Голосование завершено
Ремнева Елена Александровна и Григорьева Елена Васильевна - Всё должно куда-то деваться
Цель: познакомить с технологией раздельного сбора отходов.
Задачи:
Образовательные:
актуализировть у обучающихся представление об опасности мусора;
показать важность знаний и умений раздельного сбора мусора в повседневной жизни человека;
научить правильному алгоритму правильной утилизации мусора;
познакомить с технологией раздельного сбора мусора;
Развивающие:
развивать критическое мышление;
развивать умения принимать решение в ситуации неопределенности;
развивать умения брать ответственность на себя;
развивать навыки работы в команде;
Воспитательные:
сформировать ответственное отношение к отходам;
формировать культурные нормы поведения в быту.
Оснащение занятия:
Технические средства обучения: мультимедийная система, учебная доска, мел.
Картинки формата А4 с иллюстрациями (примерами) опасности мусора.
Бытовой мусор (чистый) без пищевых отходов. Коробки для раздельно сбора мусора.
1. Организация начала занятия:
Учащиеся рассаживаются за столы по 5 человек, формируется 3-4 команды.
Речь преподавателя: Приветствую вас, уважаемые старшеклассники (студенты).
2017 год стал годом экологии и эпиграфом к нашему занятию будет следующее высказывание Гёте: «Люди повинуются законам природы, даже когда действуют против них».
А тема занятия «Все должно куда-то деваться» - так звучит второй закон экологии Барри Коммонера. Он обобщил выводы, которые сделал за долгие годы своей профессиональной карьеры в своих исследованиях и сформулировал четыре основных экологических закона. Сегодня мы не будем затрагивать все. Рассмотрим лишь один.
Мы с вами будем искать ответы на проблемные вопросы:
• Откуда берётся мусор?
• Почему опасен мусор?
• Как правильно утилизировать мусор?
2. Мотивация занятия
На столах лежат бейджи, где расписаны семейные роли. На каждом столе по семье, различной по составу.
Речь преподавателя: У вас на столах лежат бейджи, где расписаны разные семейные роли: папа, мама и т.д. Для начала мы с вами распределим роли, каждая группа будет представлять одну семью. Каждый тяните бейдж с ролью.
Вам необходимо будет придумайте фамилию своей семьи.
Теперь каждая семья должна будет представиться. Глава семьи представляет семью, ее фамилию, затем каждый член семьи представляется сам (я-папа, я-мама).
3. Актуализация знаний:
Теперь у нас есть 4 (5) семьи. И мы вместе с нашими семьями сейчас должны будем ответить на первый вопрос: «Откуда берётся мусор?»
Для ответа на этот вопрос мы с вами поиграем в игру «Чей мусор?»
Преподаватель выносит корзины с настоящим мусором студентам, на каждый стол по корзине.
Речь преподавателя: Внимание! Среднестатистическая мусорная корзина российской семьи. Попрошу вас высыпать осторожно мусор из корзины на середину стола. Там нет пищевых отходов.
Задание: каждый выберите мусор в соответствии со своей ролью и аргументируйте, откуда он взялся?
Затем каждый студент (старшеклассник) должен аргументировать, объяснить, почему он выбрал именно этот мусор (например, я – папа, каждый день пью кефир…я – дедушка – читаю газеты).
Речь преподавателя: Ребята, к какому выводу можно прийти после всего этого представления?
Студенты (старшеклассники) выдвигают версии. Возможно, одна из них правильная. Если нет, то преподаватель формирует вывод сам.
Речь преподавателя: вот видите, каждый из нас производит мусор, каждая семья, ваша, моя. Каждый сопричастен к мусорной проблеме Земли. А значит решение этой проблемы – дело каждого.
4. Формирование новых знаний и умений:
Теория:
А знаете ли вы, сколько мусора образуется?
Петрозаводск ежесуточно генерирует 300 тонн отходов. Это всего лишь цифра. Как образно представить эту цифру? На слайде изображен самый большой грузовик «Белаз», рядом стоит человек, вот реальное соотношение машины и человека. Грузоподъемность «Белаза» 60 тонн. И таких вот «Белазов» с мусором из Петрозаводска выезжает 5 машин.
Россия ежегодно производит 5,5 млрд тонн отходов и каждый из нас вносит в эту гигантскую цифру свой вклад.
В естественном природном состоянии каждое вещество имеет собственный круговорот «жизни» (круговорот веществ в природе). В окружающей среде синтезируется только то, что в дальнейшем может исчезнуть. Однако с тех пор, как человечество вошло в современную эпоху, оно систематически производит искусственные вещества, которые уничтожить без последствий для природы крайне сложно. Мы долго действовали против законов природы, думая, что нам за это ничего не будет.
Почему же опасен мусор?
Преподаватель вешает на магнитную доску лист с надписью «Почему опасен мусор?». Затем крепит следующий лист с картинкой человечка на велосипеде, который закидывает мусорными мешками планету.
Речь преподавателя: каждый день, например, утром проходя мимо помойки мы легким движением руки закидываем наш мешочек в мусорный в контейнер, в лучшем случае. Коммунальные службы подхватывают эту эстафету и вывозят его подальше с глаз. Однако, там, куда они его вывозят, мусора стало очень много и количество его только растет.
Преподаватель вешает следующую картинку, где все утопает в мусоре.
Учащимся предлагается сыграть в игру: «Почему опасен мусор?»
Дается задание: обсудить вопрос в группах и привести 3 факта опасности мусора
Записать ответы (листы и маркеры лежат на каждом столе). Время ограничено двумя минутами.
Затем каждая семья зачитывает по одному факту по очереди, а преподаватель составляет продолжение начатой схемы на доске из заранее приготовленных картинок. По ходу проговаривания версий командами преподаватель комментирует каждую версию фактами:
- в нашей стране существует более 1000 полигонов для отходов, 15 тыс. санкционированных свалок, 17 тыс. несанкционированных свалок и 13 тыс. несанкционированных мест размещения мусора, занимающих площадь в 4 млн гектаров. Объём отходов каждый год увеличивается, а вместе с ним растёт количество свалок и выделенная под них площадь земли, и ч свалки эти просуществуют несколько сотен лет.
- Свалки выделяют опасные метан, диоксид углерода, радон и др.
- Больше половины того, что мы отправляем на свалки, – ценные полезные материалы, которые можно использовать для производства новых вещей, вместо того чтобы всё больше и больше истощать невозобновляемые природные ресурсы, загрязняя воду, воздух и почву в процессе их добычи и производства).
Вот вы сейчас работали в группах. Вам мешал мусор? Точно также он мешает нашей планете. Что же делать?
- Как же правильно утилизировать мусор?
Ваши варианты? Студенты (старшеклассники) предлагают варианты утилизации отходов.
• сжечь
• вывезти на свалку
• меньше потреблять (например, печенье ЧОко- пай – знаете ли вы, что в стоимость одной пачки печенья заложена цена на утилизацию мусора, НО эти деньги уходят в ту страну, где это печенье производилось, а мусор остаётся на нашей территории
Если студенты (старшеклассники) не произносят нужную версию, ее предлагает сам преподаватель.
- Слышали ли вы такое понятие «раздельный сбор мусора»?
Раздельный сбор — это система, при которой отходы разделяются по видам для того, чтобы их можно было переработать и создать из них новые вещи, а не просто выбросить.
Материал моют и очищают. Затем любой материал измельчают и превращают в однородную массу. Из такой массы можно «лепить» новые изделия, придавая материалу нужную форму.
Человечество наконец-то пришло к выводу, что лучше нам повиноваться законам природы. Ведь раздельный сбор — это в первую очередь здоровье наших детей, которым не придется вдыхать отравленный мусоросжигательными заводами воздух. Это наш чистый двор, это парки, которые будут окружать наш город. Это наше будущее.
Что будем разделять?
5. Знакомство с технологией раздельного сбора мусора
Макулатура (бумага, картон: книги, журналы, газеты, тетради, упаковочная бумага) Использование макулатуры существенно экономит древесину и позволяет уменьшить вырубку лесов. Макулатура может быть переработана 5-7 раз.
Пластики (пластмассы).
В основном это полимеры. Их производство основано на реакциях полимеризации исходных мономеров, выделяемых из угля, нефти или природного газа. Поэтому вторичное использование пластика в качестве сырья позволяет экономить эти невозобновляемые природные ресурсы, а также воду и эллектроэнергию.
Для обеспечения утилизации одноразовых предметов была разработана система маркировки для всех видов пластика. Маркировка пластика состоит из 3-х стрелок в форме треугольника, внутри которых находится число, обозначающее тип пластика.
Алюминий.
Легкий металл серебристо-белого цвета. Первичный алюминий выплавляется из различных руд с применением электролиза. Такой метод получения требует очень больших затрат электроэнергии, и поэтому получил промышленное применение только в XX веке.
Алюминий поддается стопроцентной переработке, не утрачивая при этом своих уникальных свойств.
Вокруг нас существует множество вещей из переработанных алюминиевых банок. Например, из 70 банок можно сделать сковородку, итальянскую кофеварку - из 37 и 700 банок пойдёт на изготовление велосипеда.
Батарейки и аккумуляторы
Относятся к опасным видам отходов, т.к. при попадании на свалку загрязняют почву и грунтовые воды тяжелыми металлами. В свою очередь переработка батареек позволяет извлекать эти металлы, являющиеся довольно дорогим сырьем.
В переработку принимаются бытовые батарейки и аккумуляторы всех видов и размеров (мизинчиковые, пальчиковые, бочки, таблетки, от часов, от моб. телефонов, от порт. техники и ноутбуков).
Ртутьсодержащие отходы
Относятся к самому высокому классу опасности. Одна поврежденная лампа делает опасным для дыхания воздух в помещении объёмом 4000-5000 кубических метров. Если часто подвергаться пагубному воздействию паров ртути, то они будут накапливаться в организме человека, нанося вред здоровью. Ртутьсодержащие отходы: энергосберегающие лампочки, люминесцентные лампы, ртутные термометры.
Стекло
Для производства стеклянной продукции используется огромное количество таких природных ресурсов как: песок, известняк – он не восполняемый природный ресурс и кальцинированная сода, в то время как вторичная переработка стекла позволяет избежать подобных и, что немаловажно, не бесконечных затрат природных ресурсов.
Стеклянные бутылки, банки можно использовать вторично или перерабатывать битовое стекло, путем его переплавки.
Говоря о раздельном сборе, мы подразумеваем решение конкретной проблемы, которая касается каждого из нас, нашего города, двора, дома, семьи. И каждый должен быть к этому сопричастен.
6. Закрепление пройденного материала
«Как правильно утилизировать мусор?» - игра «Сбор мусора» (сбормобиль).
с 1 января 2017 года, согласно последним поправкам к Закону об отходах ФЗ-59, раздельный сбор для переработки становится обязательным по всей России.
Варианты сбора могут быть различными: мусоросборники вблизи дома, специализированные центры сбора.
Во многих крупных городах России уже действуют заводы по переработке пластика, макулатуры, металла и другого полезного мусора. По словам всех бизнесменов, им не хватает только одного: вторсырья. С появлением системы раздельного сбора они готовы расширить производство.
В Карелии предполагается строительство такого завода по сортировке и переработке отходов. Пока в наши районы и дворы приезжает вот такой сбормобиль или экомобиль (показать слайд).
Во двор дома, где живут наши семьи раз в месяц приезжает «сбормобиль» и сегодня как раз тот день. Каждая семья сейчас должна будет подойти к «сбормобилю» и рассортировать свой мусор.
Игра «Сбор мусора»: каждая семья подходит со своим мусором и сортирует его.
7. Подведение итогов занятия
Не стоит ждать, пока в наших дворах появятся контейнеры для раздельного сбора мусора. Это обязательно произойдет. Но мы можем начать менять привычки прямо сейчас. Ведь каждый из нас своим поведением, своими привычками и активными действиями каждое мгновение влияет на будущее и создаёт его.
8. Деролинг и рефлексия:
Ребята, теперь вам нужно выйти из ролей, снимите бейджи.
По окончанию нашего занятия давайте проведем голосование.
На слайде – 3 утверждения. Вам необходимо выбрать то, которое наиболее полно отражает ваши мысли сейчас.
- Я не узнал ничего нового и интересного. Все это ерунда, я не буду участвовать в таких мероприятиях.
- Я открыл для себя новую и интересную информацию, задумался над проблемой.
- Я осознал свою роль в проблеме утилизации мусора, в ближайшее время хочу начать участвовать в акциях и приносить отходы к «сбормобилю».
Анализируем. Кто согласен с первым высказыванием, поднимите руки (преподаватель считает). Затем также со вторым и третьим.
9. Заключительная речь преподавателя:
У меня есть вам небольшой подарок. Это памятки, когда сбормобиль приезжает в районы нашего города (преподаватель раздает памятки каждому студенту или старшекласснику).
Давайте жить по законам природы!
Ребята, вы молодцы, вы очень активные и интересующиеся. Спасибо за внимание.
Познакомить с технологией раздельного сбора отходов.
Отправлен сертификат:Конкурс «ЭКОУРОК» - на лучшее занятие по экологии