Голосование завершено
Балташева Алина Маратовна (12 лет) - Исследовательская работа «Сказка ложь, да в ней намек- человечеству урок!»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
“Средняя общеобразовательная школа» п.Тёплая Гора
Номинация: Литература и экология
«Сказка ложь, да в ней намек- человечеству урок!»
Автор работы:
Балташева Алина Маратовна,
ученица 5а класса
МАОУ «СОШ» п. Теплая Гора
Руководитель:
Павлова Надежда Сергеевна,
учитель МАОУ «СОШ» п. Теплая Гора
п.Тёплая Гора
2017 г.
Содержание.
1. Введение. стр.
2. Царство Лешего. стр.
3. Речные заводи Водяного. стр.
4. «Живая» и «мертвая» вода. стр.
5. Хранительница природных богатств. стр.
6. Запретное яблочко. стр.
7. Золотые россыпи помоек. стр.
8. Заключение. стр.
9. Использованная литература. стр.
10. Приложение (карта)
1.Введение
«Сказка
– ложь, да в ней намек, добру молодцу – урок!».
Хоть сказки и кажутся развлечением, в них есть
глубокий нравственный смысл. Сказки возникли как устное народное творчество еще
задолго до возникновения различных наук. Но уже в те далекие для нас времена
люди одухотворяли природу и поклонялись ее величию, осознавая, что их жизнь
напрямую зависит от Матушки-природы. И пусть нередко человек наделял Природу
сверхъестественной силой – это только еще больше подчеркивало их взаимосвязь.
Мы отправимся в путешествие по сказкам, где
герои не нарушают экологических законов и Природа относится к человеку так, как
сам Человек относится к природе.
Я считаю, что моя работа актуальна. Сказки учат нас не только различать добро и зло, совершать добрые поступки, оказывать помощь всем, кто в этом нуждается. Сказка может научить нас и тому, как нужно бережно и внимательно относиться к природе, к братьям нашим меньшим. Сказка нам показывает, что может случиться с окружающим нас миром, если мы вовремя не одумаемся.
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она как мы такая же живая!
Цель: поиск рационального решения проблем экологии в разных сказках.
Задачи:
1. Проследить отношение наших предков к природе
через изучение сказок.
2. Показать экологический смысл, заложенный
в сказках.
3.Показать через сказку природу «вчера» и
«сегодня».
4. Воспитать любовь к сказкам и бережное
отношение к природе.
5.Подумать о чём должен задуматься современный человек.
6.Наглядно показать, как через творчество можно проследить проблемы экологии.
2. Царство Лешего.
Я с раннего детства люблю читать сказки, сейчас читаю сказки своей младшей сестре. Такой персонаж, как Леший, встречается во многих сказках, например: "Золото берегинь", "Сказка о хитром воре", "Сказка о медведе костоломе и Иване купецком сыне", "Земля со дна океана", "Лесной царь""Леший".
Кто же он такой? Леший, хозяин леса, зверей и птиц. Он охраняет лес и лесных зверей, потому его опасаются лесорубы и охотники. Леший любит морочить голову путникам и сбивает их с тропинки, путая тропы и начиная водить кругами. Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа, умеет платить добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда. И очень обрадуется Леший, если оставить ему где-нибудь на пеньке лакомства, какие в лесу не растут: пирожок, пряник, и сказать вслух спасибо за грибы и ягоды. В больших лесах живут по два и по три Леших, которые иногда ссорятся между собою при дележе лесных угодий. Ссоры доходят до драки; Лешие бьют друг друга столетними деревьями, которые они вырывают с корнем, и стопудовыми камнями, отбитыми от скал. Леший любит качаться на древесных ветвях. Леший не любит крика, не любит, когда в лесу шумят, оставляют мусор, не тушат за собой костры.
Леший любит порядок, тишину, чистоту, чтобы ничто не нарушало покой птиц и животных. Леший не любит, когда в его владения вторгается человек. А у нас каждый год уничтожаются около 13 миллионов гектаров леса и почти половина из них - места, где еще никогда не ступала нога человека. Из-за этого многие виды животных и птиц оказываются на грани вымирания. Какой Леший задержится в этих лесах и спасет его?
2. Речные заводи Водяного .
Ещё один интересный и всем известный персонаж сказок - Водяной. Например, сказка «Летучий корабль», «Как рыбак водяного обманул», «Огонь вода и медные трубы», «Варвара - краса длинная коса»...
А где обитает этот сказочный герой?
Хозяин вод ревниво следит за своими владениями и требует соблюдения определенных законов и правил при ловле рыбы, сплаве леса, купании, передвижении на плавсредствах. Он не терпит шумных людей и болтунов. Он может порвать или спутать рыбацкие сети. Будучи не в настроении, может разогнать рыбу, поломать удочки, украсть весла.
По всему миру мы нарушали морские экосистемы, что привело к вымиранию бесчисленного количества видов рыб и морских животных. Люди слишком хорошо научились вылавливать рыбу и других морских обитателей. Когда сетями и крючками мы грабим морские экосистемы, мы лишаем себя возможности в будущем прокормиться за счет моря, конечно в наших водоёмах нет хранителя вод - Водяного, а жаль.
3. «Живая» и «мертвая» вода.
А живая и мертвая вода?
Часто в сказках с помощью живой и мёртвой воды наши герои хорошеют и оживают, стареют и умирают.
Вода сама по себе сказочное, волшебное вещество. Хотя бы потому, что оно встречается в трех формах - жидкой, твердой (лед) и газообразной (пар). Она покрывает земной шар на две трети. Именно благодаря воде на нашей планете есть жизнь.
Живая вода - это вода из чистого озера или реки, родникового ключа, святого источника, талая вода, полученная из чистого снега, вода, имеющая в своем составе достаточно полезных минеральных солей. В сказках она возвращает мертвым жизнь, а слепым зрение.
Мертвая вода называется иногда целительной: она заживляет нанесенные раны, сращивает рассеченные части мертвого тела, но еще не воскрешает его; только окропление живой водой возвращает ему жизнь.
Мертвая вода - это, соответственно, вода, к питью непригодная - из стоячего болота, из грязного, отравленного водоема. В нашем же мире так загрязнили водоёмы, что в скором времени она станет только мертвой, но не будет заживлять раны, а только губить.
4. Хранительница природных богатств.
А теперь обратимся к авторским сказкам. Я недавно прочитала сказы Бажова. Во многих его сказах главная героиня Хозяйка Медной горы. Что же это за хозяйка?
Малахитница не только хозяйка «земляных богатств», но и хранительница секретов высшего мастерства. Она воплощение красоты самой уральской природы. Она хранительница сокровищ, а еще покровительница смелых и мужественных людей. Она любит «мудровать» над человеком, искушая его красотой и богатством. Падкие на богатство, жадные и завистливые люди бывают наказаны Хозяйкой. Хозяйка-дарительница и помощница. Наделяет своими дарами людей смелых, целеустремленных, пытливых, талантливых, верных и честных.
У нас, наверное, большая часть жадных завистливых людей, которые исчерпывают природные богатства, что такая отважная героиня, как Хозяйка Медной горы, не в силах справиться с жестокими людьми и сохранить земляные богатства.
5.Запретное яблочко.
Яблоки - мой любимый фрукт, он необыкновенно целебный. Яблоко - всем фруктам фрукт. В среднем яблоке примерно 80 калорий. Яблоки - это витамины С, В6, и Р. В яблоках представлен широкий спектр минералов и микроэлементов, в котором доминирует калий. Из углеводов в яблоках преобладает фруктоза. В яблоках нет жира, натрия и холестерина. Яблоки обладают противоаллергическими, противовирусными, противовоспалительными, антиоксидантными, противоопухолевыми свойствами. Яблоки – чудесные плоды, их очарование, вкус и аромат даруют нам здоровье, красоту, молодость, и просто хорошее настроение, вкус к жизни!
Почему именно яблоко, а не другой фрукт чаще всего встречается в сказках? Может быть, он играет какую-то особую роль в жизни и судьбах героев?
Например, в сказке Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» молодая царевна засыпает, откусив отравленное яблоко. Кроме сказки Пушкина яблоки встречаются часто и в других сказках и произведениях. Например, «Молодильные яблоки», «Серебряное блюдечко и наливное яблочко», «Иван-царевич и серый волк», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Ведьма и Солнцева сестра», «Наказанная царевна». И здесь у яблока свое предназначение: символ молодости и бессмертия; символ любви; символ материнства, материнского благословения, плодородия; яблоко предсказывает и показывает судьбу; улучшает жизнь человека. Яблочко «наливное, молодое, золотое…», молодильные яблоки: «…съест человек яблочко – вмиг помолодеет…», «кто поймает яблочко, тот жених принцессе будет», «… покати яблочко и иди за ним следом, приведет куда надо…». Но иногда это яблочко другое: «…сорвал яблоко, съел, и в тот же миг выросли на голове рога…», «…надкусила царевна яблоко и тут же умерла…»Да и выглядят они не так как наши. Вот как пишет Пушкин об яблоке:
Что за яблочко, оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто…
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Видно семечки насквозь…»
В нашем мире атмосфера очень загрязнена. Заводы и фабрики ежедневно выбрасывают в воздух планеты тонны пыли и частиц, вредных отравляющих веществ. Конечно, большое количество транспорта, работающего на бензине, также вносит свой губительный вклад в загрязнение воздуха, и в этой отравленной атмосфере выращиваются наши яблоки, которые впитывают всю эту отраву. А ещё яблоки - самые загрязненные пестицидами продукты. Чтобы яблоки дольше хранились, их покрывают эмульсионным налётом и насыщают консервантами. Попадая в организм человека, загрязненные растительные продукты вызывают различные негативные процессы. Однократное введение 100-150 мг нитритов вызывает у человека покраснение кожи лица, снижение артериального давления, учащение пульса, ощущение шума в голове. При введении 300 мг отмечается обильное потение, синюшность кожи, одышка, головокружение, а иногда - преходящее расстройство зрения.
Молодая царевна, отведав наше яблочко, наверное бы никогда не проснулась.
6. Золотые россыпи помоек.
Пересмотрим еще одну сказку - «Стойкий оловянный солдатик» Х. К. Андерсена:
А лодочка все плыла и плыла по сточной канаве и вдруг скользнула в канализационную трубу. ... Вода из трубы, оказывается, утекала прямо в речку. Но вдруг Солдатика проглотила большая рыба. Нашего солдатика нашли в брюхе рыбы. А что же можно увидеть в наших морях и океанах?
Значительный объем органических веществ, большинство из которых не свойственно природным водам, сбрасывается в реки вместе с промышленными и бытовыми стоками. Кроме этого, мы загрязняем океаны и моря нефтью и душим их пластмассой, которая очень медленно разлагается и может сохраняться в окружающей среде в течение десятков тысяч лет. Как вы думаете, какую картину можно увидеть? Не солдатиков в брюхах рыб, а самих рыб всплывших брюхом кверху, потому что многие морские организмы и рыбы погибают, особенно быстро погибают икра и личинки. Загрязненные моря и океаны становятся непригодными для обитания морских животных и рыб.
7.Заключение.
Проведя исследование нескольких сказок, можно сделать вывод: народные сказки учат не только нормам поведения людей, но и основаны на наблюдениях за природой и содержат глубокий экологический смысл. Они учат нас любви к природе, к заботе о братьях наших меньших, сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать своё эмоциональное отношение к ней. В сказках отражены знания о природе, прослеживается желание предостеречь потомков от необдуманных поступках в отношении природы. Экологические сказки имеют большое воспитательное значение и для современных детей, т.к. несут большой нравственный потенциал. Сказки учат познавать окружающий мир, воспитывают чувство причастности к благополучию в природе, думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатств и красоты.
Сказка – благодарный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка воспитывает любовь к родной земле. Современный мир не мыслим без заводов и фабрик, производящих продукцию, необходимую для жизни современного человека. Но при этом стало почти правилом наплевательски относиться к окружающей среде со стороны работников этих предприятий. Нельзя забывать, что самой первой необходимостью для человека должна быть среда, в которой он живет. Экологически малограмотный и невоспитанный человек, вооруженный могучей техникой, может в короткое время причинить существенный ущерб природе. И чем более мощными средствами человек воздействует на природу, тем важнее задача формирования экологического сознания. Вдыхая отравленный воздух и потребляя отравленную воду, пищу, человек теряет здоровье в раннем возрасте. По данным медиков, уже теперь от 75 до 90% заболеваний вызывается зараженной средой.
Я считаю, что подрастающему поколению важно рассказывать об экологических проблемах на понятном языке, т.е больше читать сказок и разбирать их.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е.А.Евтушенко
8.Список использованной литературы.
1.Афанасьев А. Н. Народные русские сказки.-
2. Русские народные сказки. – М.: Содействие, 1994.
3. Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. - М.: Республика, 1992. – 304 с.:
4.Газина О.М. Экологическая азбука для детей: Жизнь морей и океанов. - М.: Школьная Пресса, 2000.-32с.
9. Приложение (карта).
Мы отправимся в путешествие по сказкам, где герои не нарушают экологических законов и Природа относится к человеку так, как сам Человек относится к природе.
Отправлен сертификат:Конкурс экологических проектов «Экология глазами детей»