Голосование завершено
кружок «Юные экологи-краеведы» ГБОУ Школа № 2101 «Филевский образовательный центр» (8-10 лет) - Эколого-краеведческий проект по теме «НАРОДНЫЙ ЗАКАЗНИК «МАЗИЛОВСКИЙ ПРУД» – ТЕРРИТОРИЯ ИСТОРИИ, ПРИРОДЫ И БЕЗОПАСНОСТИ» (в рамках общешкольного проекта «Историческое сознание и культурное наследие»)
начинается Родина» ГБОУ Школа № 2101 Филевский образовательный центр»
представляет
Эколого-краеведческий проект по теме «Народный заказник «Мазиловский пруд» – территория истории, природы и безопасности» (в рамках общешкольного проекта «Историческое сознание и культурное наследие»)
КЛАСС, ШКОЛА: Начальная школа (Площадка № 4) ГБОУ Школа № 2101 Филевский образовательный центр»
ФИО руководителя: Скрипник Людмила Юрьевна, методист музейной педагогики, к.п.н.
Москва, 2017
Паспорт экопроекта
«Народный заказник «Мазиловский пруд» – территория истории, природы и безопасности»
Полное название социально-значимого проекта |
Эколого-краеведческий проект «Народный заказник «Мазиловский пруд» – территория истории, природы и безопасности» (в рамках общешкольного проекта «Историческое сознание и культурное наследие») |
|
Организации-исполнители |
Кружок «Юные экологи-краеведы» ГБОУ города Москвы «Филевский образовательный центр» 121108 Москва, ул. Кастанаевская, 43 |
СНО «КЛИО» Института истории и политики ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» |
Координаторы проекта |
Методист Высшей категории Скрипник Людмила Юрьевна, к.п.н., Почетный работник образования. К.т. 8 926 246 51 30 skripnik@sch2101.ru |
Соловьева Марина Михайловна Студентка 4 курса
исторического факультета ИИиП МПГУ
|
Место проведения |
Москва, Западный округ, р-н Фили-Давыдково, площадка №4 ГБОУ Школа 2101 «Филевский образовательный центр» (Кастанаевская, 43), музей «С чего начинается Родина» и территория Мазиловского пруда |
|
Краткая аннотация |
Проект направлен на формирование сознательного патриотизма через эколого-краеведческую деятельность и историческое знание. Младшие школьники включаются в природоохранную деятельность и получают навыки научного подхода к краеведению, используя в качестве образовательного пространства территорию Мазиловского пруда. |
|
Проблема, на решение которой направлен проект |
Выстраивание педагогического воздействия в континууме «время-пространство-человек» позволяет восстановить естественную гармонию между человеком, его гражданской позицией как ЖИТЕЛЯ определенной территории и как СОВРЕМЕННИКА определенных людей и событий. |
|
Актуальность и социальная значимость |
ФГОС указывают, что личностные результаты должны отражать «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной». Актуальность данного проекта связана с необходимостью сохранять связь поколений, живущих на определенной территории, через сохранение элементов материальной культуры и исторически сложившихся биоценозов. Одной из достопримечательностей нашего района «Фили-Давыдково», вошедшего в состав города Москвы только в середине 20-го века, является Мазиловский пруд. |
|
Цель |
Создание на Мазиловском пруду полноценной культурно-образовательной среды, способствующей эколого-краеведческому просвещению жителей и подрастающего поколения. |
|
Задачи |
Социально-педагогические: - использование отечественных традиций и современного опыта патриотического воспитания, формирование патриотических чувств и сознания на основе примеров героических и самоотверженных подвигов защитников Отечества; - формирование гражданско-патриотического сознания, развития чувства сопричастности безопасности Родины, развитие представлений о профессиях, направленных на защиту жизни, здоровья и безопасности человека и окружающей среды; - развитие познавательных интересов учащихся; - обогащение опыта социально-значимой деятельности школьников; - формирование прочных и осознанных навыков безопасного поведения; Задачи участников проекта (реализаторские): - Привлечь внимание специалистов, местных органов власти и самоуправления к проблеме сохранения исторически сложившегося биоценоза Мазиловского пруда и долины речки Хвильки; - Проанализировать проблемы экологии и безопасности Мазиловского пруда, которые интересны для нашего кружка «Юные экологи-спасатели», хочется применить полученные знания на практике; - Внести посильный вклад в развитие района «Фили-Давыдково», потому что мы живем в этом районе, и мы заинтересованы, чтобы район был процветающим и безопасным. |
|
Информационное обеспечение |
Официальный сайт ГБОУ Школа 2101 «Филевский образовательный центр» http://sch2101.mskobr.ru/ |
|
Целевая аудитория |
Школьники и студенты, детско-взрослое сообщество образовательного комплекса |
|
Способы достижения цели |
Сочетание работы с источниками и документами (краеведческая литература, открытые источники Интернет); экспедиционной работы (полевые выходы на Мазиловский пруд для сбора проб, описания видового разнообразия, уточнения данных, проведения экосубботников); метод интервью (опрос старожилов района, социологическое мини-исследование среди жителей района-посетителей пруда и парка, общение с краеведом И.И. Жаровым); систематизация и анализ полученных данных; использование информационно-компьютерных технологий для завершения теоретической части проекта; технология коллективного творческого дела при подготовке и проведении массовых мероприятий на пруду. |
|
Привлекаемые социальные партнеры |
• 4 НИЦ ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). Проблемами экологии и безопасности вместе с нами занималась А.А. Юдакова, научный сотрудник ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), специалист в области экологической безопасности водных объектов. • Научно-проектный центр исследования риска и экспертизы безопасности (рук. Лисица В.Н., к.т.н.). Нам предоставили материалы по пропаганде безопасности водных объектов: «У воды без беды», «Энциклопедия безопасности школьника»; • Администрация района Фили-Давыдково. Мы принимаем деятельное участие в мероприятиях: День города с военно-патриотической интерактивной площадкой, празднование Дня Победы с военно-исторической реконструкцией, Фестиваль военных специальностей для школьников района, торжественные митинги ветеранов и школьников у ЖБОТА, День очистки водоемов и т.д. ; Мы благодарны, что в Управе и Муниципалитете нашего района Фили-Давыдково работают настоящие патриоты и неравнодушные люди. • Военно-спортивная Лига ДОСААФ России (рук. Некрутов С.С.). Проведение военно-спортивных тренировок на территории парка у пруда; • Краевед Жаров И.И., руководитель Портала http://www.kuncevo-online.ru/. Он консультировал нас по всем вопросам и предоставил исторический фотоматериал, а также разместил на портале наши материалы и репортажи. • Поисково-спасательная станция «Кунцево». Водолазы приходят в школу и проводят занятия и беседы с обучающимися. • Муниципальный клуб «Феникс», который проводит патриотическую и экологическую работу в районе. |
|
Сроки реализации |
2016/2017 учебный год |
|
Ожидаемые результаты |
Основным комплексным результатом совместных усилий станет превращение Мазиловского пруда к полноценную рекреационную зону (зону отдыха) для жителей микрорайона, в экологическую тропу для детей и подростков. |
|
Долгосрочный эффект проекта в перспективе |
Социально-педагогический эффект: формирование поколения неравнодушных, экологически грамотных жителей района «Фили-Давыдково» Экологический эффект: осознанное, научно обоснованное сохранение и поддержание биоценоза Мазиловского пруда. |
Сохранность исторически сложившегося биоценоза Мазиловского пруда определяется несколькими факторами:
1. Благоустройство прилегающей территории, обеспечивающее безопасность и привлекательность для культурного досуга
В 2011-2012 году пруд претерпел существенные положительные преобразования, произведенные Управой и Муниципалитетом Фили-Давыдково. Соответственно, контингент посетителей позитивно изменился, люди приходят реализовать эстетические и познавательные потребности: любоваться природой, дышать воздухом, узнать страницы истории этого места.
Устранены такие опасности, угрожающие травмой, как размытые пешеходные тропинки и стихийные спуски с откосов – проложены плиточные дорожки и лестницы. Приняты меры к снижению социальных рисков – проведена современная система освещения по всему периметру пруда.
Пруд и прилегающая территория преобразованы в «Народный заказник». Высажены дополнительные кустарники, расчищены берега, засеяны газоны.
Возникла проблема сохранения с одной стороны, созданной зоны отдыха и ее растительности от варварства отдыхающих, а с другой – сохранения остатков естественных зарослей прибрежных растений на западной оконечности пруда у русла Хвильки, охрана вековых ветел.
2. Сохранение экологического равновесия биоценоза пруда с учетом изменения ассортимента растений в результате высадки газонов
Пруд является обитаемым, на нем живут утки: мандаринки и кряквы. Местом их гнездования являются прибрежные заросли ивняка. Летом 2013 года Администрацией района спущены на воду домики для зимования уток, так как птицы частично не покидают пруд на зиму, плавая в незамерзающей его части и выходя на лед для получения подкормки. Птицы охотно поедают хлеб, который им скармливают жители.Наличие уток однозначно делает пруд запрещенным для купания, так как есть опасность заражения церкариями. Соответствующий знак «Купаться запрещено» установлен на пруду силам Поисково-спасательной станции «Кунцево».
Из мелких животных в пруду представлены лягушки, ротан-головешка (его ловят рыбаки), караси, верхоплавки, водомерки. В толще воды на стеблях водных растений можно рассмотреть моллюсков большого прудовика и катушку, а вот беззубка не встречается, как и речной рак. Это говорит все же о недостаточной проточности пруда, хотя водолазы отмечают наличие там придонных ключей с очень холодной водой.
Местные жители ходят на пруд на рыбалку, но в пищу данную рыбу употреблять вряд ли следует, так как пруд расположен в городской черте, рядом с дорогой, к тому же загрязняется несознательными жителями, бросающими туда мусор.
Имеются сведения, что в пруду некоторое время назад жила популяция водяных черепах. Очевидно, животные были выпущены любителями-аквариумистами, пережили теплую зиму, но в морозную погибли.
Из растений в воде на мелководье есть небольшие участки рогоза и стрелолиста, вахты трехлистой, частухи. Из мелких растений представлены ряска, элодея и хлорелла. По информации водолазов Клуба «Феникс», широко представлены придонные водоросли, хорошо растущие на чистом песке дна. В начале лета активно наблюдается цветение кубышки, что говорит о чистоте воды.
Ивы, окружающие пруд, достаточно старые, они были сохранены при установке каменного парапета - Ива ломкая, с характерным округлым габитусом. Многие из них достигают более 1 метра в обхвате. В долине русла Хвильки сохранились островки купальницы, хохлатки, ветреницы дубравной – растений, внесенных в Красную книгу.
В целях выяснения экологической ситуации пруда нами под руководством инженера-эколога Алины Алексеевны Юдаковой из ВНИИ ГОЧС был проведен анализ проб воды и снега с поверхности данного водоема. Пробы были отобраны 04.02.16 в 15.00 с трех точек: с середины пруда (из толщи льда в лунке), у водостока речки Фильки и с крыши беседки как контрольный образец, показывающий общее состояние снега зимой на этой территории.
Внешний вид проб показал, что в кусках льда и снега из водостока и середины пруда содержатся вкрапления почвы и помета уток. Под микроскопом 05.02.13 в 14.00 мы определили, что в пробах воды из пруда содержатся:
· Амеба обыкновенная (3 живых и много цист);
· Инфузория-туфелька (1 живой крупный экземпляр);
· вкрапления твердых неорганических веществ (мелкий песок, черные мелкие частицы);
· вкрапления волокон разлагающихся растений.
В контрольной пробе (снег с крыши беседки) – только вкрапления мелких черных частиц в небольшом количестве.
pH (кислотность) проб воды: прудовая вода обе пробы 5,8 – 6, то есть вода слабо-кислая, что может быть связано с гниющей органикой (растения, отходы жизнедеятельности животных пруда), глинистой почвой дна пруда, но может свидетельствовать о наличии сточных вод.
pH (кислотность) пробы снега с крыши беседки – 7, то есть нейтральная.
Второй отбор проб проводился 22 марта 2016 г. при проведении на пруду экоакции «День земли и воды». В отборе проб нам помогли старшие товарищи – студенты исторического факультета, которые ходят в экспедиции, турпоходы и умеют безопасно спуститься к воде, страхуя друг друга.
С учителем Юлией Юрьевной мы смотрели пробы воды в классе, и там обнаружили интересную водоросль вольвокс, которая и обитает в стоячих пресных водоемах. Раз он живет в пруду, значит, он богат органическими веществами. Не удивительно, там же живут утки – обычные и мандаринки.
Третий отбор проводился в мае 2017, и основной задачей было исследование водных растений.
Вывод: вода пруда не пригодна для питья и купания, но не несет опасности для находящихся рядом людей.
3. Человеческий фактор (умение жителей пользоваться данным уголком природы разумно и безопасно)
Проблема купания на пруду решена – запрещено. Единственно, кому разрешается вход в воду пруда – это водолазы в рамках ежегодного Дня очистки водоемов.
В зимнее время дети активно катаются на снегокатах, тарелках и других приспособлениях. Выбирают место стихийно, там, где наиболее высокий склон. Как видно из исторического очерка, место для катания практически неизменно 60 лет (и более). Возникла опасность серьезного травмирования именно при столкновении с приспособлениями (снегокатами и т.д.).
Вторая опасность – нестойкость льда в условиях современного климата, а также условий города (близость коммуникаций, общая температура повышают температуру воды и не дают образоваться безопасной толщине льда). При посещении пруда в феврале 2017 года мы отметили наличие пешеходной тропинки, идущей через пруд. Недалеко от тропинки находится водосток речки Фильки, а в районе движения воды лед всегда менее прочен.
Интересное наблюдение: в это день был сильный снегопад, но дети все равно гуляли. Малыши катались с горки, причем под наблюдением своего дедушки. И даже услышав довольно громкий, адресованный нам рассказ учителя об опасности такого катания с угрозой получить травму, дедушка внуков не увел с опасной прогулки с катанием возле беседки.
Летом существует опасность уничтожения растительности пруда при сборе букетов водных растений: кубышки и вахты трехлистной.
Имеется информация о планах борьбы с зарастанием городских прудов с помощью химических препаратов. Это недопустимо, так как погубит всю структуру жизни пруда.
Радует, что мытье машин в пруду не производится теперь, так как при благоустройстве дорожки проложены так, что к зеркалу воды не подъехать.
Как можно устранить проблему своими силами?
1.Подготовить и провести среди школьников и воспитанников детских садов микрорайона, прилегающего к пруду, агитбригаду «Как на тоненький ледок», посвященную опасностям льда ранней зимой и ранней весной и запрету на купание в городских водоемах
2. Отслеживать факты утраты информационных плакатов Поисково-спасательной станции «Кунцево» и своевременно информировать спасателей.
3. Продолжать популяризировать в местной прессе и интернет-ресурсах информацию о Мазиловском пруде, его истории и экологических особенностях.
Литература
1. Димов В.А. Мое Кунцево. –М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2003. – 416 с.
2. Данченко М.В. Наследие Кунцева. – М., 2008.- 216 с.
3. Челпанов Сергей «Моя малая родина Мазилово» // http://nazadvgsvg.ru/viewtopic.php?id=1049
4. Жаров И.И. Портал http://www.kuncevo-online.ru/
Приложение
Географическая справка об объекте.
Мазиловский пруд - исторически сложившийся и документально закрепленный топоним, связанный с названием деревни Мазилово. Пруд имеет площадь поверхности зеркала 4 гектара. Глубина пруда в среднем до 3,5 метров, есть яма глубиной 4 метра. Протяженность пруда около 1 км, имеет вытянутую форму.
Пруд расположен в естественной пойме речки Фильки (Хвильки) между открытым участком Филевской линии метрополитена и улицей Кастанаевская. С восточной стороны ограничен улицей Проектируемый проезд
Пруд – естественный водоем, и присутствует на картах 1860 г, 1939 г.
Историческая справка об объекте
Имеются в большом количестве фото данного пруда, датированные концом 19 века.
В письменных источниках данная территория впервые упоминается во вкладной грамоте от 15 февраля 1454 г., по которой московский боярин Н.П.Добрынский отдает ее митрополиту Ионе «на помин души»
Впервые упоминание о д. Мазилово встречается в 1627 г., деревня в то время состояла из 6 крестьянских и 4 бобыльских дворов с 14 жителями. В том году Мазилово принадлежало Ирине Ивановне Мстиславской, инокине Вознесенского монастыря.
В 1689 г брат царицы Наталии Кирилловны Нарышкиной Лев Кириллович, дядя Петра Великого, получает село Фили и деревню Мазилово в подарок.
Во владении Нарышкиных усадьба находилась 175 лет. Л.К.Нарышкин посадил крестьян на Можайской дороге, переселил в Мазилово деревни Гусарево и Ипская. На месте Ипской посадил липовую рощу – сейчас там Филевский парк. Деревня Гусарево располагалась там, где сейчас улица Малая Филевская. Она называлась Прудовая.
Согласно краеведческим данным[1]:
«Для того, чтобы беспрепятственно преодолеть непредсказуемую речку Фильку, на ней была построена плотина, в результате чего образовался Мазиловский пруд.
Мазиловский пруд упоминается в Указе царевны Софьи (сводной сестры будущего императора Петра I), по которому усадьба Кунцево, с прилегающими землями, отдавалась в ведение патриарха Московского и всея Руси Иоакима (1689 г.).
Чистоту пруда обеспечивают ключи, а в старину его полностью проточным. А значит, очень чистым, делала река Филька. Речка называлась Хвилькой, то есть топким, болотистым местом). Правый приток р. Москвы. Увы, ее постигла судьба многих малых рек – она частично погибла. Частично находится в трубе.
В начале 60-х годов ХХ века, когда строилась линия метро, инженеры-проектировщики обследовали плотину, укротившую речку Фильку. Они восхитились добротностью сооружения. По всей видимости, возводили плотину мастера церковного строительства, на что указывала кованая решетка, огораживающая приемный коллектор с диаметром 3-4 метра. Прослужив не одну сотню лет, приемник такого большого диаметра и такой же высоты переходил в водовод, диаметром немного меньшим и длинною 25-30 метров, который заканчивался ровной плоской площадкой, ограниченной по обеим сторонам наклонными стенками в виде развернутой книги. Стены от времени рухнули, сливная площадка тоже разрушилась, а приемное кольцо и сама труба водовода стояли крепко, только кое-где под штукатуркой, размытой водой и временем проглядывала кирпичная кладка. Во время прокладки Филевской линии метро Фильку заключили в трубу, старинную плотину разрушили.
Для слива воды из Мазиловского пруда устроили новый водовод, отчего зеркало пруда опустилось на 1- 1,5 м».
Важную роль сыграл пруд в экономике деревни Мазилово: по данным краеведов, жители в 18-19 веках выращивали в пруду карпа на продажу, а на берегу пруда со стороны нынешней улицы Кастанаевской разводили капусту, которая требовательная к поливу.
В период расцвета дачного промысла в данной местности, то есть в конце 19 – начале 20 веков, пруд являлся местом купания и на нем были построены купальни – деревянно-рогожные конструкции, в которых люди переодевались и из них же попадали в воду, чтобы не идти на виду у всех в неодетом виде.
В период расцвета дачного промысла в данной местности, то есть в конце 19 – начале 20 веков, пруд являлся местом купания и на нем были построены купальни – деревянно-рогожные конструкции, в которых люди переодевались и из них же попадали в воду, чтобы не идти на виду у всех в неодетом виде.
Писательница-переводчик и театральная актриса 19 века Татьяна Львовна Щепкина-Куперник бывала здесь в юности и оставила воспоминания. Цитата воспоминаний Щепкиной-Куперник об актрисе Надежде Михайловне Медведевой: «Когда я еще девочкой познакомилась с Н.М., она была уже старухой. С Щепкинской семьей ее связывала многолетняя дружба: она была ученицей Щепкина, очень любившего ее, в его доме она провела много счастливых и веселых дней и впитала все его традиции и уроки. Я помню ее величественной, грузной старой дамой. Полна она была необычайно, так что дядя Сережа, любивший пошутить, уверял, что, когда она купается в Мазилове, где она любила жить по летам, то небольшой Мазиловский пруд выходит из берегов. Я в детстве верила этому и все бегала смотреть, как это бывает, но мне ни разу не удалось поспеть к той минуте, когда она входила в воду!»
В годы Великой Отечественной войны в деревне Мазилово в деревнях Мазилово, Давыдково и Матвеевское располагались пункты для обучения маршевых рот, которые в своей подготовке использовали различные оборонительные сооружения, оборудованные на местности, включая колхозные поля. [2]
Пруд с его прилегающими овражками, ручейками, склонами как нельзя лучше подходил для отработки действий на пересеченной местности. Так появился ЖБОТ, построенный с двумя целями – и как учебно-тренировочный объект, и как боевое укрепление на случай движения врага по Можайской дороге.
Пруд сохранил свои границы и при прокладке Филевской линии Московского метрополитена со станцией «Пионерская», открытой 13 октября 1961 года. Дамба была укреплена, и получившаяся широкая насыпь с проезжей дорогой получила название «Проектируемый проезд».
Хотя утрачен овраг поймы Фильки у Восточного вестибюля метро «Пионерская», утрачено старинное кладбище в районе Б.Филевской улицы).
Таким образом, Мазиловский пруд является исторически сложившимся биоценозом и длительное время существующим географическим объектом, а также социально-значимым объектом культурного досуга. На пруду имеется благоустроенная зона отдыха и мемориал «ЖБОТ на пруду».
Отзывы учащихся о посещении Мазиловского пруда
Эргашева Диана, 1В: «Мы ходили на пруд. Там было очень интересно. Мы видели горбатый мостик. Я очень полюбила ходить на пруд вместе с классом. Это очень интересно».
Овчинников Дима, 1В: «Мы ходили к пруду. Там мы набрали в колбу воды. Еще мы видели памятник. Потом мы видели горбатый мостик, на мостике мы загадывали желания. А в классе мы рассматривали эту воду»
Авагян Анаит, 4В: «Замечательное место. Кругом трава и свежесть. А если дойти до конца пруда, то можно увидеть горбатый мостик. Если пройти по нему и загадать желание, то, возможно, оно исполнится! А знаете, что Мазиловский пруд был всегда, раньше там стояла деревня Мазилово. И там не было тогда телевизоров, как сейчас. Они сами себе делали развлечения. Когда к ним в деревню приезжали купцы, они решили так: взяли все бочки и построили огромную стену. Строили стену крепкие парни. И двое из них стояли на страже. В общем, переполох»
Волков Дима, 4В «Я был очень удивлен, что этот пруд существовал и очень давно. И то что древний способ набирания воды – загонять в воду телегу с бочками. И то, что пруд находится около речки Фильки. И еще мне кто-то сказал, что там есть черепахи»
Давыдов Андрей, 4В : «Мне понравилось на нашем пруду. Особенно тот момент, когда студенты берут пробу воды из пруда. Печально, что река Филька стала маленьким ручьем. Меня раздражает, когда люди выбрасывают мусор в пруд. Еще могли бы заняться очисткой пруда, и тогла мы могли бы в нем купаться».
Караваев Даниил, 4В: «Мне очень понравился Маиловский пруд. Я узнал, что раньше, чтобы набрать в бочку воды, люди на лошадях входили в воду вместе с бочкой. Узнал и то, что пруд соединяется с речкой Филькой»
Егорова Лиза, 4В: «Это замечательный пруд, мне там понравилось. Там очень интересно было. Мы смотрели памятник»
[1] Материалы приведены пользователем Челпановым Сергеем на сайте http://nazadvgsvg.ru/viewtopic.php?id=1049 в разделе «Моя малая родина Мазилово»
[2] По данным книги Данченко М.В. «Наследие Кунцева» [2, С. 159]
Проект направлен на формирование сознательного патриотизма через эколого-краеведческую деятельность и историческое знание. Актуальность данного проекта связана с необходимостью сохранять связь поколений, живущих на определенной территории, через сохранение элементов материальной культуры и исторически сложившихся биоценозов. Одной из достопримечательностей нашего района «Фили-Давыдково», вошедшего в состав города Москвы только в середине 20-го века, является Мазиловский пруд.
Отправлен сертификат:Конкурс экологических проектов «Экология глазами детей»