - «Встречаем весну». Изготовление сувенира «Жаворонок»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
МБУ ДО «ДЭБЦ»
«Детский эколого-биологический Центр»
города Каменск-Шахтинский.
Методическая разработка занятия
"Встречаем весну"
Изготовление сувенира «Жаворонок».
Автор: педагог дополнительного образования
Алдошкина Дарья Валерьевна
г. Каменск-Шахтинский. 2017г.
Оглавление:
1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи.
3. Методические рекомендации для педагогов.
4. Подготовка: оборудование и материалы.
5. Ход занятия.
Пояснительная записка.
Цель: формирование экологической и эстетической культуры школьников.
Задачи:
Образовательные
- формирование представлений у детей о взаимосвязях и взаимодействиях растительного и животного мира со средой обитания, расширение познаний в культурно-исторической сфере, в сфере народных традиций;
Обучающие
- формирование навыков работы с предоставленным материалом, освоение приёмов работы над изделиями из природных компонентов через познавательную, творческую деятельность и знакомство с народными традициями;
- раскрытие и развитие и поощрение творческого потенциала обучающихся;
- развитие индивидуальных способностей детей (удовлетворение от собственноручно проделанной работы, умение анализировать, видеть достижения и недостатки).
Воспитательные
- воспитание, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
- формирование умения и желания сохранять природу, научиться видеть прекрасное в простом и привычном окружении.
Методические рекомендации для педагогов:
Данная методическая разработка приурочена ко Дню встречи Весны и может быть использована педагогами на занятиях по технологии в школе или на любом другом занятии творческого направления.
Подготовка: оборудование и материалы:
Для занятия понадобится:
- 0,4 листа картона или плотной белой бумаги - 15 шт.;
- стеки- 15 шт.;
-семечки винограда -30 штук;
-солёное тесто синего цвета;
- музыкальный фон "Заклички".
- презентация «Встречаем Весну!»
Ход занятия:
Весь необходимый для творчества материал и оборудование заранее раскладывается на рабочие места по количеству детей.
Педагог. Вступительное слово:
Добрый день, ребята! Сегодня очень необычный, можно сказать волшебный день!
22 марта - День весеннего равноденствия. Это, когда день и ночь делят сутки на равные половинки. В этот день Зима кончается, Весна начинается.
Один из весенних
праздников, который был посвящен встрече Весны - Дню весеннего равноденствия, который был чуть
ли не главным событием в жизни наших предков-славян (по старому стилю он
приходился как раз на эти числа). К
этому празднику было принято чисто убрать дом, подготовиться ко встрече Весны (кто
ж гостей с пылью в углах встречает?). Его (22 марта) называли
Заклички весны или Жаворонки и Сороки, так
как русские люди повсюду считали, что именно в этот день прилетают из тёплых
стран сорок видов перелётных птиц и Весну-Красну на крыльях своих приносят и
первым из них прилетает жаворонок. На Жаворонки обычно пекли «птичек-жаворонков»,
в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с
хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали
закликать жаворонков, а с ними и весну. Кстати,
заклички - это обращение к птицам: жаворонкам, грачам, куликам.
Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки
или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и, сбившись в кучу, что есть
силы кричали:
«Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела!»
После печеных птичек
обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами:
«Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего
жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был». С помощью подобных птичек на
Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась
монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе
печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен
во время начала посева.
Считалось, что печёного "жаворонка" нужно обязательно съесть рано утром, когда солнце только-только начинает золотить край неба.
А мы с вами, ребята, в честь этого необыкновенного дня создадим сувенир - символ Весны и пробуждения природы – жаворонка – певца весны, синюю Птицу Счастья. Выполним работу в народном стиле, причём разными способами. А материалом нам послужит солёное тесто синего цвета. Украсим «жаворонков» при помощи природного материала – виноградных и кукурузных зёрнышек. Вручив эту птичку близким, вы сможете поздравить их с возвращением птиц и приходом вечно юной Весны, поделиться с ними весенним настроением!
Приступаем!
Жаворонок в жизни – прототип наших рукодельных «жаворонков» из теста.
Творческий процесс:
Есть много
способов лепки жаворонков. Мы покажем несколько.
Итак, первый способ. Делаем из теста длинную колбаску и сворачиваем в узел.
Один конец расплющиваем и режем. Другой конец немного вытягиваем, формируем голову и клювик.
Теперь делаем глазки. Для этого изюминку режем на кусочки. Прикреплять глазки удобнее зубочисткой. Надеваем изюминку на зубочистку и вдавливаем в тесто.
Делаем недлинную толстую колбаску. С одной стороны, формируем голову и клюв. Другую сторону сдавливаем. Это будет хвост и крыло.
Разрезаем расплющенную сторону пополам. Делаем ножом "перышки".
Крыло загибаем
вверх. Делаем глазик.
Перед выпечкой жаворонка можно смазать разболтанным яйцом или желтком. Или
иногда смазывают сметаной.
Делаем колбаску средней длины. Загибаем в петельку.
Кончики
колбаски расплющиваем и надрезаем – это крылья.
С другой стороны формируем голову и клювик.
Делаем глазки.
Делаем две колбаски и укладываем их крест-накрест.
Расплющиваем
оба конца верхней колбаски и один конец нижней колбаски.
Второй конец нижней колбаски приподнимаем и формируем голову и клювик.
Надрезаем хвост и крылышки, делаем глазки.
Использованные материалы и источники:
http://www.calend.ru/holidays/0/0/1625/
Отчет о применении методической разработки занятия - «Встречаем весну. Изготовление сувенира «Жаворонок»».
Согласно плана работы в каникулярный период была разработана методическая разработка занятия «Встречаем весну. Изготовление сувенира «Жаворонок»» в форме мастер-класса. Автор разработки – педагог дополнительного образования Алдошкина Д.В.
Цель: формирование экологической и эстетической культуры школьников.
Задачи:
Образовательные:
- формирование представлений у детей о взаимосвязях и взаимодействиях растительного и животного мира со средой обитания, расширение познаний в культурно-исторической сфере, сфере народных традиций;
Обучающие:
- формирование навыков работы с предоставленным материалом, освоение приёмов работы над изделиями из бумаги и природных компонентов через познавательную, творческую деятельность и знакомство с народными традициями;
- раскрытие и развитие и поощрение творческого потенциала обучающихся;
- развитие индивидуальных способностей детей (удовлетворение от собственноручно проделанной работы, умение анализировать, видеть достижения и недостатки).
Воспитательные: воспитание, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
- формирование умения и желания сохранять природу, научиться видеть прекрасное в простом и привычном окружении.
Место проведения: «ДЭБЦ».
Дата: 31.03.2017г.
Количество, возраст, возрастные особенности участников:
На занятии присутствовали учащиеся МБОУ СОШ №2 в количестве 15 человек, в возрасте от 7 до 9 лет, любознательные и активные. Этому возрасту присуще нетерпение, желание быстро увидеть результаты проделанной работы и обязательно услышать похвальные слова в свой адрес.
Актуальность и новизна:
Отличительные особенности по сравнению с родственными по тематике, новое, что несет в себе работа, особенности подачи материала, методики, технологии…
Методические рекомендации для педагогов:
Разработка может быть использована педагогами на занятиях по технологии в школе или на любом другом занятии творческого направления.
Данная методическая разработка приурочена ко Дню встречи Весны – 22 марта и о Дню птиц-1 апреля. В ходе занятия ребята узнают народные особенности встречи весны и кликания птиц, историю народных примет и обычаев. Знакомятся с образцами музыкального фольклора – закличками, представленными в презентации «Встречаем весну!». Под звучание народных мотивов школьники изготавливают сувенир «Жаворонок» из солёного теста и природного материала. Сувенир, выполненный своими руками дети забирают с собой.
Этапы проведения:
-вступительное слово;
- показ презентации;
- демонстрация разных способов и последовательности изготовления сувенира «Жаворонок»;
- процесс изготовления детьми сувенира «Жаворонок»;
- фотосессия на память с готовыми «Жаворонками».
Итоги:
По завершению занятия дети демонстрируют итог своей работы (сувенир) педагогу и товарищам по группе. Обязательно получают положительные отзывы о своей работе и необходимые замечания и рекомендации. Сувенир, изготовленный своими руками ребята берут с собой в качестве подарка близким.
Фотоматериалы с занятия «Встречаем весну. Изготовление сувенира «Жаворонок»».
- Начало творческого процесса. Создаём заготовки с использованием пошаговых инструкций в картинках.
- Декорирование сувенира при помощи природного материала – семян дыни, кукурузы и косточек винограда.
3.
4. 5.
«Синие птицы счастья» могут приносить радость и их создателям. Вот целое семейство синих «Жаворонков».
Вот так, по-творчески, с солнечными улыбками мы встречаем приход весны и День птиц в Детском эколого-биологическом Центре.
Методическая разработка занятия «Встречаем весну. Изготовление сувенира «Жаворонок»» в форме беседы и мастер-класса, приуроченная ко Дню птиц 1 апреля. Рассчитана на детей в возрасте от 7 до 9 лет. В ходе занятия ребята с помощью видео-презентации знакомятся с народными особенностями встречи весны и кликания птиц, историей народных примет и обычаев, образцами музыкального фольклора – закличками. Под звучание народных мотивов школьники изготавливают сувенир «Жаворонок» из солёного теста и природного материала. Сувенир, выполненный своими руками дети забирают с собой.
Отправлен сертификат:Конкурс «ЭКОУРОК» - на лучшее занятие по экологии